г. Чита |
Дело N А19-2908/2011 |
25 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2011.
Полный текст постановления изготовлен 25.08.2011.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Народная" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2011 года по делу N А19-2908/2011 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Народная" (г.Иркутск, Трудовой проезд, 40,402 ОГРН 1103850012364, ИНН 3811138750) к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (г. Красноярск, Свободный пр-кт,72 ИНН 2463004140, ОГРН 1022402139341), Открытому акционерному обществу "Группа Илим" (г.Санкт-Петербург, ул. Марата,17 ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335), третье лицо: Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления (г. Красноярск, Свободный пр-кт,72 ИНН 2463004140, ОГРН 1022402139341) о признании незаконным решения аукционной комиссии, недействительным договора водопользования, применении последствий недействительности сделки, (суд первой инстанции: Дягилева И.П.)
при участии в судебном заседании:
от истца ООО "Управляющая компания "Народная" - не явился, извещен,
от ответчика - Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - не явился, извещен,
от ответчика - ОАО "Группа "Илим" - Ступак А.А., представитель по доверенности от 11.01.11, Чувашова Н.В., представитель по доверенности от 09.12.10,
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Народная" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Открытому акционерному обществу "Группа "Илим":
- о признании незаконным решение аукционной комиссии ТОВР по Иркутской области об отказе ООО "УК "Народная" в признании участником аукциона по заключению договора водопользования акваторией Братского водохранилища, залив Индобь, первый пункт от 24.01.2011 г.. N 38-16.01.008-Х-ДРБВ-Т-2011-00503/00, содержащийся в п. 7.2 протокола N 11 от 23.12.2010 о рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе;
- о признании незаконным решение аукционной комиссии ТОВР по Иркутской области о признании несостоявшимся аукциона по заключению договора водопользования Братского водохранилища, залив Индобь, первый пункт, от 24.01.2011 N 38-16.01.008-Х-ДРБВ-Т-2011-00503/00, содержащийся в п. 7.3 протокола N 11 от 23.12.2010 о рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе;
- о применении к договору водопользования акваторией Братского водохранилища, залив Индобь, первый пункт, от 24.01.2011 г.. N 38-16.01.008-Х-ДРБВ-Т-2011-00503/00, заключенному между Енисейским бассейновым водным управлением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Группа "Илим", последствий недействительности ничтожной сделки путем возвращения сторон в первоначальное положение, обязав ОАО "Группа "Илим" возвратить все полученные по сделке Енисейскому БВУ, обязав Енисейское БВУ возвратить ОАО "Группа "Илим" полученные по сделке денежные средства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2011 года в удовлетворении иска отказано.
С решением не согласен истец, указавший в своей апелляционной жалобе на незаконность и необоснованность судебного акта. Указывает, что непредоставлением аукционной документации для свободного доступа созданы преимущественные условия для ОАО "Группа "Илим", признанного в результате этого участником аукциона, ответчику была предоставлена информация об аукционной документации, которая истцу неизвестна, из-за ее отсутствия в извещении о проведении аукциона, содержащемуся в газете. Полагает, что ТОВР по ИО ЕБВУ осуществлена координация деятельности ОАО "Группа "Илим", в результате которой была ограничена конкуренция между данным лицом и ООО "УК "Народная", чем ущемлены интересы последнего, и необоснованно ограничен доступ истца к участию в аукционе. Обращает внимание, что вопреки тому, что истцом представлены доказательства отсутствия на сайте государственных органов аукционной документации и препятствия к доступу к ней, ограничения конкуренции, суд обосновал решение доводами ответчиков и третьего лица, тем самым нарушил принцип состязательности процесса. Полагает, что
в материалах арбитражного дела нет ни одного доказательства, подтверждающего наличие у данных лиц, на выводы и заключения которых ссылается суд в опровержение представленного истцом доказательства, специальных познаний и уровня квалификации в области информационных технологий, суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказал имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными. В соответствие с чем, выводы суда являются незаконными, а решение подлежит отмене. Считает, что организатор аукциона вынес решения как в противоречии с Правилами проведения аукциона, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 г. N 230, так и в нарушение порядка применения нормы права, что в силу ст.ст.13, 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно было повлечь признание вынесенных решений аукционной комиссии незаконными и недействительными, а с учетом действия ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации, того, что в результате признания аукциона несостоявшимся предмет аукциона должен был быть выставлен на повторные торги - должно было влечь применение к заключенному договору водопользования последствий недействительности ничтожной сделки. Нарушение интересов ООО "УК "Народная" выражается в воспрепятствовании осуществлении свободной экономической деятельности, что предусмотрено ст.34 Конституции Российской Федерации, в результате того, что истцу отказано в признании участником аукциона - ООО "УК "Народная" не смогла реализовать свое право на участие в экономической деятельности и инвестирование денежных средств в ликвидный с точки зрения экономики проект.
