г. Киров |
|
24 августа 2011 г. |
Дело N А29-2484/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В.Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирилловых О.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНСТРОЙГАЗ"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2011 по делу N А29-2484/2011, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНСТРОЙГАЗ" (ОГРН 1021100734808, местонахождение: г. Москва, ул. Барклая, д. 13, стр. 2)
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (местонахождение: г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 85), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (местонахождение: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д.110),
о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и недействительным постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНСТРОЙГАЗ" (далее - заявитель, Общество, ООО "ИНСТРОЙГАЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - ответчик, Межрайонный отдел), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя N 4616/22 от 14.03.2011 об оценке вещей или имущественного права и незаконными действий судебного пристава-исполнителя, связанных с вынесением этого постановления, а также о проведении повторной оценки техники независимым оценщиком.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2011 производство по делу прекращено.
Общество с принятым определением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судебным приставом-исполнителем пункта 17 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве), выразившегося в невыполнении обязанности по направлению постановлений о возбуждении исполнительных производств, а также об объединении их в сводное исполнительное производство.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить определение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Межрайонный отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Заявитель и Межрайонный отдел о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Межрайонном отделе на исполнении находится сводное исполнительное производство N 1170/09/22/11-СД о взыскании с ООО "ИНСТРОЙГАЗ" задолженности в сумме 1725250722 рублей (далее - сводное исполнительное производство). В данном исполнительном производстве объединены исполнительные производства, возбужденные, в том числе на основании исполнительных документов арбитражных судов, исполнительных документов судов общей юрисдикции (л.д. 41-59, 60-67).
14.03.2011 Межрайонным отделом в рамках сводного исполнительного производства N 1170/09/22/11-СД вынесено постановление об оценке вещей или имущественного права (далее - постановление об оценке от 14.03.2011) (л.д. 8).
Не согласившись с указанным постановлением и действиями Управления по его вынесению, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительных документов суда общей юрисдикции, исполнительных документов арбитражного суда производство по делу прекратил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 128 Федерального закона об исполнительном производстве предусмотрено, что заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: 1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; 2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 названного Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью; 4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случаях, не указанных в части 2 статьи 128 Федерального закона об исполнительном производстве, заявление подается в суд общей юрисдикции (часть 3 статьи 128 Федерального закона об исполнительном производстве).
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума) разъяснено, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Согласно статье 34 Федерального закона об исполнительном производстве возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.
Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя в таких случаях рассматриваются судом общей юрисдикции (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов").
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в числе исполнительных производств, возбужденных в отношении ООО "ИНСТРОЙГАЗ" и присоединенных к сводному исполнительному производству N 1170/09/22/11-СД имеются исполнительные производства, возбужденные в отношении ООО "ИНСТРОЙГАЗ" на основании судебных актов судов общей юрисдикции.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона об исполнительном производстве судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, являются исполнительными документами.
По смыслу норм Федерального закона об исполнительном производстве, определяющих компетенцию арбитражных судов по разрешению споров, возникающих на стадии исполнительного производства, в соответствии с положениями названного постановления Пленума арбитражные суды неправомочны рассматривать дела об оспаривании решений и действий судебного пристав-исполнителя, связанных с исполнением исполнительного документа суда общей юрисдикции.
Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Общество оспаривает действия (решения) судебного пристава-исполнителя, осуществленные в рамках сводного исполнительного производства, в котором имеются исполнительные документы суда общей юрисдикции, следовательно, данное дело неподведомственно арбитражному суду.
Довод апелляционной жалобы о том, что в адрес Общества не направлялись постановления о возбуждении исполнительного производства и присоединении к сводному исполнительному производству, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не влияющий на оценку вопроса подведомственности данного спора арбитражному суду.
С учетом изложенного обжалуемое определение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, правовых оснований для его отмены не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался, так как согласно части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2011 по делу N А29-2484/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНСТРОЙГАЗ" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2484/2011
Истец: ООО "Инстройгаз"
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми
Третье лицо: Управление ФССП России по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3679/11