г. Хабаровск
24 августа 2011 г. |
N 06АП-3391/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С. Б.,
судей Головниной Е.Н., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубицыной Д. А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Капитулиной М.А., представителя по доверенности от 29.04.2011 N 77АА1112609,
от финансового департамента Администрации города Хабаровска: Зайцева М.В., представителя по доверенности от 21.12.2010 N 04-02/2958,
от Администрации города Хабаровска: Коваленко М.В., представителя по доверенности от 27.12.2010 N 1.1.21-235,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 15.06.2011
по делу N А73-14000/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Тищенко А.П.,
по иску открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Хабаровскому краю в лице министерства финансов Хабаровского края и министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 1 023 924, 85 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Хабаровска (далее - администрация), Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании субвенции по возмещению убытков, связанных с применением регулируемых тарифов за 2009 год в размере 222 819,68 рубля (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ). Определением от 11.01.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Решением суда от 15.06.2011 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением от 15.06.2011, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие законных оснований для взыскания в пользу истца суммы убытков, поскольку ОАО "РЖД" из краевого бюджета начислены субвенции на возмещение убытков, связанных с применением регулируемого тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению. Кроме того, считает, что с Министерства жилищно-коммунального хозяйства неправомерно взысканы судебные расходы по государственной пошлине в сумме 7 456,39 рубля, поскольку оно освобождено от ее уплаты.
В судебном заседании присутствующие представители в отношении доводов апелляционной жалобой высказали возражения, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, извещенное надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что котельная на станции Красная речка, учтенная на балансе Хабаровской дистанции гражданских сооружений отделения ДВЖД - филиала ОАО "РЖД", передана, в числе иного имущества, на баланс Дирекции по тепловодоснабжению Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на основании приказа ОАО "РЖД" от 13.11.2008 N 904/Н "О наделении имуществом Дирекции по тепловодоснабжению".
В период 2009 года ОАО "РЖД" являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывало услуги снабжения тепловой энергией и горячего водоснабжения населению г. Хабаровска, проживающего в домах N 12,14,16, по ул. Пассажирская, отапливаемых от котельной станции Красная речка.
Между администрацией и ОАО "РЖД", в лице Дирекции по тепловодоснабжению Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", заключалось соглашение N Р 04/09 от 23.01.2009 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", сроком действия с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Условиями данного соглашения предусмотрено, что организация осуществляет производство и (или) передачу и (или) сбыт тепловой энергии для нужд населения по экономически обоснованным тарифам на текущий год, а администрация города Хабаровска возмещает убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию.
Согласно представленному расчету ОАО "РЖД", размер субвенций за 2009 год, подлежащих поступлению на расчетный счет организации, рассчитанный в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Хабаровского края N 35-пр от 01.02.2008, составил 1 414 785 руб. 07 коп.
Администрация произвела расчет субвенции за период октябрь-декабрь 2009 года в размере 390 860 руб. 22 коп. на основании постановления 36/4 от 31.08.2009, возместила их платежными поручениями N 19 от 19.02.2010 и N 51 от 24.08.2010 с назначением платежа "возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию согласно закона Хабаровского края N 222 от 24.11.04, соглашения N Р 04/09 от 23.01.09 за 2009". В возмещении убытков за период с января по май 2009 года администрация ОАО "РЖД" отказала, мотивируя отказ тем, что тарифы установленные постановлением N 51/24 от 19.11.2008 непосредственно для потребителей ОАО "РЖД", установленные в отношении станции Красная речка Хабаровской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" не могут применяться другими филиалами ОАО "РЖД" в т.ч. дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Истец обратился к Администрации с претензионным письмом от 13.10.10 N ДТВю-192 с просьбой возместить оставшуюся сумму убытков за период с января по май 2009 года, полагая, что расчет субвенции за указанный период должен основываться на постановлении N 51/24 от 19.11.2008. Поскольку указанные убытки не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" предусмотрено возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф (статья 2).
Экономически обоснованные тарифы для организации, осуществляющей производство, передачу и сбыт тепловой энергии - ОАО "РЖД" на 2009 год утверждены Постановлением N 51/24 от 19.11.2008 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "РЖД" (станция Красная речка Хабаровской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД")" Комитетом по ценам в размере 3702 руб. 86 коп./Гкал, Постановлением N 36/4 от 31.08.2009 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Российские железные дороги" (станция Красная речка Дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД")" Комитетом по ценам (далее - постановление 36/4 от 31.08.2009) в размере 3702 руб. 86 коп./Гкал. Постановлением губернатора Хабаровского края N 176 от 22.12.2008 утвержден предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения на 2009 год, в размере 1400 руб./Гкал. Разница между экономически обоснованным и предельным максимальным тарифом составляет 2 302 руб. 86 коп. Арбитражный суд Хабаровского края правильно счел обоснованным применение при расчете субвенции за январь-май 2009 тарифа, утвержденного Постановлением N 51/24 от 19.11.2008.
Расчет субвенций за январь-май 2009 проверен Шестым арбитражным апелляционным судом и признан верным.
Как правильно указано судом первой инстанции, приложением 6 к закону Хабаровского края от 26.11.2008 N 216 "О краевом бюджете на 2009 год" утверждена ведомственная структура расходов краевого бюджета, согласно которой министерству жилищно-коммунального хозяйства края по подразделу 1103 предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 056 115,73 тыс. рублей для предоставления бюджетам муниципальных образований края субвенций на реализацию закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (в редакции постановления от 26.08.2008 N 196-пр) "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Также согласно утвержденным указанным постановлением Правилам предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению к полномочиям министерства ЖКХ края отнесено осуществление расчета размера названных субвенций (п. 2.1), предоставление в министерство финансов края ежемесячно заявки на финансирование и платежных поручений на перечисление средств на счета бюджетов муниципальных районов края по предоставлению названных субвенций (п.п. 3.1 и 3.3). С учетом указанных выше норм права, именно с Хабаровского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края за счет казны Хабаровского края (ст. 1071 ГК РФ) в пользу истца подлежит взысканию задолженность по возмещению убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию. Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статей 65 и 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности размера заявленных убытков и наличии причинно-следственной связи между виновными действиями уполномоченного органа и наступившими убытками у истца.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном взыскании государственной пошлины с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в размере 7 456,39 рубля также подлежат отклонению.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Между тем, в соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, "в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ)".
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены все обстоятельства дела, а имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2011 по делу N А73-14000/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14000/2010
Истец: Дирекция по тепловодоснабжению филиала "Дальневосточная железная дорога" Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога", ОАО РЖД - ДВЖД
Ответчик: Администрация города Хабаровска, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Финансовый департамент администрации города Хабаровска, Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3391/11