город Ростов-на-Дону |
дело N А53-20277/2010 |
18 августа 2011 г. |
15АП-7637/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от заявителя: Стешенко А.В. по доверенности от 08.02.2010,
от заинтересованных лиц - Сафарян Н.С. по доверенности от 14.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 по делу N А53-20277/2010,
принятое в составе в составе судьи Еремина Ф.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение "Новочеркасский электровозостроительный завод"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
о признании незаконными бездействий, выразившихся в уклонении от предоставления проекта договора купли-продажи земельного участка, обязании подготовить и направить проект договора,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Производственное объединение "Новочеркасский электровозостроительный завод" (далее ОАО "ПО "НЭВЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее ТУ Росимущества в Ростовской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 9288 кв.м. с кадастровым номером 61:55:0021111:14, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Гвардейская, 24, относящегося к землям поселений, находящегося в собственности Российской Федерации и переданного в аренду ОАО "ПО "НЭВЗ" для использования в целях размещения здания дома культуры по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 120)).
Заявленные требования мотивированы тем, что заинтересованные лица уклоняются от решения вопроса о предоставлении обществу земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", несмотря на предоставление заявителем всех документов, подтверждающих право на приобретение участка в собственность по льготной цене.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в уклонении от предоставления проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 9288 кв.м. с кадастровым номером 61:55:0021111:14, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Гвардейская, 24, относящегося к землям поселений, находящегося в собственности Российской Федерации и переданного в аренду открытому акционерному обществу "ПО "НЭВЗ" для использования в целях размещения здания дома культуры по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и обязал заинтересованных лиц направить обществу проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом был представлен полный пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370. На испрашиваемом заявителем земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий ОАО "ПО "НЭВЗ" на праве собственности. Справками МУП "ЦТИ" г.Новочеркасска подтверждается отсутствие на спорном земельном участке иных объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам. Отсутствие ограничений на приватизацию спорного земельного участка, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждается справками Управления Росреестра по Ростовской области и Управления архитектуры и градостроительства г.Новочеркасска. Бездействие заинтересованных лиц, выраженное в уклонения от согласования, подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, нарушает права заявителя и противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указал, что судом первой инстанции неправильно применены нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370. Согласно представленному заявителем ситуационному плану на испрашиваемом земельном участке расположены три объекта. Здание литер А принадлежит заявителю на праве собственности. В отношении объектов литеры В, Г заявителем не представлены правоустанавливающие документы. Сообщение органа технической инвентаризации о том, что данные объекты не являются недвижимым имуществом, не может заменить необходимость подтверждения ОАО "ПО "НЭВЗ" прав на указанное имущество, которое по смыслу Приказа Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 относится к зданиям, строениям, сооружениям. Росимуществом не может быть принято решение о приватизации спорного земельного участка, на котором имеются объекты, право собственности на которые не подтверждено заявителем.
В отзыве ОАО "ПО "НЭВЗ" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Заявитель указал, что расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты литер В, Г, не являются объектами недвижимости и в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на данные объекты не подлежат государственной регистрации, что подтверждается письмом МУП "ЦТИ" г.Новочеркасска от 02.02.2011 N 101. Права на данные объекты осуществляются обществом как на движимую вещь.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц апелляционную жалобу поддержала, просила решение Арбитражного суда Ростовской области отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя апелляционную жалобу не признала, просила решение Арбитражного суда Ростовской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснила, что спорные объекты были возведены заявителем на арендованном земельном участке и представляют собой строения из сборно-разборных конструкций не отвечающие признакам недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, здание ДК НЭВЗ (Дом культуры) было включено в перечень приватизируемых объектов и перешло в собственность ОАО "НПО "НЭВЗ", созданного в результате приватизации, что подтверждается планом приватизации Научно-производственного объединения "Новочеркасский электровозостроительный завод" и изменениями в план приватизации (т.1 л.д.46-74).
