г. Томск |
Дело N 07АП-2967/11 |
13 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены),
от третьего лица : без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Производственного кооператива "Приз"
(ИНН 4209016761, ОГРН 1034205053850), г.Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 14.02.2011 г.
по делу N А27-16521/2010 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению Производственного кооператива "Приз"
(ИНН 4209016761, ОГРН 1034205053850), г.Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки, незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, об обязании исключить из кадастра объектов недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Производственный кооператив "Приз" (далее - кооператив, ПК "Приз") обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением: о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1140 площадью 4102 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Белогорская, 27, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля") по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 21936250,3 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5348,27 руб. за кв.м.; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (правопреемник Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1140 площадью 4102 кв.м., в размере 21936250,3 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5348,27 руб. за кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Белогорская, 27, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка; о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), далее - Росреестр) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1140 площадью 4102 кв.м., в размере 21936250,3 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5348,27 руб. за кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Белогорская, 27, выразившихся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; об обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2011 в удовлетворении заявленных требований кооперативу отказано.
Не согласившись с данным решением, ПК "Приз" обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы кооператив ссылается на следующее:
- судом не дана правовая оценка доводам заявителя о формировании недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка;
- не приведены выводы суда о соблюдении заинтересованными лицами по делу процедуры формирования в государственном земельном кадастре достоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка;
- оспариваемыми результатами оценки и действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области нарушаются права кооператива на уплату земельного налога.
Подробно доводы кооператива изложены в апелляционной жалобе.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в порядке статьи 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражает против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата", Коллегия Администрации Кемеровской области отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
ФГУП "ФКЦ "Земля" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2011 не подлежит отмене либо изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПК "Приз" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1140, площадью 4102 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Белогорская, 27 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.09.2009).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.09.2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1140 определена в размере 21 936 250,3 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5348,27 руб./ кв.м.
Согласно отчету ООО "Центр Независимой Оценки" от 24.09.2010 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1140 составляет 4113795 руб.
В связи с существенным различием величины рыночной оценки земельного участка с его кадастровой стоимостью, кооператив, полагая результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3, 1.4, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Общество фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007 года с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Указанный нормативный правовой акт является действующим.
Более того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, Кемеровский областной суд в рамках рассмотрения гражданского дела N 3- 149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур.
В материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11 ноября 2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.
В связи с чем, Управление Росреестра по Кемеровской области исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, кооперативом не представлено.
Отчет независимого оценщика ООО "Центр Независимой Оценки" от 24.09.2010 N ОН 165/10 года не может являться таким доказательством, поскольку цель и назначение отчета определение рыночной стоимости права собственности, а не в целях определения кадастровой стоимости.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о достоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка кооператива и обоснованно признал законными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости достоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ПК "Приз" в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует избранному способу защиты нарушенного права, так как действия Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов кооператива, заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ПК "Приз" требований.
Поскольку апеллянтом не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными организациями уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей (подпункт 3 пункт 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ПК "Приз" уплачена государственная пошлина в размере 2000,00 рублей (платежное поручение N 2 от 14.03.2011)
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в больше размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000,00 рублей подлежит возврату производственному кооперативу "Приз".
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 14 февраля 2011 года по делу N А27-16521/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Производственному кооперативу "Приз", г. Кемерово из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 2 от 14.03.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Журавлёва В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16521/2010
Истец: "Приз", ПК "Приз"
Ответчик: Коллегия Администрации Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области