г. Владимир |
|
23 августа 2011 г. |
Дело N А43-2848/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский порт" (ИНН 5257000178, ОГРН 1025202390905, г. Нижний Новгород, ул. Стрелка, д. 21) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2011
по делу N А43-2848/2011,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородский порт"
о признании незаконными решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 18.10.2010 N 273 о прекращении права пользования недрами на основании лицензии НЖГ 00658 ТЭ, а также бездействия Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по невнесению изменений условий лицензии НЖГ 00658 ТЭ, выданной 08.07.2002, в части продления срока действия,
при участии:
от открытого акционерного общества "Нижегородский порт" - Бажиловой И.Н. по доверенности 11.07.2011 N 61, Хромова М.Ю. по доверенности от 09.07.2011 N 69;
от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - Молчановой Н.В. по доверенности от 03.03.2011 N 13; Каменева Д.В. по доверенности от 15.08.2011 N 64,
и установил:
открытое акционерное общество "Нижегородский порт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) от 18.10.2010 N 273 о прекращении права пользовании недрами на основании лицензии НЖГ 00658 ТЭ, а также бездействия Министерства по невнесению изменений условий лицензии НЖГ 00658 ТЭ, выданной 08.07.2002, в части продления срока действия.
Решением от 14.06.2011 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Как считает заявитель апелляционной жалобы, невыборка песка при разработке месторождения в 2009-2010 годах объективно связана со сложными экономическими показателями; условиями лицензионного соглашения уровень добычи минерального сырья не установлен, а определяется техническими возможностями Общества и спросом на продукцию.
По мнению Общества, невыполнение Плана развития горных пород не представляет собой нарушение условий лицензии, поскольку данный План не является неотъемлемой ее частью, а носит характер внутреннего документа Общества.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что выполнил все необходимые условия для продления права пользования недрами.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Министерства в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество на основании лицензии серии НЖГ N 00658 ТЭ на право пользование недрами (сроком действия до 11.09.2010) и лицензионного соглашения (приложение к лицензии) осуществляет добычу песков месторождения "Дарьинские пески" на участке недр, расположенном в русле реки Волги в Борском районе Нижегородской области, в пределах 904-907 км судового хода.
15.07.2010 Общество обратилось в Министерство с заявлением, в котором просило внести изменения в лицензию НЖГ N 00658 ТЭ в части продления срока ее действия.
Письмом от 24.09.2010 N 319-04-6556 Министерство отказало Обществу в удовлетворении заявления в части продления срока действия лицензии НЖГ N 00658 ТЭ, указав в качестве причины отказа на невыполнение добычи песков в период с 2005 по 2009 годы в объемах, предусмотренных лицензионным соглашением.
В связи с истечением срока действия лицензии НЖГ N 00658 ТЭ Министерство приняло решение от 18.10.2010 N 279 о прекращении с 12.09.2010 права пользования недрами, предоставленного Обществу.
23.11.2010 Общество обратилось в Министерство с просьбой отменить решение от 18.10.2010 N 273 и продлить срок действия названной лицензии, указав на необходимость завершения разработки месторождения "Дарьинские пески" (письмо N 1047).
Письмом от 27.12.2010 Министерство со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) отказало Обществу в удовлетворении заявления об отмене решения от 18.10.2010 N 273 и продлении срока действия лицензии, пояснив, что в случае заинтересованности в разработке месторождения Общество может обратиться в Министерство с заявлением о предоставлении права пользования недрами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 1.7 Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2005 N 147 (далее - Порядок N 147), установлено, что предоставление недр в пользование производится в порядке, определяемом в соответствии с Законом о недрах, и оформляется лицензией на право пользования недрами.
На основании пунктов 1.5, 1.6 названного Порядка предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В соответствии с лицензией участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
В рассматриваемом случае срок действия лицензии истек 11.09.2010, что и явилось основанием для принятия Министерством оспариваемого решения о прекращении права пользования недрами.
При этом тот факт, что Общество обращалось в Министерство до истечения срока действия лицензии с просьбой о продлении срока ее действия, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Отказывая в продлении срока действия лицензии, Министерством учтено требование статьи 10 Закона о недрах, в соответствии с которой продление срока пользования участком недр возможно лишь в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
В качестве основания для продления срока действия лицензии Общество указало на необходимость завершения разработки месторождения.
Вместе с тем, как правомерно отметил суд первой инстанции, Обществом не представлены доказательства наличия такой необходимости, а также подтверждение соблюдения им условий лицензии.
Так, согласно пункту 1.9 Порядка N 147 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье.
В разделе 3.5 лицензии НЖГ N 00658 ТЭ, выданной Обществу, приведены технико-экономические показатели месторождения "Дарьинские пески" (по состоянию на 1995 год): производительность карьера по добыче полезного ископаемого - 200 тыс./мi (пункт 1); балансовые запасы - 3260,5 тыс./мi (пункт 2); промышленные запасы - 3032,5 тыс./мi (пункт 3).
Пункт 4 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, предусматривает, что в соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктом 5 названной Инструкции под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
Как установлено судом первой инстанции, планом развития горных работ на 2009 год добыча строительных песков на месторождении "Дарьинские пески" была запланирована в объеме 49,3 тыс.мi.
Вместе с тем согласно отчету по форме N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за 2009 год объем добычи песков Обществом составил 9,2 тыс.мi, а за 2010 год Обществом было добыто на месторождении 0,0 тыс.мi.
Как пояснили представители Министерства и не оспорено Обществом, аналогичная ситуация была и по уровням добычи в 2005 - 2008 годах.
Таким образом, имело место необеспечение Обществом годового уровня добычи песков месторождения "Дарьинские пески", определенных с учетом пункта 3.5 лицензии.
При этом за изменениями объемов добычи строительных песков Общество в порядке, предусмотренном абзацем 15 статьи 12 Закона о недрах, в Министерство не обращалось.
Следовательно, Общество не доказало необходимость завершения разработки месторождения "Дарьинские пески" в целях продления срока действия лицензии НЖГ N 00658 ТЭ.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые решение и бездействие Министерства по невнесению изменений условий лицензии в части продления срока ее действия не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем Общество не представило обосновывающие свои требования доказательства, а представленные в судебном заседании дополнительные доказательства не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2011 по делу N А43-2848/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский порт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2848/2011
Истец: ОАО "Нижегородский порт" г. Нижний Новгород, ОАО Нижегородский порт г. Н.Новгород
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области г. Н.Новгород
Третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области