г. Москва
22 августа 2011 г. |
Дело N А41-25391/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Исаевой Э.Р., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Гулий Ю.С.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя: Максимюк А.А. по доверенности от 23.12.2010;
от ФГУП "Управление Специального Строительства N 11 при Федеральном агентстве специального строительства": Семенова А.В. по доверенности от 21.01.2011 N56/1-55;
от Сергиево-Посадского Управления Роснедвижимости по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, ООО "Поток", Федерального агентства специального строительства Российской Федерации: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ремтара" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2011 года по делу N А41-25391/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению ООО "Ремтара" (ОГРН 1025005321340, ИНН 5042066940) к Сергиево-Посадскому Управлению Роснедвижимости по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости, третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление Специального Строительства N 11 при Федеральном агентстве специального строительства", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, ООО "Поток", Федеральное агентство специального строительства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремтара" (далее - ООО "Ремтара", заявитель) обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением к Сергиево-Посадскому Управлению Роснедвижимости Московской области с требованиями о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости (ГКН) о координатах поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7; 50:05:0100144:8.
В качестве заинтересованного лица суд привлек к участию в деле Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Росреестр по Московской области).
В порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве надлежащего заинтересованного лица суд привлек Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области (далее - ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление Специального Строительства N 11 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "УСС N11 при Спецстрое России"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Поток", Федеральное агентство специального строительства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2011 года по делу N А41-25391/10 в удовлетворении заявленных требований ООО "Ремтара" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Ремтара" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Ремтара" ссылается на то, что ошибки, выявленные при постановке на кадастровый учет земельных участков заявителя не технические, исправить их без изменения местоположения и конфигурации участков 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7; 50:05:0100144:8 не представляется возможным.
Заявитель также считает необоснованным отклонение судом первой инстанции ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы для выяснения вопроса, имеет ли место наложение земельных участков ООО "Поток" и оформляемого заявителем.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей заявителя и ФГУП "Управление Специального Строительства N 11 при Федеральном агентстве специального строительства", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено: Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:05:0100144:7 площадью 166 142 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Иудино. Правообладателем постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком является ФГУП "УС N 20 при Спецстрое России".
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0100144:4 (предыдущие номера 50-05-090703-0003; 50:05:0100144:2; 50:05:0100144:8) общей площадью 4537 кв.м. поставлен на кадастровый учет 26.05.2003 г.., границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В государственный кадастр недвижимости 23.09.2003 г.. внесены сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100144:8 общей площадью 5006 кв.м. под размещение производственной базы УС-20.
ФГУП "УС N 20 при Спецстрое России" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок площадью 33900.00 кв.м., расположенный по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Иудино под размещение базы механизации, с кадастровым номером 50:05:0100144:6. Сведения об образовании земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 13.11.2003 г..
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13 июля 2009 г.. N 1216 прекращено право хозяйственного ведения за ФГУП "Строительное управление N9 при Федеральном агентстве специального строительства", ФГУП "Управление специального строительства по территории N10 Федеральном агентстве специального строительства" на объекты недвижимости согласно приложением NN 3,4,5, расположенные по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Иудино и закреплено указанное имущество за ФГУП "Управление специального строительства N11 при Федеральном агентстве специального строительства".
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14 августа 2009 г.. N 1548 прекращено право хозяйственного ведения ФГУП "Строительное управление N9 при Федеральном агентстве специального строительства" на объекты недвижимости согласно приложению, расположенные по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Иудино и закреплено указанное имущество за ФГУП "Управление специального строительства N11 при Федеральном агентстве специального строительства".
ФГУП "Строительное управление N 9 при Федеральном агентстве специального строительства", ФГУП "Управление специального строительства по территории N 10 Федеральном агентстве специального строительства" находятся в стадии ликвидации.
Решением Сергиево-Посадского отдела ФГУ "Кадастровая палата" от 09.11.2010 г.. ООО "Ремтара" отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, в том числе, в связи с наличием одинакового местоположения вновь образуемого земельного участка с земельными участками кадастровые номера 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7; 50:05:0100144:8, 50:05:0100144:5; 50:05:0100144:3.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0100144:5; 50:05:0100144:3 принадлежат ООО "Ремтара", что сторонами не оспаривается. В местоположении границ указанных земельных участков выявлена ошибка, и заявитель в межевом плане указал сведения об уточняемых земельных участках и их частях.