Впоследствии здание ДК НЭВЗ было внесено ОАО "НПО "НЭВЗ" в уставной капитал вновь созданного ОАО "ПО "НЭВЗ", что подтверждается протоколом N 1 учредительного собрания ОАО "ПО "НЭВЗ" от 17.09.2003; договором о создании ОАО "ПО "НЭВЗ" от 17.09.2003; актом приема-передачи имущества, переданного ОАО "НПО "Новочеркасский электровозостроительный завод" в уставной капитал ОАО "Производственное объединение "Новочеркасский электровозостроительный завод" от 06.11.2003 (т.1 л.д.27-44).
Право собственности открытого акционерного общества "Производственное объединение "Новочеркасский электровозостроительный завод" на дом культуры общей площадью 5472,2 кв.м., инвентарный номер: 13719, литер: А, этажность:3, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Гвардейская, д.24, зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2010 серии 61-АЕ N 785619 (т.1 л.д.75).
Судом установлено, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 9288 кв.м. с кадастровым номером 61:55:0021111:14, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Гвардейская, 24, который является собственностью Российской Федерации согласно выписке из ЕГРП от 03.08.2010 N 31/005/2010-340 (т.1 л.д.76).
Между ТУ Минимущества России по Ростовской области (арендодатель) и ОАО "ПО "НЭВЗ" (арендатор) был подписан договор аренды N 70 от 18.05.2004 по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 61:55:02 11 11:0014, расположенный по адресу: г.Новочеркасск, ул.Гвардейская, 24 для размещения здания дворца культуры площадью 0,9288 га. Срок аренды установлен в пункте 3.1 договора до 04.12.2052. Земельный участок передан обществу по акту приема передачи от 18.05.2004 (т.1 л.д.82-89).
Договор аренды N 70 от 18.05.2004, согласно статьям 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации, прошел государственную регистрацию, что подтверждается штампом регистрационной службы и выпиской из ЕГРП от 03.08.2010 (т.1 л.д.76, 89).
Статьей 2 Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" было предусмотрено право коммерческих организаций, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, приобрести земельные участки под указанными объектами по льготной цене. С учетом Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ реализация данного права возможна до 01 января 2012 года.
ОАО "ПО "НЭВЗ" обратилось в ТУ Росимущества в Ростовской области с заявкой N 754/09-ПО от 13.10.2009 (вх. N 3746 от 15.10.2009) на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 0,9288 га с кадастровым номером 61:55:02 11 11:0014 по адресу: г.Новочеркасск, ул.Гвардейская, 24, на котором расположен объект недвижимости - дом культуры, принадлежащий заявителю на праве собственности. К заявке был приложен пакет документов, сформированный ОАО "ПО "НЭВЗ" в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 30.10.2007 N 370 (далее приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 N370). Заявка поступила в ТУ Росимущества в Ростовской области 15.10.2009, что подтверждается оттиском входящего штампа (т.1 л.д.104-108).
Письмом N 12-4094/01 от 11.11.2009 ТУ Росимущества в Ростовской области уведомило ОАО "ПО "НЭВЗ", что в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, территориальное управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в собственность исключительно по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В связи с этим, письмом от 03.11.2009 N 12-3796/01 обращение ОАО "ПО "НЭВЗ" направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения вопроса о выдаче поручения на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:55:0021111:14, площадью 9288 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Гвардейская, 24 (т.1 л.д.109).
ОАО "ПО "НЭВЗ" в дополнение к ранее представленному пакету документов направило в адрес ТУ Росимущества в Ростовской области дополнительные документы, что подтверждается сопроводительным письмом исх. N 935/09-ПО от 23.12.2009 (вх. N 7002 от 23.12.2009). Согласно перечню, приведенному в данном письме, в ТУ Росимущество в Ростовской области были дополнительно предоставлены: справка о наличии объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу г. Новочеркасск, ул. Гвардейская, 24 от 19.12.2009 N 1610/4; кадастровый паспорт здания дома культуры (литер А), расположенного по адресу г. Новочеркасск, ул. Гвардейская, 24 от 18.12.2009; справка об отсутствии изъятий или ограничений в обороте земельных участков, установленных статьей 27 ЗК РФ по адресу: г.Новочеркасск, ул. Гвардейская, 24 от 23.12.2009 N 2132-18/2022; заключение о градостроительной подготовке земельного участка по земельному участку, расположенному по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск ул. Гвардейская, д. 24; документы по проектной организации ОАО "Донпроектэлектро": свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (копия на 1 листе); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия на 1 листе); Лицензия N Г-3-61-01-1026-0-6150010680-021987-2 от 18.12.2008 (т.1 л.д.111).
