г. Хабаровск
23 августа 2011 г. |
N 06АП-3289/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Администрации Завитинского района Амурской области: представитель не явился;
от Министерства образования и науки Амурской области: представитель не явился;
от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: представитель не явился;
от третьего лица Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Завитинского района Амурской области
на решение от 24.06.2011
по делу N А04-1329/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению Администрации Завитинского района Амурской области (ИНН 2814000532, ОГРН 1022801063383)
к Министерству образования и науки Амурской области (ИНН 2801123696, ОГРН 1072801009016), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ИНН 2801123706, ОГРН 1072801009060)
об обязании исполнения требований
третьи лица Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель"
УСТАНОВИЛ:
Администрация Завитинского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству образования и науки Амурской области (далее -Минобразования), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Минстрой) об обязании надлежащим образом исполнить требования закона по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов.
Обязать Министерство образования и науки Амурской области, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области исполнить требования, предусмотренные законом по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов в количестве 27 квартир, в рамках программы "Обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2010.
30.05.2011 заявитель представил уточнение заявленных требований, просил обязать Минстрой области обеспечить строительство двух четырехквартирных жилых дома на территории Завитинского района, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в городском поселении "Город Завитинск" в срок до 01.01.2012 в соответствии с п.п. 1.4 таблицы N 2.1 с учетом заложенных в областном бюджете денежных средств на реализацию Программы в 2011 году.
От исковых требований к Министерству образования и науки Амурской области заявитель отказался.
В соответствии со статьёй 49 АПК РФ суд принял к рассмотрению уточнение заявленных требований.
17.06.2011 заявителем представлено уточнение заявленных требований, в котором заявитель с учетом внесения изменения в программу просит обязать Минстрой области исполнить требования, предусмотренные законом по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов в количестве двух восьмиквартирных домов и трех четырехквартирных жилых домов.
Суд на основании статьи 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточненные требования заявителя.
Решением от 24.06.2011 в части требований об обязании Минстроя области исполнить требования, предусмотренные законом по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов в количестве двух восьмиквартирных домов и трёх четырёхквартирных жилых домов суд отказал.
В части требований к Министерству образования и науки Амурской области производство по делу прекратил.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части и принять по делу новый судебный акт ввиду нарушения судом норм материального и процессуально права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с факсограммой от 11.02.2011 N 01-17-586 Минстрой Амурской области в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы" запросил у глав городских округов и муниципальных районов сведения о технических условиях по подключению указанных в факсограмме жилых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также сведения о земельных участках на которых планируется строительство каждого дома индивидуально: адрес земельного участка; кадастровый номер; площадь.
12.02.2011 администрация сообщила Минстрою запрошенные сведения.
14.02.2011 администрация направила в Минстрой инвестиционный проект для участия в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы"
15.02.2011 государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель" на основании долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы" попросило оформить земельный участок под строительство шести домов объекта: "4 квартирный жилой дом в г. Завитинск Завитинского района" на ГБУ Амурской области "Строитель".
Письмом от 18.02.2011 N 07-14-418 государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель" сообщило главе администрации Завитинского района о том, что для составления технического задания и размещения заказа на выполнение проектных работ необходим нормативно-правовой акт муниципального образования, утверждающий минимальную норму общей площади жилого помещения 28,15 кв.м. для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования.
04.03.2011 постановлением главы городского поселения "город Завитинск" утвержден акт выбора, схема выбора и схема расположения земель участка 0,9 га под строительство шести домов объекта "4 квартирный жилой дом" по адресу: г. Завитинск, Завитинского района, ул. Мухинская.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Часть 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Для реализации полномочий, установленных частью 3 настоящей статьи, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета (часть 4 введена Законом Амурской области от 05.07.2010 N 357-ОЗ).
Согласно статье 5 Закона Амурской области N 472-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона (далее - полномочия) (в ред. Закона Амурской области от 05.07.2010 N 357-ОЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи по доставке денежных средств с учетом налога на добавленную стоимость и расходы на оплату банковских услуг, предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. (в ред. Закона Амурской области от 30.12.2010 N 430-ОЗ)
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 3 статьи 4 настоящего Закона, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению N 2 к настоящему Закону (в ред. Законов Амурской области от 16.03.2009 N 188-ОЗ, от 05.07.2010 N 357-ОЗ).
Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения утвержден Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 N 222.
Указанным порядком предусмотрены следующие положения:
2. Лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
6.1 Для реализации соответствующих государственных полномочий в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета, для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим строительство жилых помещений за счет средств областного бюджета в целях их передачи в собственность муниципальных образований области для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Передача жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется министерством имущественных отношений области в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В случае передачи жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований в соответствии с абзацем первым настоящего пункта ассигнования в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, предусмотренные законом об областном бюджете на очередной финансовый год, подлежат уменьшению пропорционально количеству лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, которым предоставлены жилые помещения, переданные в собственность муниципального образования в соответствии с абзацем первым настоящего пункта (п. 6.1 введен постановлением губернатора Амурской области от 13.08.2010 N 314).
7. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (в ред. постановления губернатора Амурской области от 13.08.2010 N 314).
8. Орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями предусмотрен порядок обеспечения детей сирот жилыми помещениями путём приобретения органами местного самоуправления жилых помещений за счет субвенции областного бюджета. Также возможна передача жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета.
При этом органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2010 N 638 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы". Таблица N 2 указанной Программы "Перечень объектов строительства" предусматривает в 2011 году строительство в г. Завитинск Завитинского района двух четырехквартирных жилых домов и обеспечение жилыми помещениями не менее 8 детей-сирот.
Судом установлено, что Минстроем области осуществляются мероприятия по реализации целевой программы, в результате чего в настоящее время осуществлен выбор земельного участка для строительства, согласована схема размещения объекта, проводятся соответствующие конкурсные процедуры в части проектной документации.
Следовательно, целевая программа реализуется в установленном порядке. Одномоментная реализация программы невозможна в принципе, поскольку процесс строительства является длительным, сложным и многоступенчатым как в плане оформления соответствующей разрешительной документации, так и в плане осуществления конкретных работ по строительству соответствующих объектов.
Кроме того, суд учитывает, что целевой программой предусмотрен срок строительства двух четырехквартирных жилых домов и обеспечение жилыми помещениями не менее 8 детей-сирот в 2011 году. На момент рассмотрения настоящего дела не истекли сроки реализации целевой программы, что не позволяет сделать вывод о нарушениях в деятельности ответчика Минстроя.
Статья 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме этого в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не представлены доказательства нарушения прав заявителя оспариваемыми действиями.
Судом установлено, что действия по реализации долгосрочной целевой программы ответчиком осуществляются, сроки реализации программы не истекли.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые действия соответствуют закону и иным нормативным актам, отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя при осуществлении оспариваемых действий.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 24.06.2011 по делу N А04-1329/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1329/2011
Истец: Администрация Завитинского района, Администрация Завитинского района Амурской области
Ответчик: Министерство образования и науки Амурской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Третье лицо: ГБУ Амурской области "Строитель", Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель", министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3289/11