Согласно письму начальника ФГУП "УСС N 11 при Спецстрое России" от 16.02.2010 г.. N 56/11-319 ООО "Ремтара" отказано в согласовании межевого плана образуемого земельного участка, поскольку усматривается частичное наложение на земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7.
ООО "Ремтара" полагая, что сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о координатах поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7; 50:05:0100144:8 недействительны, обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости о координатах поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7; 50:05:0100144:8.
Апелляционный суд поддерживает выводы уда первой инстанции и считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного акта законом установлена совокупность признаков: несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону, иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Заявителем не представлены суду доказательства нарушения органом кадастрового учета прав и законных интересов общества при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7; 50:05:0100144:8.
Отношения, возникающие в процессе ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Способ защиты права как признание недействительными сведений в государственном кадастре недвижимости законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Из текста заявления, представленного в суд, а также материалов межевого дела усматривается, что кадастровым инженером при производстве межевых работ по формированию земельного участка ООО "Ремтара" были выявлены технические ошибки в определении координат характерных точек границ ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0100144:6; 50:05:0100144:7; 50:05:0100144:8.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
В статье 20 названного Закона приведен перечень лиц, имеющих право на обращение с заявлением о кадастровом учете.
Законодатель установил, что порядок исправления кадастровой ошибки в сведениях зависит от того, каким образом были представлены в орган кадастрового учета документы, содержащие ошибку в сведениях:
- если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, необходимые для кадастрового учета и представленные одновременно с соответствующим заявлением, то кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости;
- если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, то кадастровая ошибка в сведениях должна быть исправлена в порядке информационного взаимодействия;
- в любом случае - на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 ст. 28 Закона кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то для исправления необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости.
При наличии заявления от собственника объекта недвижимости об исправлении кадастровой ошибки и документов, содержащих сведения в объеме, необходимом для внесения данных исправлений, орган кадастрового учета принимает решение об устранении такой ошибки, с учетом требований ч. 5 статьи 28 Закона. Заверенная копия решения направляется заинтересованным лицам в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.
В случае несогласия собственника объекта недвижимости на внесение изменений, в сведениях которого допущена кадастровая ошибка, или иной причины невозможности получения письменного заявления орган кадастрового учета инициирует обращение в суд для решения вопроса о внесении данных изменений в сведения государственного кадастра недвижимости с приложением необходимых для принятия такого решения документов.
После проведения кадастровых процедур по исправлению кадастровой ошибки подлинники документов, являющиеся основанием ее исправления, помещаются в кадастровое дело соответствующего земельного участка, а их копии в землеустроительное дело, хранящееся в государственном фонде данных.
Из системного толкования данных норм следует, что орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимости, вправе самостоятельно исправить допущенные в государственном кадастре недвижимости ошибки, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьи х лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В противном случае исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Письмо Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" дает разъяснения по вопросам исправления ошибок (технических, кадастровых, а также несоответствий в местоположении границ участков).
Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет которого был осуществлен до 01 марта 2008 г.) является ошибкой в местоположении границы ранее учтенного земельного участка и может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с частью 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно письму от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 в случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка будет изменена его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка или его представителем.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, с получением письменного заявления собственника объекта недвижимости.
Таким образом, законодателем регламентированы действия органа кадастрового учета в случае обнаружения кадастровой ошибки в сведениях.
Из материалов дела следует, что ООО "Ремтара" не обращалось в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости в соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 13.04.2009 N 125.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Доводы заявителя в части необоснованного отклонения судом первой инстанции ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы, апелляционный суд в рамках заявленных требований находит несостоятельными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2011 г. по делу N А41-25391/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремтара" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Э.Р. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25391/2010
Истец: ООО "РЕМТАРА", Представитель ООО "РЕМТАРА" Максимюк А. А.
Ответчик: Сергиево-Посадское Управление Роснедвижимости по Московской области, Управление Роснедвижимости по МО ТО по Сергиево-Посадскому району, Управление Роснедвижимости по Московской области, ФГУ "КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Поток", Росреестр, Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО, ФГУ "Земельная кадастровая палата по М. О., ФГУП "Управление Специального строительства N 11" при Спецстрое России, ФГУП "УСС N 11 при Спецстрое России", Федеральное агентство Специального строительства РФ, Управление Росреестра по МО
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6074/11