Ответчики представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, где указано на несостоятельность доводов истца.
Представители ответчика ОАО "Группа "Илим" в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления по Иркутской области разместил в газете "Областная" (выпуск от 08.12.2010 г. N 142 (716)) извещение о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, которое содержит информацию о проведении Территориальным отделом водных ресурсов по Иркутской области Енисейского БВУ приема документов на предоставление в пользование участка акватории на Братском водохранилище залив Индобь (первый пункт), расположенного на расстоянии 1238,9 км. до устья р. Ангары и на 102 км. судового хода, для использования акватории водного объекта, в том числе, для рекреационных целей.
Географические координаты участка водопользования указаны следующие: т. 1 - 55027/32// с.ш., 102023/12// в.д.; т.2 - 55027/13// с.ш., 102022/57// в.д.; т. 3 - 55027/32// с.ш., 102023/28// в.д.; т.4 - 55027/07// с.ш., 102023/12// в.д. Согласно извещению заявки принимаются с 08-30 час. 23.11.2010 г.. до 17-30 час. 22.12.2010 г.. по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Марата, 44, Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области БВУ.
По мнению истца, указанное извещение о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования содержало исчерпывающую информацию, в связи с чем, 22.12.2010 ООО "УК "Народная" в Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления подана заявка на приобретение права на заключение договора водопользования, по результатам рассмотрения которой Территориальным отделом водных ресурсов по Иркутской области 24.12.2010 в адрес генерального директора ООО "УК "Народная" направлено извещение N 05-111/3936 о результатах рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе и отказе ООО "УК "Народная" в признании участником аукциона.
Учитывая, что для участия в аукционе обратились два общества: ОАО "Группа "Илим" и ООО "УК "Народная", одному из которых отказано в признании участником аукциона, аукционной комиссией принято решение о признании аукциона несостоявшимся по причине участия в нем одного признанного участка ОАО "Группа "Илим" и о заключении договора водопользования с ОАО "Группа "Илим" на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной цене, указанной в извещении о проведении аукциона. Результаты рассмотрения заявок и проведения аукциона оформлены в протоколе N 11 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 23.12.2010 г..
Как следует из пункта 7.2 протокола N 11 от 23.12.2010 г.., аукционной комиссией принято решение отказать в признании участником аукциона, подавшего заявку на участие в аукционе, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Народная" в связи с невыполнением требований п.п. 21, 25 "а", 28, 29 "а", 29 "д", 33 "а", 33 "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 г. N230.
Истец, полагая, что Территориальным отделом водных ресурсов по Иркутской области нарушена процедура организации и проведения аукциона, созданы преимущественные условия для ОАО "Группа "Илим", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцу правомерно было отказано в допущении к признании участником аукциона и правильно аукцион признан несостоявшимся, заключенный ответчиками договор соответствует требованиям статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации, а истец не представил доказательств нарушения правил проведения аукциона и доказательств недействительности заключенного ответчиками договора, в связи с чем, не было оснований для применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Арбитражный суд апелляционной инстанции счел решение арбитражного суда правильным.
Статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса.
Пунктом 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор водопользования по результатам аукциона заключается только в части использования акватории водного объекта, в частности для рекреационных целей: если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора; если это специально предусмотрено Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии со статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации водные отношения регулируются водным законодательством. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом Российской Федерации.
Общие правила проведения аукциона регламентированы Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так, в частности, согласно пунктам 3, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
В силу пункта 5 указанной нормы права аукцион или конкурс, в которых участвовал один участник, признаются несостоявшимися.
В соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (пункт 2). Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее - Правила заключения договора) и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - Правила проведения аукциона).
Согласно пункту 15 Правил проведения аукциона в извещении о проведении аукциона должны быть указаны: организатор аукциона; предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте; срок договора водопользования и его условия; место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок; место, дата и время проведения аукциона; начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона"; официальное печатное издание и официальный сайт, где размещена документация; банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств; размер средств, вносимых в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения.
Извещение о проведении указанного открытого аукциона на право заключения договора водопользования содержит необходимую и достаточную информацию о проведении аукциона, соответствующую изложенным требованиям к извещениям.
Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области организовал публикацию извещения и аукционной документации как в официальном печатном издании и на сайтах органа исполнительной государственной власти Иркутской области, так и на сайте Енисейского бассейнового водного управления.
Размещение аукционной документации на указанных официальных сайтах подтверждено не только самой аукционной документацией, но содержанием письма территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от 19.11.2010 г.. N 05-12/2953, адресованного в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области об оказании помощи для размещения в срок до 23.11.2010 г.. в официальном печатном издании и на сайтах органа исполнительной государственной власти Иркутской области извещений о проведении открытых аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования, а также аукционной документации, письмом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 30.03.2011 г.. N 66-37-1321/1 с сообщением о размещении на сайте Министерства (http://irkobl.ru/sites/ecology/) с 23.11.2010 г.. извещения о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в отношении спорной акватории и необходимой аукционной документации.
Кроме того, как следует из выдержки из протокола FTP - сервера Красноярского филиала ОАО "Сибирьтелеком" с 23.11.2010 г.. Енисейским БВУ на своем официальном сайте (http://www.enbvu.krasnoyarsk.ru) было размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора водопользования акватории Братского водохранилища, залив Индобь пункт 1, где был опубликован необходимый перечень аукционной документации.
Таким образом, организатором аукциона были выполнены требования Правил проведения аукциона в части опубликования необходимой информации об аукционе.
Пунктом 4 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, предусмотрено, что физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, в случаях, указанных в пункте 2 Правил, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В п. 5 названных Правил указано, что заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование представляется по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и в нем указываются: сведения о заявителе; наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории; цель и срок использования акватории водного объекта.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 N128 утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, а также перечень документов, прилагаемых к нему.
Между тем, поданное истцом организатору аукциона заявление о предоставлении в пользование акватории водного объекта не соответствует требованиям установленной формы заявки на участие в аукционе.
Помимо того, в нарушение требований подпункта "а" пункта 25, пункта 29 Правил проведения аукциона истец к своему заявлению приложил копии документов, не заверенные нотариально. Истец не заключил договора о задатке, чем не выполнил требования пункта 21 Правил проведения аукциона.
Направление истцом заявки неустановленной формы, без приложения необходимых документов на основании пункта 33 Правил проведения аукциона влечет отклонение заявки как не соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 25 этих же Правил.
При таких данных арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности отказа истцу в допущении заявки на участие в аукционе.
Доводы истца о преимущественном по сравнению с ним положении ОАО "Группа Илим" участия в аукционе был проверен судом первой инстанции и не нашел подтверждения документами в деле.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены на основании полного исследования доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Истцу при подаче апелляционной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, таким образом, с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Народная" в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2011 года по делу N А19-2908/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Народная" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий: |
Скажутина Е.Н. |
Судьи |
Капустина Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2908/2011
Истец: ООО "Управляющая компания "Народная"
Ответчик: Енисейское бассейновое водное управление Министерства природных ресурсов РФ, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ОАО "Группа "Илим"
Третье лицо: Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейного водного управления
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2842/11