г. Пермь
24 августа 2011 г. |
Дело N А71-2387/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дюкина В. Ю.
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливаевой Т.Г.,
при участии:
от заявителя - Дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" Открытого акционерного общества "Газпром": Иванцов И.В., доверенность N 2 от 30.12.2010, паспорт,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике: Бурменко О.В., доверенность N 3 от 11.01.2011, удостоверение,
от третьего лица - Открытого акционерного общества "Земельно-кадастровый центр": не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 июня 2011 года
по делу N А71-2387/2011,
принятое судьей Буториной Г.П.,
по заявлению Дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" Открытого акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1021801586047, ИНН 1834100050)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
третье лицо: Открытое акционерное общество "Земельно-кадастровый центр" (ОГРН 1091841003066, ИНН 1841003629)
о признании незаконным действия, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Дочернее открытое акционерное общество "Спецгазавтотранс" Открытого акционерного общества "Газпром" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики (далее - заявитель, ДОАО "Спецгазавтотранс") с требованием о признании незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - ТУ Росимущества), выразившегося в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:26:040258:0005 общей площадью 23212 кв. м., расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104 в собственность ДОАО "Спецгазавтотранс" и о возложении на Управление обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:26:040258:0005 общей площадью 23212 кв. м., расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104 с кадастровой стоимостью, определенной кадастровым паспортом земельного участка по состоянию на 28 сентября 2009, а также направить указанный проект в адрес общества.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июня 2011 года признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, выразившиеся в отказе от 13.11.2011 N 01-11/17 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:26:040258:0005 общей площадью 23212 кв. м., расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104 в собственность ДОАО "Спецгазавтотранс"; на ТУ Росимущества возложена обязанность в установленный законом срок подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:26:040258:0005 общей площадью 23212 кв. м., расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104 с кадастровой стоимостью, определенной по Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
ТУ Росимущества в Удмуртской Республике с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать, ссылаясь на то, что согласно Положению о Федеральном агентстве по управлении государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (положение) предусмотрен особый порядок принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность (пункт 4.8), в соответствии с которым продажа земельных участков осуществляется только по поручению Федерального агентства по управлению госимуществом; в соответствии с положением, ТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности исключительно по поручению ФАУГИ. Таким образом, ТУ Росимущества полагает, что принимать решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером 18:26:040258:0005 вправе только Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, однако осуществление продажи указанного земельного участка может быть поручено Территориальному управлению.
ДОАО "Спецгазавтотранс" против доводов апелляционной жалобы возражает, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просит оставить обжалуемое решение суда от 02.06.2011 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В своем отзыве заявитель приводит мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы признает необоснованными.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 18.08.2011 представители заявителя, заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные, соответственно, в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, за Производственным объединением "Союзгазавтотранс" (в дальнейшем ДОАО "Спецгазавтотранс") в бессрочное бесплатное пользование был закреплен земельный участок площадью 2,5 га для строительства производственной базы по адресу: г.Ижевск, ул. Гагарина, 104 (государственный акт на право пользования землей N 123 от 25.08.1985).
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 30.06.2003 N 12аз/12-раз ДОАО "Спецгазавтотранс" предоставлен в аренду земельный участок с кадаст-ровым номером 18:26:040258:0005, находящийся по адресу: г. Ижевск, ул.Гагарина, 104.
В дальнейшем между Министерством имущественных отношений УР (арендодателем) и ДОАО "Спецгазавтотранс" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 12АЗ, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 18:26:040258:0005, находящийся по адресу: г. Ижевск, ул.Гагарина, 104 для эксплуатации производственной базы Ижевского АТП в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору, и являющегося неотъемлемой частью, общей площадью 23212 кв.м.
12 февраля 2004 года, в соответствии с Соглашением N 6 "О переводе прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 30 июля 2003 года N 12АЗ" Министерство имущественных отношений УР уступает ТУ Росимущества права и обязанности арендодателя.
В период с 1995 по 2004гг. на предоставленном земельном участке были построены объекты недвижимости имущества производственной базы, которые в порядке приватизации были приобретены ДОАО "Спецгазавтотранс" в собственность, о чем имеются соответствующие свидетельства о государственной регистрации.
Земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и находится в государственной собственности.
ДОАО "Спецгазавтотранс" обратилось в ТУ Росимущества с заявкой от 15 мая 2008 года на приватизацию земельного участка площадью 23212 кв.м. с кадастровым номером 18:26:040258:0005, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости.
Письмом от 28.05.2008 N 01-11/1391 ТУ Росимущества уведомило заявителей о том, что представленные документы не соответствуют перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
16.07.2008 ДОАО "Спецгазавтотранс" повторно обратилось в ТУ Росимущества с заявкой о приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности площадью 23212 кв.м. с кадастровым номером 18:26:040258:0005.
В ответ на данное обращение ТУ Росимущества письмом от 30.12.2008 N 12/684 сообщило о том, что представленного к заявке на приватизацию земельного участка пакета документов недостаточно, а также содержалось указание на необходимость устранить выявленные недостатки и предоставить отсутствующие документы, а именно свидетельства о государственной регистрации права собственности на часть объектов недвижимости, находящихся на данном земельном участке.
25.09.2009 ДОАО "Спецгазавтотранс" вновь обратилось в ТУ Росимущества с заявкой о приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности площадью 23212 кв.м. с кадастровым номером 18:26:040258:0005.
В письме от 13.01.2011 N 01-11/17 ТУ Росимущества сообщило заявителю о том, что решение о предоставлении земельного участка в собственность не предоставляется возможным, так как необходимо проработать и представить предложения о возможности использования незастроенной части указанного земельного участка под федеральные нужды.
Полагая, что незаконные действия ТУ Росимущества, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка, отсутствии действий по подготовке и направлению заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ДОАО "Спецгазавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 6 названной статьи в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 25.09.2009 ДОАО "Спецгазавтотранс" обратилось в ТУ Росимущества с заявкой на приватизацию земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Установив, что в нарушение требований статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации в предусмотренный законом срок вопрос о продаже земельного участка не рассмотрен, доказательств, свидетельствующих о совершении необходимых для его своевременного рассмотрения действий, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ДОАО "Спецгазавтотранс" на праве собственности испрашиваемого земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя по приобретению в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования о признания незаконным действия ТУ Росимущества, выразившегося в уклонении от принятия в установленный законом срок решения о предоставлении ДОАО "Спецгазавтотранс" на праве собственности земельного участка.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В пункте 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Удмуртской Республики, является ТУ Росимущества, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении в собственность данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены и отклонены арбитражным судом апелляционной инстанции как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм материального права и не влияющие на правильность обжалуемого судебного акта с учетом изложенных обстоятельств.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2011 по делу N А71-2387/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Ю.Дюкин |
Судьи |
Л.А.Усцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2387/2011
Истец: ДОАО "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром", Дочернее открытое акционерное общество "Спецгазавтотранс"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике Минэкономразвития России, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике
Третье лицо: ОАО "Земельно-кадастровый центр", ОАО "Земельно-кадастровый центр" г. Ижевска