город Омск
22 августа 2011 г. |
Дело N А46-15922/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4269/2011) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2011 по делу N А46-15922/2010 (судья Яркова С.В.), принятое по
заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска
к Муниципальному образовательному учреждению "Детский сад N 261 присмотра и оздоровления" ОГРН 1025500977028, ИНН 5504035724
о взыскании 3 538 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска - Сухобокова О.В. по доверенности N 9144 от 08.06.2011 сроком действия 1 год, предъявлено удостоверение;
от Муниципального образовательного учреждения "Детский сад N 261 присмотра и оздоровления" - Хомчановская О.В. полномочия подтверждены Выпиской (л.д. 22), личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, Колпакова О.А. по устному заявлению заведующей учреждения, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации );
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска (далее -заявитель, ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению "Детский сад N 261 присмотра и оздоровления" (далее - МОУ "Детский сад N 261 присмотра и оздоровления", заинтересованное лицо, Учреждение) о взыскании 3 538 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, за период с 01.10.2009 по 31.12.2009.
Решением от 25.04.2011 по делу N А46-15922/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие у Учреждения подтвержденной материалами дела переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в связи с чем не нашел правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 6 статьи 18 Федерального закона N 212 -ФЗ, указывает, что наличие переплаты по страховой части трудовой пенсии не освобождает Учреждение от обязанности уплаты недоимки по накопительной ее части.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Учреждения в устном выступлении и в письменном отзыве возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Учреждение согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ является страхователем и плательщиком страховых взносов, которое обязано в своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
Согласно данным территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации у заинтересованного лица имеется задолженность за 2009 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии за период с 01.10.2009 по 31.12.2009 в сумме 3538 руб.
Пенсионным фондом в адрес Учреждения было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.05.2010 N 1164.
Согласно требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.05.2010 N 1164 МОУ "Детский сад N 261 присмотра и оздоровления" предложено в срок до 18.06.2010 уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 538 руб.
Поскольку в добровольном порядке указанная задолженность Учреждением уплачена не была, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.
25.04.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ) недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Указанный Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает административный порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам, образовавшихся на 31.12.2009.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Таким образом, недоимка, сложившаяся на 31.12.2009, с бюджетной организации, которой открыт лицевой счет, взыскивается с 01.01.2010 только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Пенсионным фондом, у Учреждения за 2009 год образовалась переплата по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 4 871 руб. и недоимка страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3 538 руб., что следует из протокола к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 29.01.2010 N 018524 (л.д. 15).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статья 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Из системного анализа смысла и содержания вышеуказанных норм следует, что для установления факта неисполнения обязанности по уплате страховых взносов следует установить - поступили или нет денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела заявок на кассовый расход, уточненной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2009 год представленной в налоговый орган по месту учета 23.11.2010, видно, что денежные средства на обязательное пенсионное страхования за 2009 года с переплатой по страховой части трудовой пенсии и своевременно поступили в на счет соответствующего органа Пенсионного фонда.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 обладает полномочиями по самостоятельному зачету платежа, несмотря на то, что Федеральным законом N 212-ФЗ это прямо не предусмотрено.
Учитывая изложенное, Пенсионный фонд как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необоснованно не зачел имеющуюся у Учреждения переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемую на страховую часть пенсии, в счет недоимки по накопительной части, в связи с чем неправомерно квалифицировал действия Учреждения по неуплате спорной суммы страховых взносов как неисполнение обязанности по уплате страховых взносов по правилам пункта 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ.
Более того, в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Аналогичные правила применяются при исчислении страховых взносов.
Следовательно, при нарушении установленной пропорции по уплате различных частей страхового взноса, при которой образуется переплата одной части, превышающая недоплату по другой, взыскание недоплаченной части страхового взноса недопустимо, поскольку прямо противоречит статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2011 по делу N А46-15922/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15922/2010
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска
Ответчик: МОУ "Детский сад N 261 присмотра и оздоровления"
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4269/11