18 августа 2011 г. |
Дело N А05-3806/2011 |
г. Вологда |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 июня 2011 года по делу N А05-3806/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070, ИНН 2903000446; далее - ОАО "Архангельский ЦБК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - территориальное управление, ТУ Росимущества, ТУ ФАУГИ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 29:26:010203:190, площадью 30 053_61 кв.м, расположенного относительно ориентира - здания, находящегося в границах участка по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Декабристов, д. 5, за плату в собственность и возложении обязанности принять решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность, подготовить и направить проект договора.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 июня 2011 года по делу N А05-3806/2011 требования общества в удовлетворены.
Территориальное управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ).
Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2001 серии 29 АБ 003374, серии 29 АБ 003375, серии 29 АБ 003376, серии 29 АБ 003377, от 23.05.2001 серии 29 АБ 003407, от 19.01.2005 серии 29 АГ 012014, серии 29 АГ 012015 подтверждается право собственности ОАО "Архангельский ЦБК" на объекты недвижимого имущества: здание гаража на 200 автомашин, общей площадью 4990,2 кв.м; здание гаража на 10 автобусов, общей площадью 883,7 кв.м; здание склада, общей площадью 1782,1 кв.м; здание гаража на 20 автомашин, общей площадью 388,5 кв.м; здание КПП, общей площадью 550,7 кв.м; расположенные по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Декабристов, территория автотранспортного цеха общества; автодороги и площадки внутризаводские, Управление АЦБК, площади застройки 2009,7 кв.м и 15502,5 кв.м, расположенные по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Мельникова, д.1.
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 30053_61 кв.м с кадастровым номером 29:26:010203:190, который относится к землям населенных пунктов и находится в собственности Российской Федерации. Местоположение данного участка установлено относительно ориентира - здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Декабристов, д.5.
Факт нахождения принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимости на спорном земельном участке подтверждается справкой Новодвинского филиала государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Архангельской области" от 19.05.2010 N 02-37/09-159. Данный земельный участок принадлежит ОАО "Архангельский ЦБК" на праве постоянного бессрочного пользования согласно постановлению мэра г. Новодвинска от 15.09.1999 N 343, постановлению главы администрации МО "Город Новодвинск" от 23.01.2003 N 42.
Общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
ТУ ФАУГИ перенаправило документы в Росимущество.
С ответом от 07.04.2011 N ПП-10/8545 ФАУГИ возвратило пакет документов на доработку, указав на необходимость представления кадастрового паспорта земельного участка, обоснование площади испрашиваемого земельного участка, выписку из реестра федерального имущества.
ТУ Росимущества в письме от 15.04.2010 N 3370 сообщило обществу об этом решении ФАУГИ.
ОАО "Архангельский ЦБК" письмом от 15.04.2010 направило в ТУ ФАУГИ дополненный и откорректированный пакет документов.
Письмом от 21.09.2010 N 8237 территориальное управление сообщило обществу о возвращении документов ФАУГИ (письмом от 13.09.2010 N ПП-10/26665) с целью их доработки.
Общество обжаловало в арбитражном суде бездействие ТУ Росимущества по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица и граждане, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По настоящему делу общество как собственник объектов недвижимости, имеющие право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в ТУ ФАУГИ полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, территориальное управление в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок не приняло решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ОАО "Архангельский ЦБК", не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Также следует отметить, что общество обосновало размер испрашиваемого земельного участка, нарушений статьи 33 ЗК РФ не имеется.
Довод ТУ Росимущества об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о ТУ Росимущества, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
При таких обстоятельствах ссылка территориального управления на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО "Архангельский ЦБК", оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина ТУ ФАУГИ в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 июня 2011 года по делу N А05-3806/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3806/2011
Истец: ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4781/11