г. Москва |
Дело N А40-30903/11-2-179 |
"22" августа 2011 г. |
N 09АП-19648/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "03 АПТЕКА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2011 по делу N А40-30903/11-2-179, принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ООО "03 АПТЕКА" (ОГРН 1037701922510, место нахождения: 105005, Москва, ул.Бауманская, д.38, корп.2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об отмене постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гуськова А.Н. по доверенности от 10.08.2011;
от заинтересованного лица: Камышова Д.А. по доверенности от 19.04.2011 N 4-47-7331/1,
УСТАНОВИЛ
ООО "03 АПТЕКА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2011 по делу N 0910-56/2011 о привлечении общества к административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 04.07.2011 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из наличия в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения, посчитав при этом процедуру привлечения Общества к административной ответственности соблюденной.
Не согласившись с принятым решением, ООО "03 АПТЕКА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заинтересованное лицо, в судебном заседании не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, постановлением от 28.02.2011 N 0910-56/2011 ООО "03 АПТЕКА" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных порядка или сроков представления данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.36 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и к Обществу применено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Административный орган пришел к выводу о том, что правонарушение в виде непредставления (несвоевременного представления) данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, допущено по вине заявителя, так как своими действиями (бездействиями) Обществом нарушены требования ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", а также ст.18 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности вынесенного постановления о назначении обществу административного наказания.
При этом при рассмотрении дела суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно применил нормы материального права, полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст.4.36 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" установлена ответственность за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы и порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы".
Согласно названному постановлению, кадастр представляет собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов, включает классификационный каталог отходов производства и потребления г.Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания; реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Положениями ст.12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При таких обстоятельствах деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с приложением 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", определяющим порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г.Москвы, индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среду" данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Согласно п.2.9 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки сотрудниками административного органа установлено, что по состоянию на 06.08.2010 ООО "03 Аптека" не предоставило в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электроном (1 экз.) и бумажном носителях (1 экз.) за отчетный период 2009 года с предоставлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы. ООО "03 Аптека" информацию об образовании отходов за 2008 год в Сводный кадастр отходов не представляло, "талон природопользователя не выдавался".
Кроме того, электронная версия информационных форм для предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления г.Москвы выдается структурным подразделением Департамента ГПУ "Мосэкомониторинг" на платной основе под гарантийное письмо, подписываемое руководителем организации и главным бухгалтером. Заявитель не обращался в ГПУ "Мосэкомониторинг" с гарантийным письмом о предоставлении электронной версии информационных форм.
Факт обращения с отходами производства и потребления в результате хозяйственной деятельности подтверждается: платежными поручениями от 07.05.2010 N 818; от 05.05.2010 N 0910 002214/10; N 6355-050 за 2009 г.; от 09.03.2010 N 864; от 09.03.2010 N 865; от 20.04.2010 N 521; от 09.03.2010 N 866; от 20.04.2010 N 522; от 20.04.2010 N 523; от 03.08.2010 N 46; от 17.02.2011 N 623; от 15.02.2011 N 600; договором от 01.12.2010 N 11/1 на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; расчетом сумм платы по объекту негативного воздействия.
Таким образом, факт непредставления Обществом документов, необходимых в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления г.Москвы, полностью подтверждается материалами дела.
Мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, Обществом принято не было.
При изложенных обстоятельствах состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.36 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в действиях (бездействии) Общества судом первой инстанции установлен правильно.
Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Довод апелляционной жалобы о нарушении ответчикам срока привлечения Общества к административной ответственности не принимается судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Определение срока давности привлечения к административной ответственности непосредственно связано с разделением правонарушений на длящиеся и не длящиеся.
Деление правонарушений на длящиеся и не длящиеся обусловлено продолжительностью совершаемого противоправного деяния во времени. Отнесение правонарушений к длящимся и не длящимся должно производиться с обязательным учетом их характера и обстоятельств совершения.
Под моментом окончания правонарушения следует понимать фактическое окончание правонарушения, когда в совершенном деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения, а также противоправная деятельность лицом более не осуществляется.
Не длящееся правонарушение носит одномоментный характер. После того, как правонарушение окончено (то есть в деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки правонарушения), никакой противоправной деятельности уже не осуществляется, то есть отсутствует противоправное поведение (состояние).
Момент пресечения имеет значение исключительно при выявлении длящихся правонарушений. Под моментом пресечения следует понимать момент обнаружения уполномоченным должностным лицом таких правонарушений.
Длящимся правонарушением следует признавать правонарушение, при котором: противоправное деяние совершается непрерывно с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия.
На основании изложенного, не предоставление сведений в сводный кадастр является длящимся правонарушением.
Срок давности привлечения к административной ответственности в отношении длящихся административных правонарушений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, обнаружение регистрирующим органом правонарушения и др.).
Согласно ст.4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Не длящиеся правонарушение носят одномоментный характер. В связи с этим довод заявителя о недлящемся характере правонарушения является неверным.
При привлечении Общества к административной ответственности соблюдены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о процессуальном порядке привлечения к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено полномочным органом, срок привлечения к административной ответственности соблюден. Размер установленного наказания соответствует санкции ч.1 ст.4.36 36 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" для юридических лиц. Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не усматривается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2011 по делу N А40-30903/11-2-179 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья: |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30903/2011
Истец: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, ООО "03 АПТЕКА"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ООО "03 АПТЕКА"
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19648/11