г. Владимир |
|
23 августа 2011 г. |
Дело N А43-5518/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснооктябрьскому району Нижегородской области (ОГРН 1025201100462, ИНН 5220003158, Нижегородская область, Краснооктябрьский район, село Уразовка, ул. Кооперативная, д. 17)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2011
по делу N А43-5518/2011,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснооктябрьскому району Нижегородской области
о признании недействительным предписания Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты населения Краснооктябрьского района) от 18.02.2011 N 1,
без участия лиц,
и установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснооктябрьскому району Нижегородской области (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты населения Краснооктябрьского района) (далее - Территориальный орган) от 18.02.2010 N 1.
Решением от 06.06.2011 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Учреждению в удовлетворении требований.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Учреждение указало, что устранение нарушений, изложенное в оспариваемом предписании, повлечет нецелевое использование бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку расходы на установку пандусов, поручней, подъемных устройств и оборудование санитарно-гигиенических помещений не предусмотрены Федеральным законом от 10.12.2010 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Как считает заявитель жалобы, поскольку Учреждению по договору безвозмездного пользования нежилым помещением от 05.02.2002 N 1 передано нежилое помещение на втором этаже здания, оно не вправе устанавливать пандусы, поручни, подъемные устройства и оборудовать санитарно-гигиенические помещения на первом этаже здания, являющегося муниципальной собственностью.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Территориальный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 08.02.2011 N 14 должностным лицом Территориального органа в период с 15.02.2011 по 17.02.2011 проведена плановая проверка Учреждения, в ходе которой установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 05.03.2009 N 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области", СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Учреждением не созданы условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: Нижегородская область, Краснооктябрьский район, с. Уразовка, ул. Кооперативная д. 17.
По результатам проверки составлен акт от 18.02.2011 N 1 и Учреждению выдано предписание от 18.02.2011 N 1, которым ему предписано в срок до 19.08.2012 обеспечить оборудование входной лестницы здания пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресло-коляски, в соответствии с требованиями пункта 3.14 СНиП 35-01-2001; внутри здания оборудовать подъемное устройство для доступа инвалидов, использующих кресло-коляски, на второй этаж или обеспечить размещение помещений, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, то есть на 1 этаже в соответствии с пунктами 3.34 и 3.17 раздела 3 СНиП 35-01-2001; оборудовать пороги пандусами и поручнями внутри здания в соответствии с пунктом 3.23 раздела 3 СНиП 35-01-2001; санитарно-гигиеническое помещение оборудовать в соответствии с требованиями пунктов 3.63 и 3.67 раздела 3 СНиП 35-01-2001.
Учреждение не согласилось с предписанием Территориального органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 N 148 утверждено Положение о министерстве социальной политики Нижегородской области (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1.1 которого Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и осуществлению управления в сфере социальной поддержки, социального обслуживания, жилищных отношений, трудовых отношений и занятости.
Для осуществления полномочий Министерства Правительством Нижегородской области могут создаваться территориальные органы Министерства (пункт 1.9 Положения).
В соответствии с основными задачами Министерство контролирует выполнение законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в сфере социальной поддержки, социального обслуживания, жилищных отношений, трудовых отношений и занятости граждан на территории Нижегородской области в пределах полномочий Министерства (пункт 3.1.7 Положения).
Министерство для осуществления возложенных на него задач имеет право давать в пределах своей компетенции (в соответствии с полномочиями, предусмотренными настоящим Положением) обязательные для выполнения предписания, предусмотренные соответствующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области (пункт 4.23 Положения).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 N 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" также предусмотрено, что органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в пределах своих полномочий и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного их передвижения по территории Нижегородской области.
Таким образом, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73, который постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно Своду правил СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" (приложение Б) пандус - сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности в СНиП 35-01-2001.
В пункте 3.14 СНиПа 35-01-2001 определено, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (пункт 3.17 СНиПа 35-01-2001).
Согласно пункту 3.23 СНиПа 35-01-2001 ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
В пункте 3.34 СНиПа 35-01-2001 предусмотрено, что здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.
Пунктами 3.63 и 3.67 раздела 3 СНиП 35-01-2001 предусмотрены требования к санитарно-гигиеническим помещениям.
Судом первой инстанции установлено, что Учреждение использует нежилое помещение, расположенное по адресу: Нижегородская область, Краснооктябрький район, с. Уразовка, ул. Кооперативная, д. 17, а именно 234 кв.м на втором этаже здания на основании договора безвозмездного пользования от 05.02.2002 N 1, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Краснооктябрьского района Нижегородской области.
Поскольку в данном помещении Учреждение осуществляет свою деятельность, оно обязано создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в нежилое помещение.
При этом судом правомерно отклонен довод Учреждения о возложении обязанности по созданию таких условий для инвалидов исключительно на собственника помещения, поскольку данная обязанность для Учреждения прямо предусмотрена в законе, а отсутствие в договоре от 05.02.2002 N 1 соответствующих указаний на право самостоятельного создания этих условий не освобождает Учреждение от выполнения этой обязанности.
Как обоснованно указал суд, выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности самой организации, следовательно, в случае заключения договора на неподходящих условиях Учреждение не вправе ссылаться на них.
Заявитель же со ссылкой на пункт 1.5 договора указывает, что имеет право производить перепланировки, переоборудование и реконструкцию только нежилого помещения площадью 234 кв.м, находящегося на втором этаже здания, расположенного по адресу: Нижегородская область, Краснооктябрький район, с. Уразовка, ул. Кооперативная, д. 17.
Вместе с тем Учреждение не обращалось в администрацию Краснооктябрьского муниципального района с заявлением о внесении соответствующих дополнений в договор от 05.02.2002 N 1 или о разрешении переоборудовать существующие конструкции первого этажа здания, что подтверждается письмом администрации от 26.04.2011 N 374.
Довод заявителя о том, что расходы на установку пандусов, поручней, подъемных устройств и оборудование санитарно-гигиенических помещений не предусмотрены Федеральным законом от 10.12.2010 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", суд апелляционной инстанции также признает несостоятельным, поскольку соответствующие меры по закладке денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на расходы по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан в помещение Учреждения последним не приняты.
Таким образом, суд правильно отметил, что доказательства принятия Учреждением необходимых и достаточных мер для соблюдения требований законодательства об инвалидах в материалы дела не представлены.
Кроме того, суд установил, что постановлением мирового судьи от 15.03.2011 по делу N 5-58/2011, оставленным без изменения решением Краснобаковского районного суда от 30.03.2011, заявитель привлечен к административной ответственности на основании статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непринятие мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресло-коляски, в помещение Учреждения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Учреждения, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Учреждением не доказано.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Учреждения по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2011 по делу N А43-5518/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснооктябрьскому району Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5518/2011
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Краснооктябрьскому району Нижегородской области, ГУ-УПФ России по Краснооктябрьскому району Нижегородской области, с. Уразовка
Ответчик: Территориальный орган Министерства социальной политики Нижегородской области ( Управление социальной защиты населения Краснооктябрьского района) с. Уразовка, Управление социальной защиты населения Краснооктябрьского района
Третье лицо: Министерство социальной политики Нижегородской области