г. Челябинск
19 августа 2011 г. |
N 18АП-7944/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЖБИ-2" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2011 по делу N А76-3271/2011 (судья Воронов В.П.).
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "ЖБИ-2" - Чепушканов Д.А. (доверенность от 17.02.2011)
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Кардава О.Б. (доверенность от 11.10.2010).
Закрытое акционерное общество "ЖБИ-2" (далее - ЗАО "ЖБИ-2", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, ответчик 1), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП", ответчик 2) о
1. признании незаконным бездействия Управления Росреестра, выраженного в
1) не направлении сведений в ФГУ "ЗКП" об исключении из кадастра объектов недвижимости существующей кадастровой стоимости земельных участочков
- кадастровый номер 74:36:0318001:21, расположенный по адресу: г. Челябинск, ш. Копейское, д. 50, общей площадью 141 278 кв.м. в размере 295 458 919 руб. 74 коп.;
- кадастровый номер 74:36:0318001:6, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Нахимова, общей площадью 20 423 кв.м. в размере 32 195 838 руб.
2) не направлении ФГУ "ЗКП" сведений об установлении новой кадастровой стоимости земельных участков в следующем размере
- кадастровый номер 74:36:0318001:21, расположенный по адресу: г. Челябинск, ш. Копейское, д. 50, общей площадью 141 278 кв.м. в размере 60 800 000 руб.;
- кадастровый номер 74:36:0318001:6, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Нахимова, общей площадью 20 423 кв.м. в размере 13 505 000 руб.
2. Об обязании Управления Росреестра направить в ФГУ "ЗКП" сведения об исключении из государственного кадастра недвижимости существующей кадастровой стоимости названных земельных участков.
3. Об обязании Управления Росреестра направить в ФГУ "ЗКП" сведения об установлении новой кадастровой стоимости земельных участков.
4. Об обязании ФГУ "ЗКП" в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений от Управления Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости существующую кадастровую стоимость земельных участков.
5. Об обязании ФГУ "ЗКП" в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений от Управления Росреестра внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости на основании рыночной стоимости земельных участков (с учётом уточнения предмета требований, а также привлечения ФГУ "ЗКП" в качестве соответчика, т. 2 л.д. 77-78).
Решением суда от 23.06.2011 (резолютивная часть от 20.06.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 108-122).
В апелляционной жалобе общество (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объёме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на следующее.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что заявителем не предоставлен отчёт о рыночной стоимости на дату определения кадастровой оценки земельного участка, необоснованно сужает сферу действия нормы ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рассматривая её исключительно во взаимосвязи со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", тогда как ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации не сдержит никаких ссылок на то, что данная норма применяется во взаимосвязи с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Нормы главы III. I названного Закона предусматривают порядок оспаривания результатов кадастровой оценки, тогда как предметом настоящего спора является не оспаривание результатов кадастровой оценки, а установление рыночной стоимости земельного участка. Обращаясь в орган кадастрового учёта, заявитель не оспаривал существующую кадастровую стоимость земельного участка, а просил привести её в соответствие с действующим законодательством. По этому же основанию не является обязательным предоставление положительного заключения оценщиков об отчёте, так как результаты кадастровой стоимости не оспариваются.
Апеллянт также ссылается на то, что судом первой инстанции не была дана оценка тому обстоятельству, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя была рассчитана на основании результатов кадастровой оценки, проведённой в 2000-2002 годах, которая утратила силу по истечении сроков её действия.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ФГУ "ЗКП" не явился.
С учетом мнения заявителя и Управления Росреестра и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителем в адрес Управления Росреестра направлено заявление N 22 от 26.01.2011, в котором просило в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации пересмотреть и внести соответствующие изменения в кадастровую стоимость земельных участков, с кадастровыми номерами 74:36:0318001:21, 74:36:0307001:6. С заявлением представлен, в том числе, отчет об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.12.2010 (т. 2 л.д. 11-14).
Управление письмом от 04.12.2011 N 2916 (т. 2 л.д. 15-17) отказало в пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков. Основанием для отказа в пересмотре было указано, что комиссия, создание которой предусмотрено ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на момент рассмотрения заявления не создана и отсутствуют разъяснения о приведении кадастровой стоимости земельных участков к их рыночной стоимости. Кроме того, заявителем не представлено положительное экспертное заключение к отчету оценщика, а также отчет выполнен на дату, не соответствующую дате установления кадастровой стоимости земельных участков. Управлением рекомендовано обратиться в суд по данному вопросу.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не соблюдены требования ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для оспаривания кадастровой стоимости земельных участков: представленный отчёт об оценке отражает рыночную стоимость по состоянию на 01.12.2010, а не на дату определения кадастровой стоимости земельных участков, к отчёту не приложено положительное экспертное заключение, в силу чего заявление общества не подлежит рассмотрению.
Выводы суда по существу спора являются верными.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В рассматриваемом случае в кадастровых паспортах спорных земельных участков (т. 1 л.д. 15, 17) кадастровая стоимость земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как следует из содержания нормы ст. 66 ЗК РФ (в редакции до изменений, внесённых Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010) оценка земли производилась двумя способами:
- определение рыночной стоимости в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности;
- определение кадастровой стоимости путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
Порядок государственной кадастровой оценки земель был утверждён Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и принятыми в соответствии с ним Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 результаты кадастровой оценки земель действительны 5 лет.
Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010 внесены изменения, в том числе и в ЗК РФ.
Частью 3 ст. 66 ЗК РФ (в новой редакции) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом порядок кадастровой оценки земель регулируется главой III.I Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности), также введённой в названный закон Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010.
При этом довод апеллянта о необоснованности оценки нормы ч. 3 ст. 66 ЗК РФ исключительно во взаимосвязи со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку указанные нормы права следует понимать в их нормативном единстве, принимая во внимание их введение в действие Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010.
По смыслу нормативных правовых актов, регулирующих порядок кадастровой оценки земельных участков (Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методические указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39) при определении кадастровой стоимости земельных участков при построении статистических моделей расчета кадастровой стоимости также учитывается рыночная стоимость земельных участков (п. 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39).
Таким образом, основанием для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости в соответствии с ч. 3 ст. 66 ЗК РФ может являться недостоверность кадастровой стоимости и её несоответствие рыночной стоимости.
Данное обстоятельство также следует из абз. 7 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, из содержания которой следует, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к убеждению, что изменение кадастровой стоимости и установление её в размере рыночной стоимости возможно исключительно путём оспаривания результатов кадастровой оценки в порядке гл. III I Закона об оценочной деятельности.
Доводы подателя апелляционной жалобы о возможности изменения кадастровой стоимости земельного участка и установления её в размере рыночной стоимости без оспаривания утвержденной кадастровой оценки подлежит отклонению в силу вышеуказанных выводов суда.
Нормой ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что результаты кадастровой оценки земель Челябинской области утверждены Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П, данный нормативный акт в установленном порядке не оспорен, не признан недействительным.
Доводы заявителя о том, что по существу кадастровая оценка спорных земельных участков произведена в 2000-2002 г.г. и при её определении применялась иная методика, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на оценку названного Постановления Правительства Челябинской области как нормативного акта, тогда как оснований для таковой его оценки при рассмотрении настоящего спора у суда не имеется.
Доказательств несоответствия размера кадастровой стоимости земельных участков заявителя их рыночной стоимости на дату утверждения результатов кадастровой оценки заявителем не представлено.
Представленный в дело отчет независимого оценщика по кадастровой стоимости от 17.01.2011 N 87/11, выполненный Южно-Уральской Торгово-промышленной палатой (т. 1 л.д. 19-191) определяет рыночную стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.12.2010, а не на дату определения их кадастровой стоимости.
Данный отчёт не может быть принят судом во внимание, поскольку норма ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности исключает иной порядок оспаривания кадастровой стоимости, иначе как путём определения рыночной стоимости на дату осуществления кадастровой оценки.
Таким образом, поскольку результаты утверждённой в Челябинской области кадастровой оценки заявителем не оспорены, оснований для внесения в кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков не имеется.
Возможность пересмотра кадастровой стоимости земельных участков заявителя с даты установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 ЗК РФ в настоящее время также исключается следующими обстоятельствами.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 22.07.2010 закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу, то есть с 26.07.2010.
Таким образом, к порядку вступления в силу данного закона применяются правила ст. 4 ГК РФ об отсутствии распространения обратной силы норм данного закона на ранее возникшие отношения.
Ввиду указанного, оснований для оспаривания кадастровой оценки, результаты которой были утверждены в 2009 году, в соответствии с новой редакцией нормы ч. 3 ст. 66 ЗК РФ, не имеется.
Статьей 5 Федерального закона N 167-ФЗ от 22.07.2010 установлено что, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанных норм в их системной взаимосвязи, порядок определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (часть 3 ст. 66 ЗК РФ), а также применение порядка оспаривания результатов кадастровой оценки (глава III.I Закона об оценочной деятельности) могут быть применены только к тем случаям, когда кадастровая оценка проведена на основании договора, заключенного после вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ от 22.07.2010, то есть к результатам кадастровой оценки, проведенной по истечении 5-летнего срока действия результатов прежней кадастровой оценки. При таких обстоятельствах применение указанных норм к результатам кадастровой оценки, утверждённым ранее указанной даты, названными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Между тем, в рассматриваемом случае результаты кадастровой оценки спорных земельных участков утверждены в 2009 году и в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 действительны в течение 5 лет.
Как ранее установлено судом, и не оспаривается заявителем, общество не оспаривает результаты ранее утверждённой кадастровой оценки.
Между тем изменение кадастровой стоимости в виде установления рыночной стоимости земельных участков без оспаривания результатов кадастровой оценки на дату её установления действующим законодательством не предусмотрено.
С учётом изложенного правового обоснования, оснований для применения нормы ч. 3 ст. 66 ЗК РФ, а также норм главы III.I Закона об оценочной деятельности к рассматриваемым отношениям не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать, что требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0318001:21, 74:36:0307001:6, равной их рыночной стоимости согласно отчету об оценке от 17.01.2011 N 87/11, выполненному Южно-Уральской Торгово-промышленной палатой является необоснованным и правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Поскольку в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой по настоящему делу составляет 1000 руб., обществу подлежит возврату из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной заявителем по платёжному поручению от 15.07.2011 N 1120.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2011 по делу N А76-3271/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЖБИ-2" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "ЖБИ-2" из федерального бюджета 1000 рублей - сумму излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
Л.П.Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3271/2011
Истец: ЗАО "ЖБИ-2"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата"