г. Владимир |
|
24 августа 2011 г. |
Дело N А79-3120/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.08.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Лукашовой Д.В., Котенковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике-Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.07.2011
по делу N А79-3120/2011,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИТАС" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - Чувашии от 14.04.2011 N 97-11/47П о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - Чувашии - Еремеева Е.П. по доверенности от 15.07.2011,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИТАС" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление) от 14.04.2011 N 97-11/47П о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 04.07.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил требования Общества и отменил оспариваемое постановление. При этом суд пришел к выводу об отсутствии объективной стороны состава административного правонарушения.
Управление не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной инстанции, статья 1.7 КоАП применению в рассматриваемом случае не подлежала, поскольку она устанавливает действие законодательства об административных правонарушениях во времени, а Указаниями Банка России от 29.12.2010 N 2556-У и N 2557-У не предусмотрено, что они имеют обратную силу.
Представитель Управления в судебном заседании 16.08.2011 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.08.2011 объявлялся перерыв до 8 час. 45 мин. 23.08.2011.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.07.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проверки соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля выявлено, что 01.02.2010 Общество (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью "Сам брс", Республика Беларусь (поставщик), заключили договор N 1-2/10 на поставку товара со сроком действия до 31.12.2010. В соответствии с пунктом 5.5 договора поставка продукции в адрес покупателя производится на условиях EXW (Инкомтермс-2000).
24.02.2010 в АКБ "Чувашкредитпромбанк" (открытое акционерное общество) Обществом оформлен паспорт сделки N 1002004/1280/0000/2/0.
Во исполнение условий договора поставщиком по товарным накладным от 01.03.2010 N 0073565, от 17.03.2010 N 0073567 и N 0073568 произведена поставка товара на общую сумму 7061,07 доллара США.
В связи с этим Общество обязано было представить справку о подтверждающих документах не позднее 15.04.2010, однако таковая представлена им в уполномоченный банк только 12.07.2010.
Посчитав, что Обществом нарушены сроки представления в уполномоченный банк форм учета по валютным операциям, Управление 07.04.2011 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 97-11/47, а постановлением от 14.04.2011 N 97-11/47П привлекло Общество к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ). При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Банком России 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
В соответствии с пунктом 2.1 главы 2 данного Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки (далее - ПС) документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).
В силу подпункта 1.3 пункта 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением N 1 к указанному Положению, является формой учета по валютным операциям для резидентов.
Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки (далее банк ПС) документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2556-У "О внесении изменения в пункт 1.2 Положения N 258-П" (вступило в силу 26.02.2011) пункт 1.2 Положения N 258-П изложен в новой редакции, согласно которой действие данного Положения не распространяется на валютные операции, указанные в пункте 1.1, осуществляемые в том числе между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2557-У "О внесении изменений в Инструкцию N 117-И" (вступило в силу 26.02.2011) внесены соответствующие изменения в Инструкцию N 117-И.
Так, в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции N 117-И в новой редакции действие настоящего раздела не распространяется на валютные операции, указанные в пункте 3.1 настоящего раздела, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному между нерезидентом и резидентом, в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Кроме того, в силу пункта 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2557-У "О внесении изменений в Инструкцию N 117-И" со дня вступления в силу настоящего Указания резидент вправе закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту) (далее - контракт), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения. Для закрытия указанного в настоящем пункте паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк, в котором им оформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), письменное заявление, в котором указывает следующие сведения: дату заявления; полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес); реквизиты (дату, номер) контракта; реквизиты (дату, номер) паспорта сделки. На основании письменного заявления резидента банк ПС закрывает паспорт сделки в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления резидентом письменного заявления, и указывает в разделе "Информация о закрытии паспорта сделки" закрываемого паспорта сделки в поле "Дата" дату его закрытия, а в поле "Основание" номер настоящего Указания.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и суд установил, что во исполнение условий договора поставщиком по товарным накладным от 01.03.2010 N 0073565, от 17.03.2010 N 0073567 и N 0073568 произведена поставка товара на общую сумму 7061,07 доллара США. Справка о подтверждающих документах представлена с нарушением установленного законом срока.
Поскольку Общество совершило административное правонарушение до вступления в законную силу изменений в Положение N 258-П и Инструкцию N 117-И и его положение, как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности представлять справку о подтверждающих документах, а постановление Управления о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный правовой акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 10708/10.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 14.04.2011 N 97-11/47П.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам в силу вышеизложенного удовлетворению не подлежит.
Исходя из положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.07.2011 по делу N А79-3120/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3120/2011
Истец: ООО "ИТАС"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4532/11