г. Вологда
15 августа 2011 г. |
Дело N А66-5450/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
при участии от муниципального учреждения "Администрация городского поселения город Конаково" Соловьева В.О. по доверенности от 08.04.2011 N 66, от Департамента лесного комплекса Тверской области Давыдова В.Е. по доверенности от 19.07.2010 N 28, Барышкова В.В. по доверенности от 18.06.2010 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу администрации города Конаково на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 мая 2011 года по делу N А66-5450/2010 (судья Матвеев А.В.),
установил
муниципальное учреждение "Администрация городского поселения город Конаково", место нахождения: Тверская обл., г. Конаково, ул Энергетиков, д. 13, ОГРН 1056910027305 (далее - Администрация), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: г. Тверь. ул. Советская, д. 33, ОГРН 1106952029315 (далее - Территориальное управление), о признании права муниципальной собственности на земельные участки, входящие в единый участок лесного фонда по адресу: Тверская область, участок лесного фонда на территории Конаковского района и города Конаково 69:00:000000:0091 (земельные участки: 69:43:0071001:1, 69:43:0070863:1, 69:43:0070639:2, 69:43:0070314:4, 69:43:0070312:1, 69:43:0070128:1, 69:43:0070130:2, 69:43:0071023:1, 69:43:0070864:1, 69:43:0070317:1, 69:43:0070314:5, 69:43:0070311:1, 69:43:0070128:2, 69:43:0070130:3, 69:43:0070216:16, 69:43:0071142:1, 69:43:0070315:1, 69:43:0070313:3, 69:43:0070133:5, 69:43:0070128:3, 69:43:0070130:4, 69:43:0070861:1, 69:43:0070639:1, 69:43:0070316:1, 69:43:0070313:4, 69:43:0070133:6, 69:43:0070130:1).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Департамент лесного комплекса Тверской области (далее - Департамент лесного комплекса), Комитет по управлению имуществом Тверской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области, администрация Конаковского района Тверской области.
Определениями суда первой инстанции от 05.10.2010 и 18.04.2011 приняты заявления истца об отказе от иска в части требования о признании права муниципальной собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 69:43:0070638:1, 69:43:0070128:2; производство по делу в данной части требования прекращено.
Определением суда от 18.11.2010 принято заявление истца об уточнении кадастрового номера земельного участка (вместо кадастрового номера 69:43:0070086:1 - кадастровый номер 69:43:0070861:1).
Определением суда от 27.12.2010 принято ходатайство истца об уточнении предмета спора в части указания площади спорных земельных участков.
Решением суда от 06.05.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Представитель Администрации в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Департамент лесного комплекса в отзыве на апелляционную жалобу считает, что суд всесторонне исследовал доводы сторон и материалы дела и принял обоснованное решение, просит в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Представители Департамента лесного комплекса в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Территориальное управление, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Департамент лесного комплекса, Комитет по управлению имуществом Тверской области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области и администрация Конаковского района Тверской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением исполкома Областного Совета народных депутатов трудящихся от 13.06.1966 N 306 утвержден план города Конаково Тверской области. На основании решения Исполнительного комитета Калининского областного Совета депутатов трудящихся от 19.07.1968 N 249 городская черта г. Конаково Тверской области была расширена за счет передачи земель из административных границ Конаковского района в черту г. Конаково в общем количестве 2508 га, в том числе в черту г. Конаково включены земли Конаковского лесхоза, Вяземского лесничества общей площадью 1425 га (кварталы: 39, 40-41, 51-53, 62, 69-70, 77-78, 84, 89, 94, 97-98, 101, 102, т. 3, л. 152-153). Как указано в решении N 249, включение земель в городскую черту произведено без изъятия земель у прежних землепользователей.
Решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета депутатов трудящихся от 22.05.1972 N 207 (т. 3, л. 157) утвержден генеральный план г. Конаково Тверской области с учетом уточнения земельных участков, составляющих городскую черту.
Согласно представленным в материалы дела документам лесоустройства, в том числе лесному реестру по Тверскому лесничеству Тверской области (т. 3, л. 132-134), усматривается, что кварталы: 39, 40-41, 51-53, 62, 69-70, 77-78, 84, 89, 94, 97-98, 101, 102, представляющие собой земельный участок единого землепользования с кадастровым номером 69:00:000000:0091, входят в состав Вяземского участкового лесничества. Данный земельный участок относится к землям лесного фонда, категория защищенности лесов - лесопарковые зоны и леса, расположенные в водоохранных зонах.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 69:00:000000:0091 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.01.2003 (т. 1, л. 19).
Истец, полагая, что право федеральной собственности на земельный участок единого землепользования с кадастровым номером 69:00:000000:0091, входящий в границы г. Конаково с расположенными на данных землях городскими лесами, зарегистрировано неправомерно, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7).
При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а в пунктах 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 25.10.2001 года содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Обязанность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.01.1998 N 1-п.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Иное истолкование указанных положений привело бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) по воле и в интересах городского поселения г. Конаково в отсутствии согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа Российской Федерации и как таковой является федеральной собственностью особого рода.
При таких обстоятельствах довод местной администрации о том, что государственной регистрацией оспариваемого им права федеральной собственности на участок лесного фонда нарушены ее интересы, не основан на законе.
Как указано судом первой инстанции, в силу норм Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент утверждения генерального плана г. Конаково, землеустроительное действие по переводу спорных земельных участков, входящих в участок единого землепользования с кадастровым номером 69:00:000000:0091, из государственного лесного фонда в земли поселений произведено путем принятия Исполнительным комитетом Калининского областного Совета депутатов и трудящихся решения от 19.07.1968 N 249 "О расширении городской черты г. Конаково". Данное решение содержит оговорку: "включение вышеперечисленных земель в городскую черту произвести без изъятия их от прежних землепользователей" (т. 3, л. 152-153).
Согласно постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.08.1956 "О передаче некоторых вопросов административно-территориального деления РСФСР на разрешение исполнительных комитетов краевых, областных советов депутатов трудящихся и президиумов верховных советов автономных республик" Исполнительный комитет Калининского областного Совета депутатов и трудящихся не уполномочен осуществлять изъятие земель из земель государственного лесного фонда, в связи с этим арбитражный апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что решение от 19.07.1968 N 249 "О расширении городской черты г. Конаково" нельзя расценивать как соблюдение порядка перевода земельного участка из земель государственного лесного фонда в земли поселений, поскольку включение спорного земельного участка в городскую черту без изъятия земельного участка у прежних землепользователей не свидетельствует о переводе земельного участка из земель государственного лесного фонда в земли поселений.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно указано на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о неправомерной регистрации права федеральной собственности на участок единого землепользования с кадастровым номером 69:00:000000:0091, с входящими в его состав спорными земельными участками, в отношении которых заявлено требование о признании права муниципальной собственности.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных Кодексом. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, поэтому установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон.
Довод подателя жалобы о том, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен автоматически - посредством установления городской черты города Конаково основан на неправильном толковании и применении норм закона.
Настоящий Федеральный закон не действовал в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, а следовательно, его нельзя применять к спорным правоотношениям, поскольку он вступил в силу лишь с 5 января 2005 года (статья 21 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую").
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Доводы Администрации о том, что спорные земельные участки, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:00:000000:0091, являются самостоятельными, не соответствует установленным по делу обстоятельствам, поскольку в соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ не доказаны истцом.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 06 мая 2011 года по делу N А66-5450/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Конаково - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5450/2010
Истец: "Администрация городского поселения города Конаково", МУ "Администрация городского поселения города Конаково"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом по Тверской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом, Администрация Конаковского района Тверской области, Департамент лесного комплекса Тверской области, Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, Комитет по управлению имуществом Конаковского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом