г. Санкт-Петербург
23 августа 2011 г. |
Дело N А56-14480/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11187/2011) ООО "Рока Рус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 мая 2011 года по делу N А56-14480/2011 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Рока Рус"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Беляков К.Е., доверенность от 10.08.2011.
от ответчика: Памфилов С.Ю., доверенность N 20 от 18.08.2011.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рока Рус" (187000, Ленинградская область, Тосненский район, Тосно, ул. Промышленная, 7, ОГРН 1044701893741, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области(191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, далее - Управление Росфиннадзора) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 41-10/347 от 17.02.2011.
Решением от 23.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Рока Рус" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 23.05.2011 отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. Общество, ссылаясь на пункт 3.2 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" в редакции Указания Банка России от 29.12.2010 N 2557-У, согласно которому действие настоящей Инструкции не распространяется на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, считает, что в его действиях отсутствует событие вмененного административного правонарушения, поскольку обязанность по оформлению паспорта сделки по контракту на сумму менее 50 000 долларов США законодателем отменена.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, административный орган возражал против ее удовлетворения, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.05.2007 между ООО "Рока Сантехника" (в настоящее время переименовано в ООО "Рока Рус") и компанией "Соgnis GmbH" (Германия) (далее - нерезидент) заключен договор поставки N SL/03/2007.
На основании указанного контракта общество 28.06.2007 оформило в филиале ЗАО "АБН АМРО Банк А.О." в г. Санкт-Петербурге паспорт сделки N 07060029/2594/0001/2/0.
В ходе исполнения обязательств по контракту общество в августе 2010 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар по ГТД N 10216100/030810/0087240, дата выпуска согласно отметке таможенного органа "выпуск разрешен" 03.08.2010. По факту несвоевременного представления обществом справки о подтверждающих документах, а именно 01.09.2010, вместо установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П сроке 18.08.2010, Территориальным управлением в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2010 N 41-10/347. Постановлением от 17.02.2011 N 41-10/347 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и не усмотрел оснований для признания его малозначительным.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее. В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрена обязанность резидентов представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ). Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П. Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пунктом 2.2 Положения N 258-П установлено, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах). В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"). Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" отнесена к формам учета по валютным операциям. Факт нарушения срока представления подтверждающих документов подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно пункту 3.2 Инструкции N 117-И действие настоящего раздела не распространяется на валютные операции, указанные в пункте 3.1 настоящего раздела, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения. Данное положение введено указанием Центрального Банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2557-У, вступившим в законную силу 27.02.2011.
Таким образом, с 27.02.2011 публичная обязанность оформления паспорта сделки, в порядке, установленном пунктом 3.14 Инструкции N 117-И, распространяется только на резидентов, с которыми заключены контракты на сумму, превышающую в эквиваленте 50 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.
В рассматриваемом деле договор от 16.05.2007 N SL/03/2007 с компанией "Соgnis GmbH" (Германия) заключен на общую сумму поставки 20 000 евро. Сумма частичного исполнения договора по ГТД N 10216100/030810/0087240, к которой оформлялась справка о подтверждающих документах, составила 4 398 евро.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Общество совершило административное правонарушение до вступления в силу Указаний ЦБ РФ N 2557-У от 29.12.2010 и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось, поскольку отменена обязанность по оформлению паспорта сделки, заключенной между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США. Следовательно, в таком случае отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания не исполнено. Принимая во внимание изложенное, в данном деле подлежит применению нормативный правовой акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10708/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При таких обстоятельствах решение суда от 23.05.2011 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Росфиннадзора.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 мая 2011 года по делу N А56-14480/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (Санкт-Петербург, ул.Смольного, дом 3) от 17.02.2011 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 41-10/347, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рока Рус" (Ленинградская область, г.Тосно ул.Промышленная, дом7, ОГРН 1044701893741).
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14480/2011
Истец: ООО "Рока Рус"
Ответчик: Территориальное управление РосФинНадзора РФ в Ленинградской области, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11187/11