г. Чита |
Дело N А19-24302/2009 |
17.05.2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2010.
Полный текст постановления изготовлен 17.05.2010
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: Л.В. Ошировой, К.Н.Даровских
при ведении протокола судебного заседания секретарем Л. М. Шумаковой
при участии:
от истца: не явился, извещен (уведомление от 20.04.2010)
от ответчиков: не явились, извещены (уведомление от 20.04.2010, уведомление телеграфом от 07.05.2010)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2010 года по делу N А19-24302/2009 по иску общества с ограниченной ответственностью "Байтоглес" к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству, Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области о взыскании 932 463 руб.,
принятое судьей Габескирия М. Н.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Байтоглес" (далее - ООО "Байтоглес", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству, Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованием о взыскании суммы 440 285,49 руб., составляющей неосновательное обогащение, приобретенное ответчиком вследствие излишней оплаты истцом на основании договора от 21.12.2007 N 6 арендных платежей за период 01.06.2008 по 30.09.2009.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2010 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области 324 284,49 руб. неосновательного обогащения, в удовлетворении остальной части иска отказал. Кроме того, ООО "Байтоглес" отказано в удовлетворении иска к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству.
Ответчик Агентство лесного хозяйства Иркутской области, не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку судом привлечена Иркутская область в лице ненадлежащего органа - Агентство лесного хозяйства Иркутской области. По мнению заявителя, надлежащим органом является Министерство финансов Иркутской области, осуществляющее функцию по представлению интересов казны Иркутской области, в связи с чем обжалуемое решение вынесено о правах и обязанностях Министерства финансов Иркутской области, не привлеченного к участию в деле.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что при расчете арендной платы применялся коэффициент 2.0. Суд вышел за пределы исковых требований и фактически признал незаконными начальную и окончательную цены предмета аукциона, зафиксированных в протоколе лесного аукциона N 4 от 17.12.2007. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что начальная цена предмета аукциона (аукционной единицы - лесного участка) должна быть равна минимальному размеру арендной платы за пользование данным лесным участком.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании протокола лесного аукциона от 17.12.2007 N 4, победителем лесного аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с разрешенным использованием лесных насаждений - заготовка древесины в объеме 9000 куб. м., расположенного в ОГУ "Усть-Ордынский лесхоз" на территории Эхирит-Булагатского лесничества, признано ООО "Байтоглес".
В соответствии с п. 3 протокола лесного аукциона от 17.12.07 N 4, начальная цена аукционной единицы составляет 902 600 руб., окончательная цена аукционной единицы - 1 470 276 руб., сумма внесенного задатка - 90 300 руб.
21.12.2007 между Управлением лесного хозяйства Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (арендодатель) и ООО "Байтоглес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 6, в соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 которого арендодатель обязался предоставить в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет ООО "Байтоглес" лесной участок площадью 6 487 га, расположенный в Усть-Ордынскому Бурятском автономном округе, ОГУ "Усть-Ордынский лесхоз" Эхирит-Булагатское лесничество, в составе кварталов: N 10-17, 42-49, 73-80, 104-107, 130-132, 8-9, 129. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на карте лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора).
Согласно пункту 8.1 договора от 21.12.2007 N 6, срок его действия согласован сторонами с момента государственной регистрации настоящего договора по 31.12.2033.
Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 17.04.2008 г., регистрационная надпись на договоре за N 38-38-17-/001/2008-256.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора, арендная плата составляет 1 470 276 руб. в год, которая вносится ежеквартально равными частями в размере 25% части годового размера арендной платы в следующие сроки:
1 квартал - с 1 января по 15 января,
2 квартал - с 1 апреля по 15 апреля,
3 квартал с 1 июля по 15 июля,
4 квартал - с 1 октября по 15 октября.
Согласно пункту 3.3 договора арендная плата вносится в доход бюджета не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. В соответствии с пунктом 3.4 договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 5 и представляет в течении 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Пунктом 3.5 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанный в договоре от 21.12.2007 N 6 лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 01.06.2008 N 4.
В обоснование исковых требований истец сослался на излишнюю оплату арендных платежей, которая рассчитана на основании не подлежащего применению Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
Суд, частично удовлетворяя исковые требования о взыскании неосновательного обогащения, указал на неправомерное применение при расчете арендной платы коэффициента 2,0, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", утратившего силу на момент заключения договора аренды лесного участка.
На основании части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.05.2007 N310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Арбитражный суд Иркутской области пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы коэффициента 2,0, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", поскольку полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
С учетом установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и корректирующего коэффициента 1,05, объема ежегодного отпуска древесины, установленного п. 1 ст. 3 Закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" коэффициента 1,15, установленного п. 1 ст. 3 Закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" коэффициента 1,30, предусмотренного п. 3 протокола лесного аукциона от 17.12.07 N 4 повышения арендной платы на 62,893 %, размер арендной платы за период с 01.06.2008 по 30.09.2009 составил 1 209 911 руб. 51 коп.
Истцом возмещена арендная плата на общую сумму 1 443 896 руб., что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями N 1 от 23.06.08, N 2 от 10.07.08, N 3 от 10.07.08, N 8 от 15.10.08, N 9 от 15.10.08, N 10 от 20.11.08, N 11 от 20.11.08, N 17 от 25.12.08, N 18 от 25.12.08, N 4 от 10.02.09, N 5 от 10.02.09, N 9 от 04.03.09, N 10 от 04.03.09, N 14 от 23.03.09, N 18 от 14.04.09, N 20 от 06.05.09, N 24 от 29.05.09, N 29 от 29.06.09, N 30 от 30.06.09, N 31 от 31.07.09.
В этой связи Арбитражный суд Иркутской области обоснованно взыскал с ответчика неосновательное обогащение в размере 233 984,49 руб. Кроме того, суд пришел к правильному выводу о том, что уплаченный истцом задаток в сумме 90 300 руб., размер которого не засчитан в счет исполнения обязательств по договору аренды лесного участка от 21.12.2007 N 6, также является неосновательным обогащением ответчика и взыскал с последнего сумму задатка.
Довод ответчика о том, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что начальная цена предмета аукциона (аукционной единицы - лесного участка) должна быть равна минимальному размеру арендной платы за пользование данным лесным участком, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получил надлежащую оценку, обоснованно признан несостоятельным. В соответствии с п.п.4 п.4 ст.79 Лесного кодекса РФ, начальная цена предмета аукциона при продаже права на заключение договора аренды лесного участка рассчитывается в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 1 которой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Также является несостоятельной ссылка заявителя апелляционной жалобы на привлечение Иркутской области в лице ненадлежащего органа - Агентства лесного хозяйства Иркутской области, поскольку Агентство лесного хозяйства Иркутской области является администратором доходов бюджета по платежам за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2008 год", приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области от 31.01.08 N 8-дпр.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2010 года по делу N А19-24302/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24302/2009
Истец: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, ООО "Байтоглес"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Территотиальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству, ТУ Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству