г. Тула
23 августа 2011 г. |
Дело N А09-2558/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2011.
Полный текст постановления изготовлен 23.08.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ОАО "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от судебного пристава-исполнителя Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чвертковой А.О. (г. Брянск): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" (г. Брянск, ИНН 3235004256): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2011 по делу N А09-2558/2011 (судья Запороженко Р.Е.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) (далее по тексту - ОАО "Брянские коммунальные системы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Фокинского районного отдела судебных приставов г. Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Чвертковой А.О. (далее по тексту - судебный пристав-исполнитель Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чверткова А.О., судебный пристав-исполнитель) по исполнению требований исполнительного листа от 15.07.2009 N 170959 по делу N А09-3959/2009 о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" (г. Брянск, ИНН 3235004256) (далее по тексту - МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска", Предприятие) в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" задолженности в сумме 30 951, 94 руб.
К участию в деле привлечено МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" - должник по исполнительному производству.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Фокинский РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
ОАО "Брянские коммунальные системы" и МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ОАО "Брянские коммунальные системы" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителей. Данное ходатайство рассмотрено судом в порядке ст.ст. 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления Общества о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Судебный пристав-исполнитель Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чверткова А.О. и МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что на основании выданного Арбитражным судом Брянской области по делу N А09-3959/2009 исполнительного листа от 15.07.2009 N 170959 о взыскании с МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" задолженности в сумме 30 951, 94 руб. судебным приставом-исполнителем Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чвертковой А.О. 27.07.2009 возбуждено исполнительное производство N 15/2/27323/17/2009.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Васиной И.А. от 21.10.2010 исполнительное производство N 15/2/27323/17/2009 окончено.
Полагая, что в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Чвертковой А.О. допущено противоправное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что исполнительное производство N 15/2/27323/17/2009 было окончено судебным приставом-исполнителем Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Васиной И.А. только 21.10.2010, то есть спустя 1 год и 3 месяца после его возбуждения, при этом копия постановления от 21.10.2010 об окончании исполнительного производства N 15/2/27323/17/2009 судебным приставом-исполнителем в адрес ОАО "Брянские коммунальные системы" не направлялась, что свидетельствует о нарушении Чвертковой А.О. прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее по тексту - Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно статье 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать ряд исполнительных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Статьей 105 Закона об исполнительном производстве установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В частности, в соответствии с частью 1 указанной нормы права, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (часть 3 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику (пункт 1 части 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ст. 13 Закона о судебных приставах судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Бездействием судебного пристава-исполнителя следует считать непринятие им мер по принудительному исполнению судебных актов и несовершения им исполнительных действий по своевременному и полному исполнению исполнительных документов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что решением Арбитражного суда Брянской от 11.06.2009 по делу N А09-3959/2009 с МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" взыскана задолженность за тепловую энергию в сумме 30 150, 22 руб., проценты за несвоевременную оплату тепловой энергии в сумме 301, 72 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 руб., всего 30 951, 94 руб., в связи с чем ОАО "Брянские коммунальные системы" выдан исполнительный лист от 15.07.2009 N 170959.
В целях исполнения требований указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чвертковой А.О. 27.07.2009 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 15/2/27323/17/2009.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок со дня получения постановления для добровольного исполнения исполнительного документа.
В связи с тем, что в установленный срок МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" не исполнило требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель Чверткова А.О. 06.08.2009 вынесла постановление о взыскании с Предприятия исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составило 2 166, 64 руб.
Также в рамках исполнительного производства N 15/2/27323/17/2009 судебным приставом-исполнителем в целях исполнения требований исполнительного документа в адрес Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области был направлен запрос от 07.08.2009 N 17-79466 о предоставлении информации о наличии зарегистрированных за МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" правах на объекты недвижимого имущества.
Платежными поручениями от 11.06.2009 N 65. от 24.07.2010 N 82, от 25.08.2010 N 96, от 04.09.2009 N 101, от 04.09.2009 N 100 МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" перечислило на расчетный счет ОАО "Брянские коммунальные системы" взысканную с Предприятия решением Арбитражного суда Брянской от 11.06.2009 по делу N А09-3959/2009 в пользу Общества сумму задолженности в полном объеме.
В связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Васина И.А. 21.10.2010 вынесла постановление об окончании исполнительного производства N 15/2/27323/17/2009.
Таким образом, как следует из материалов дела, в целях исполнения выданного Арбитражным судом Брянской области по делу N А09-3959/2009 исполнительного листа от 15.07.2009 N 170959 судебным приставом-исполнителем совершались предусмотренные положениями Закона об исполнительном производстве действия.
В рамках исполнительного производства N 15/2/27323/17/2009 требования исполнительного документа были исполнены должником МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" в полном объеме.
Ненаправление судебным приставом-исполнителем в адрес ОАО "Брянские коммунальные системы" постановления от 21.10.2010 об окончании исполнительного производства N 15/2/27323/17/2009 само по себе не может свидетельствовать о допущении судебным приставом-исполнителем противоправного бездействия по исполнению требований исполнительного листа от 15.07.2009 N 170959, поскольку они фактически исполнены задолго до момента обращения заявителя в Арбитражный суд с настоящим требованием о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Фокинского районного отдела судебных приставов г. Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Чвертковой А.О. по исполнению требований исполнительного листа от 15.07.2009 N 170959 по делу N А09-3959/2009 о взыскании с МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска") в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" задолженности в сумме 30 951, 94 руб.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Брянские коммунальные системы" не представило доказательств, свидетельствующих о нарушении судебным приставом-исполнителем Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чвертковой А.О. в процессе исполнения требований исполнительного документа прав и законных интересов Общества.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов. Принятым по делу судебным актом должно быть восстановлено нарушенное право заявителя.
Однако поданное ОАО "Брянские коммунальные системы" заявление направлено не на восстановление какого-либо нарушенного права или законного интереса, а для констатации факта ненаправления судебным приставом-исполнителем в адрес ОАО "Брянские коммунальные системы" постановления от 21.10.2010 об окончании исполнительного производства N 15/2/27323/17/2009, при том, что требования исполнительного листа фактически исполнены должником, что противоречит предназначению суда и не относится к его задачам.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ОАО "Брянские коммунальные системы" о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Чвертковой А.О. по исполнению требований исполнительного листа от 15.07.2009 N 170959 по делу N А09-3959/2009.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2011 по делу N А09-2558/2011 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Брянские коммунальные системы" о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чвертковой А.О. по исполнению требований исполнительного листа от 15.07.2009 N 170959 по делу N А09-3959/2009 о взыскании с МУП "Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска" в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" задолженности в сумме 30 451 руб. 94 коп. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2558/2011
Истец: ОАО "Брянские коммунальные системы"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель ССП Фокинского района г. Брянска Чверткова А.О.
Третье лицо: МУП Центр реабилитации инвалидов Фокинского района г. Брянска
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3633/11