Письмом. N 12-5449/01 от 23.12.2009 данные документы были направлены ТУ Росимущества в Ростовской области в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в дополнение к первоначальному письму от 03.11.2009 N 12-3796/01 экспресс-почтой (т.1 л.д.112).
В письме N 12-2094/01 от 03.03.2010 ТУ Росимущества в Ростовской области известило АО "ПО "НЭ ВЗ", что обращение заявителя было рассмотрено Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. В части приватизации спорного объекта пакет документов возвращен в ТУ Росимущества в Ростовской области на доработку, ввиду того, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превосходит площадь расположенного на нем объекта недвижимости. Заявителю предложено представить дополнительные документы, позволяющие идентифицировать наличие объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также подтверждающие отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам (т.1 л.д.113-114).
Для рассмотрения вопроса о приватизации испрашиваемого земельного участка заявителю предложено повторно обратиться в ТУ Росимущества в Ростовской области с заявкой с приложением необходимых документов.
06 мая 2010 года ОАО "ПО "НЭВЗ" повторно обратилось в ТУ Росимущества в Ростовской области с заявкой N 378/10-ПО от 29.04.2010 на приватизацию спорного земельного участка, к которой был приложен пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N370, в том числе выписки из ЕГРП на принадлежащий ОАО "ПО "НЭВЗ" объект недвижимости (дом культуры), справка о наличии объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, справка об отсутствии изъятий или ограничений в обороте земельных участков, заключение о градостроительной подготовке земельного участка (т.1 л.д.115).
В письме от 30.06.2010 N 12-6622/01 ТУ Росимущества в Ростовской области указало заявителю на необходимость предоставления документов об обременении земельных участков ипотекой для включения сведений в реестр федерального имущества (т.1 л.д.122-123).
В письме от 08.12.2010 N 12-12163/01 ТУ Росимущества в Ростовской области уведомило ОАО "ПО "НЭВЗ" о невозможности приватизации спорного земельного участка, поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы на иные объекты недвижимого имущества (литеры В и Г), расположенные на спорном участке. Кроме того, здание дома культуры литер А находится в рекреационной зоне, что в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", препятствует отчуждению спорного земельного участка (т.1 л.д.150-152).
Полагая, что заинтересованные лица незаконно уклоняются от решения вопроса о приватизации спорного земельного участка, ОАО "ПО "НЭВЗ" в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Материалами дела подтверждается, что к заявке на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.04.2010 ОАО "ПО "НЭВЗ" приложило все документы, предусмотренные названным приказом.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что земельный участок отчуждается в границах, определяемых на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Договор аренды не препятствует выкупу земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.08.2004 N 4345/04).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что испрашиваемый ОАО "ПО "НЭВЗ" земельный участок сформирован в соответствии с действующим порядком и поставлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт от 26.11.2009 - т.1 л.д.78). Доказательств формирования земельного участка в иных границах в материалах дела не имеется.
Согласно представленному в материалы дела расчету необходимой площади земельного участка для эксплуатации дома культуры, составленному ОАО "Донпроектэлектро", площадь земельного участка, необходимого для проведения культурно-массовых мероприятий во дворце культуры составляет 11360,1 кв.м., то есть более площади испрашиваемого земельного участка.
На испрашиваемом земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий ОАО "ПО "НЭВЗ" на праве собственности (т.1 л.д.75).
К заявке от 29.04.2010 ОАО "ПО "НЭВЗ" приложило справку МУП "ЦТИ" г.Новочеркасска от 19.12.2009 N 1610/4, согласно которой на земельном участке с кадастровым номером 61:55:02 11 11:0014, расположенном по адресу: г.Новочеркасск, ул.Гвардейская, 24, находятся следующие объекты капитального строительства: нежилое здание Дома культуры литер А площадью 5472,2 кв.м. инв.N 13719. На данном земельном участке отсутствуют иные объекты капитального строительства, находящиеся в собственности иных лиц (т.1 л.д.90).
Данные обстоятельства подтверждаются также письмом МУП "ЦТИ" г.Новочеркасска от 02.02.2011 N 101, представленным в суд первой инстанции согласно которому расположенные на спорном земельном участке железобетонный сборно-разборный гараж литер В и металлический сарай литер Г не являются объектами недвижимого имущества (т.2 л.д.6).
Справка МУП "ЦТИ" г.Новочеркасска также была представлена дополнительно к заявке от 13.10.2009, что подтверждается письмом от 23.12.2009 (т.1 л.д.111).
Заинтересованные лица представленные ОАО "ПО "НЭВЗ" документы не оспорили, доказательств расположения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представили.
По смыслу статей 1,36 ЗК РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, применим только в отношении собственников объектов недвижимого имущества, в установленном законом порядке введенных в гражданский оборот, которые наделены правом требовать оформления в установленном порядке права собственности или права аренды на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его эксплуатации. Временные постройки, не обладающие признаками недвижимости, не предоставляют их собственникам исключительного права на приватизацию земельного участка.
В связи с этим, размещение на испрашиваемом ОАО "ПО "НЭВЗ" земельном участке, необходимом для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности дома культуры, каких-либо временных построек, не являющихся объектами недвижимого имущества, не может являться препятствием для приватизации всего земельного участка.
С заявкой от 29.04.2010 ОАО "ПО "НЭВЗ" представило справку Новочеркасского отдела Управления Росреестра по Ростовской области, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 61:55:02 11 11:0014, расположенный по адресу: г.Новочеркасск, ул.Гвардейская, 24, в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, из оборота не изъят и в обороте не ограничен (т.1 л.д.93). Указание на аналогичную справку имеется в письме от 23.12.2009, с которым были представлены дополнительные документы для рассмотрения заявки от 13.10.2009 (т.1 л.д.111).
Таким образом, ОАО "ПО "НЭВЗ" предоставило в ТУ Росимущества в Ростовской области пакет документов соответствующий перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007 (т.1 л.д.118) как при обращении с заявкой от 29.04.2010, так и дополнительно к заявке от 13.10.2009. Предусмотренные законодательством препятствия для предоставления спорного участка в собственность отсутствуют.
С учетом изложенного, на момент обращения ОАО "ПО "НЭВЗ" в арбитражный суд заинтересованные лица на основании заявок общества от 13.10.2009 и от 29.04.2010 не совершили предусмотренные п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации действия, не указали заявителю о наличии каких-либо реальных препятствий в предоставлении земельного участка.
Наличие оснований отказа в приватизации земельного участка, изложенные ТУ Росимущества в Ростовской области в письме от 08.12.2010 после обращения общества в суд, в том числе изъятие земельного участка из оборота и наличие на участке объектов недвижимости, документально не доказаны заинтересованными лицами и противоречат документам, приложенным к заявке на приватизацию земельного участка от 29.04.2010.
Обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлению его ОАО "ПО "НЭВЗ" правомерно возложена на заинтересованных лиц на основании п.6 ст.36 ЗК РФ, п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ и п.4 постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 370 от 30.10.2007 и основания для отказа в приватизации земельного участка отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 по делу N А53-20277/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20277/2010
Истец: ОАО "ПО "НЭВЗ", ОАО "Производственное объединение"Новочеркасский электровозостроительный завод"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом г. Москвы, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7637/11