г. Саратов |
Дело N А57-2341/2011 |
"18" августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "11" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" августа 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя администрация муниципального образования "Город Саратов" Степанова А.А. по доверенности от 06.06.2011 N 01-4/58,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СП-б Бакалея" (г.Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2011 года по делу N А57-2341/2011 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СП-б Бакалея" (г.Саратов)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (г.Саратов), комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г.Саратов)
о признании недействительным постановления N 2731 от 10.11.2010,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СП-б Бакалея" (далее - ООО "СП-б Бакалея", Общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10.11.2010 N 2731 об отказе в предоставлении ООО "СП-б Бакалея" в аренду земельного участка в Ленинском районе; об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" принять решение о предоставлении ООО "СП-б Бакалея" в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 42 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040812:38, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 20А, для целей, не связанных со строительством, и направить проект договора аренды.
Определением от 23.03.2011 в связи с переименованием произведена замена заинтересованного лица комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" на комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2011 года в удовлетворении заявления ООО "СП-б Бакалея" отказано.
ООО "СП-б Бакалея", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы считает, что суд первой инстанции неверно применил к спорным отношениям положения части 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после его введения его в действие. Общество настаивает на том, что при рассмотрении заявления ООО "СП-б Бакалея" о предоставлении земельного участка администрация муниципального образования "Город Саратов" должна была руководствоваться нормативными актами, действовавшими на момент подачи такого заявления, а именно Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в редакции, действующей до 19.05.2010.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" письменные отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "СП-б Бакалея", комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 93441 3, N 93444 4 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 12.07.2011. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки, однако предоставленными правами стороны не воспользовалась.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя администрации муниципального образования "Город Саратов", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.12.2009 ООО "СП-б Бакалея" в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением N 537 о предоставлении земельного участка сроком на 25 лет площадью 42 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 20а, с кадастровым номером 64:48:040812:38, вид использования - для размещения объекта торговли.
10.11.2010 администрацией муниципального образования "Город Саратов" со ссылкой на Решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-80 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" и от 27.05.2010 N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" издано постановление N 2731 об отказе ООО "СП-б Бакалея" в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что вышеназванное постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО "СП-б Бакалея" в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, Общество обратилось с вышеназванным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основе анализа норм статей 22, 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утверждёнными Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-80 (с изменениями), Положением "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", утверждённым Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606, пришёл к выводу о законности отказа ООО "СП-б Бакалея" в предоставлении земельного участка в ренду.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным указанный вывод суда, при этом исходит из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. (пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное наличие двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предоставление земельных участков в аренду (при наличии правовых оснований) осуществляется по решению уполномоченных государственных и муниципальных органов (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законом Саратовской области от 21.05.2001 N 23-ЗСО "О земле" в редакции от 07.10.2009 N 144-ЗСО установлено, что правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - администрация муниципального образования "Город Саратов".
Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 администрация муниципального образования "Город Саратов" является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". В состав указанных Правил включена Карта градостроительного зонирования территории города, а также Градостроительные регламенты для ряда территориальных зон, условно обозначенных на данной карте.
Указанное решение опубликовано в газете "Саратовская панорама" от 17 мая 2008 года N 54 (303).
Как установлено Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, с изменениями, внесенными решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, что подтверждается картой градостроительного зонирования.
В силу части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий общего пользования (пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" (Приложение к решению Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606) в границах территории общего пользования допускается использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, если они соответствуют архитектурному облику муниципального образования и включены в схему размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1.9 Положения).
Земельный участок, расположенный в границах территории общего пользования не может быть использован для размещения объектов торговли, за исключением нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Статья 10 Федерального закона РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) регламентирует размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов (палатки, ларьки и т.д.) на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Закон ввел особые правила. Их размещают в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что если речь идет о торговых объектах, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, то порядок включения в схему размещения устанавливается Правительством Российской Федерации. А если речь идет о муниципальной собственности, то согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.07.2010 N 1635 утверждено Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образовании" Город Саратов".
В соответствии с пунктом 1.9 данного Положения допускается использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, для размещения нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования "Город Саратов", размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.07.2010 N 1635 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год.
Как правомерно указано судом первой инстанции, схемой размещения сезонных нестационарных торговых объектов в Ленинском районе (Приложение N 4 к Постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.07.2010 N 1635) не определено место размещения нестационарного торгового объекта по улице Международной, д.20а в Ленинском районе г. Саратова, следовательно, не соблюдено основное требование для реализации возможности размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, расположенном в границах общего пользования.
Поскольку испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10.11.2010 N 2731 об отказе в предоставлении ООО "СП-б Бакалея" в аренду земельного участка в Ленинском районе; об обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" принять решение о предоставлении ООО "СП-б Бакалея" в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 42 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040812:38, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 20А, для целей, не связанных со строительством, и направить проект договора аренды.
Доводы подателя жалобы о том, что при вынесении оспариваемого постановления орган местного самоуправления должен был руководствоваться нормативными актами, действующими на дату подачи Обществом заявления, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, сделал обоснованный вывод о том, что орган местного самоуправления при вынесении 10.11.2010 Постановления N 2731, правомерно применил Решения Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 и от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", действующие на дату рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка и принятия обжалуемого ненормативного акта.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2011 года по делу N А57-2341/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СП-б Бакалея" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2341/2011
Истец: ООО "СП-б Бакалея", представитель ООО "СП-б Бакалея" Дирина Л. О.
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5243/11