г. Хабаровск
19 августа 2011 г. |
N 06АП-3357/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Тихоненко А. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кумаевым А.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания "СИНЕГОРЬЕ": не явились;
от Министерства финансов Российской Федерации: не явились;
от Управления Федерального казначейства по Магаданской области: не явились;
от Департамента финансов администрации Магаданской области: не явились;
от Муниципального учреждения "Управление образованием" Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ягоднинский район Магаданской области": не явились;
от Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 09.06.2011
по делу N А37-631/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Астаховой Е.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания "СИНЕГОРЬЕ"
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 74 090 руб. 04 коп.
третьи лица Управление Федерального казначейства по Магаданской области, Департамент финансов администрации Магаданской области, Муниципальное учреждение "Управление образованием" Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области", Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области"
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания "СИНЕГОРЬЕ" (далее - истец, ООО "ЖУК "СИНЕГОРЬЕ", общество, ОГРН 1084912000370, адрес местонахождения: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Синегорье, ул. Когодовского, д. 17) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), о взыскании убытков в сумме 74 090 руб. 04 коп., понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области.
Решением от 09.06.2011 иск удовлетворен.
Минфин РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе ответчик ссылается на то, что заявленные в качестве убытков расходы являются обязательством областного бюджета; отсутствует нормативно - правовой акт, регулирующий порядок возмещения расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги педагогическим работникам в Магаданской области; Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377, не соблюдались Магаданской областью; что распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области, не предусмотрено Законом Магаданской области от 22.12.2008 N 1080-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", а Российской Федерацией выполнены обязательства по выделению Магаданской области денежных средств на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов"; что у истца не имелось правовых оснований для приема оплаты от абонентов данного вида, поскольку, принимая от них оплату, ООО "ЖУК СИНЕГОРЬЕ" способствовало причинению вреда; полагает, что истцом в состав убытков необоснованно включена сумма государственной пошлины, взысканная с общества при рассмотрении судом гражданских дел по заявлениям прокурора, поданным в интересах педагогических работников.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, где ООО "ЖУК "СИНЕГОРЬЕ" просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, но своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство апелляционным судом удовлетворено.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, вступившими в законную силу решениями мирового судьи судебного участка N 11 Ягоднинского района Магаданской области с истца в пользу педагогических работников образовательных учреждений поселка Синегорье Ягоднинского района Магаданской области взысканы денежные средства, уплаченные педагогическими работниками за жилье и коммунальные услуги в период с августа по декабрь 2009 года, в размере 70 128 руб. 36 коп., а так же госпошлина в размере 3 961 руб. 68 коп.
Взысканные по решениям мирового судьи денежные суммы, в том числе госпошлина, в полном объеме перечислены истцом по платежным поручениям на счет службы судебных приставов для их перечисления взыскателям и в федеральный бюджет, а также выплачены взыскателям наличными денежными средствами по расходным кассовым ордерам (т. 1 л.д. 10-13, 15-17, 29-42, 49-57, 59-63, 65-69, 71-74).
Таким образом, общая сумма расходов ООО "ЖУК "СИНЕГОРЬЕ" составила 74 090 руб. 04 коп.
Затраты на предоставление указанных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации истцу не были возмещены, что послужило основанием его обращения в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации N 3266-1) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанная норма предоставляет данной категории граждан льготы в натуральной форме, не ограничивая их право на получение льгот ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с ними членов семей.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оплаты жилья" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации N 3266-1.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Статьей 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" предусматривалось, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели.
При рассмотрении спора арбитражный суд первой инстанции правильно установил источник предоставления указанными законами льгот - средства федерального бюджета.
Расходы истца на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим, проживающим поселке Синегорье Ягоднинского района Магаданской области составили 74 090 руб. 04 коп., что подтверждено приобщенными к материалам дела платежными поручениями, расходными кассовыми ордерами.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законом педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2008-2009 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы арбитражный суд первой инстанции правомерно взыскал с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, что соответствует статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что в Приложении N 1 к областному бюджету на 2009 год указаны поступления доходов в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 91 045 100 руб., однако распределения субвенций бюджетам Муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот отдельным категориям граждан указанным законом предусмотрено не было, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств перечисления данных средств именно на компенсацию льгот, предоставляемых педагогическим работникам в соответствии с Федеральным законом "Об образовании", а также нецелевого использования субвенций в 2009 году ответчиком не представлено.
Довод жалобы об отсутствии обращений истца в органы власти Магаданской области за возмещением расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам и доказательств об обращении субъекта Российской Федерации (Магаданской области) в Министерство финансов Российской Федерации отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств по финансированию установленных льгот.
Довод жалобы о том, что ООО "ЖУК "СИНЕГОРЬЕ" способствовало возникновению убытков, принимая оплату от педагогических работников, отклонен апелляционным судом. Истец принимал от потребителей, в том числе и педагогических работников, оплату за потребленные энергоресурсы, не располагая информацией о наличии у них права на льготу, которую необходимо было предоставлять посредством освобождения соответствующих потребителей от оплаты за потребленные энергоресурсы. Довод о включении обществом в состав убытков суммы государственной пошлины, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как судами общей юрисдикции право педагогических работников на получение льгот по оплате за освещение и отопление было восстановлено, истец понес расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, которые никем не компенсировались.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает требования истца правомерными, а выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствующими материалам дела, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушения, являющиеся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущены.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 09 июня 2011 года по делу N А37-631/2011 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-631/2011
Истец: ООО "Жилищная управляющая компания "Синегорье"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Минстерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области", "Администрация муниципального образования "Ягоднинский район", "Управление образования" муниципального образования "Ягоднинский район", Департамент финансов администрации Магаданской области, Департамент финансов администрации по Магаданской области, МУ "Управление образованием" МУ "Администрация муниципального образования "Ягодниский муниципальный район Магаданской области", Управление Федерального казначейства по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3357/11