г. Челябинск
25 августа 2011 г. |
N 18АП-7761/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 июня 2010 г.. по делу N А76-1212/2011 (судья Котляров Н.Е.).
В заседании приняли участие представители:
от муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" - Абабков В.А. (доверенность от 25.10.2010 N юр-4234);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Соболевская Т.М. (доверенность от 12.01.2011 N 13);
Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - заявитель, МУ "КУИ ЗГО", Комитет) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо, Управление ФАС по Челябинской области) о признании недействительным решения от 29.10.2010 по делу N 47-07/10 и предписания от 29.10.2010 по делу N 47-07/10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Собрание депутатов Златоустовского городского округа (далее - Собрание депутатов), Администрация Златоустовского городского округа в лице Управления архитектуры и градостроительства (далее - Администрация Златоустовского городского округа, Администрация), некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей Златоустовского городского округа", индивидуальный предприниматель Занин С.Г. (далее - ИП Занин С.Г.), индивидуальные предприниматель Здвижков С.П. (далее - ИП Здвижков С.П.), индивидуальный предприниматель Кругляшев В.В. (далее - ИП Кругляшев В.В.), индивидуальный предприниматель Лысков М.В. (далее - ИП Лысков М.В.), индивидуальный предприниматель Цивилев Ю.М. (далее - Цивилев Ю.М.), индивидуальный предприниматель Однолько М.В. (далее - ИП Однолько М.В.), индивидуальный предприниматель Каземов И.Н. (далее - ИП Каземов И.Н.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными решение Управления ФАС по Челябинской области от 29.10.2010 по делу N 47-07/10 и предписание от 29.10.2010 по делу N 47-07/10.
В апелляционной жалобе Управление ФАС по Челябинской области просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает, что действия Комитета по подготовке уведомлений для хозяйствующих субъектов о принятии мер по демонтажу киосков и благоустройству территории и о невыдаче и не продлении разрешений на установку нестационарных торговых объектов, а также не заключении и не продлении договоров аренды земельных участков для размещения указанных объектов, начиная с 2010 г.., могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции посредством необоснованного препятствования осуществлению деятельности отдельными хозяйствующими субъектами, поскольку это может привести к необоснованному отказу в продлении и выдаче разрешений на установку временных сооружений до утверждения схемы размещения таких объектов, и, вследствие этого, к не включению их в указанную схему, а также к неправомерному отказу в заключении и продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов. В уведомлениях отсутствовало указание на рекомендательный характер. Уведомления об отмене решений от 28.01.2010 N 794 и от 25.02.2010 N 806 для хозяйствующих субъектов, которым ранее направлялись уведомления о принятии мер по демонтажу киосков, подготовлены после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Бездействие Комитета, выразившееся в нерассмотрении заявлений о продлении договоров аренды земельных участков, поступивших от Занина С.Г., может привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующего субъекта.
Указывает, что отмена решения антимонопольного органа в полном объеме неправомерна, так как пункты 1 и 2 в части признания нарушения в действиях Администрации Златоустовского городского округа, пункты 5-7 не нарушают права и законные интересы Комитета, поскольку затрагивают права иных лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц не явились. С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменных объяснениях на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление ФАС по Челябинской области поступило заявление от некоммерческого партнерства "Союз предпринимателей Златоустовского городского округа" на неправомерные действия Собрания депутатов по принятию решения от 28.01.2010 N 794 (т.2, л.д. 87), Администрации Златоустовского городского округа в лице Управления архитектуры и градостроительства по отказу в продлении разрешений на установку нестационарных торговых объектов, а также на действия Комитета по отказу в продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (т.2, л.д.2-3).
Приказом от 26.05.2010 N 192 Управлением ФАС по Челябинской области возбуждено дело N 47-07/10 по признакам нарушения Собранием депутатов, Администрацией Златоустовского городского округа в лице Управления архитектуры и градостроительства и Комитета пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) (т.2, л.д. 57-58).
По результатам рассмотрения дела N 47-07/10 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением ФАС по Челябинской области вынесено решение от 29.10.2010, которым:
действия Собрания депутатов по принятию подпунктов 1 и 2 пункта 1 Решения от 25.11.2009 N 769, подпунктов 1 и 2 пункта 1 Решения от 28.01.2010 N 794, а также Решения Собрания депутатов от 25.02.2010 N 806, которые могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности отдельными хозяйствующими субъектами и недопущению, ограничению, устранению конкуренции, признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ (пункт 1 решения);
действия Администрации Златоустовского городского округа и МУ "КУИ ЗГО" по подготовке уведомлений для хозяйствующих субъектов, имеющих разрешения на установку нестационарных торговых объектов и договоры аренды занятых такими сооружениями земельных участков, которые ведут к дискриминации хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры (указанным торговым объектам и земельным участкам) посредством необоснованного препятствования осуществлению деятельности отдельными хозяйствующими субъектами, а также могут привести к необоснованному отказу в продлении и выдаче разрешений на установку временных сооружений до утверждения схемы размещения таких объектов, и, вследствие этого, к не включению их в указанную схему, а также к неправомерному отказу в заключении и продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, подпункта "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункт 2);
бездействие МУ "КУИ ЗГО", выразившееся в нерассмотрении заявлений о продлении договоров аренды земельных участков, поступивших от ИП Занина С.Г. 02.08.2010 и 01.09.2010, которое может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, признано нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ (пункт 3) (т.1, л.д. 10-15).
На основании данного решения Комитету выдано предписание от 14.10.2010 N 47-07/10, согласно которому заявителю в течение трех рабочих дней с момента получения предписания необходимо прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившееся в нерассмотрении заявлений о продлении аренды земельных участков, поступивших от ИП Занина С.Г. 02.08.2010 и 01.09.2010, которое может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности, а именно рассмотреть указанные заявления (т.1, л.д. 9).
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа нарушают права и законные интересы заявителя, МУ "КУИ ЗГО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия заявителя не препятствовали деятельности хозяйствующих субъектов и не привели к ограничению конкуренции.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа приведенных норм следует, что для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на антимонопольный орган.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Согласно подпункту "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N381-ФЗ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10).
В соответствии с частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно пункту 1 оспариваемого решения антимонопольный орган вменяет Собранию депутатов в качестве нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ действия по принятию подпунктов 1, 2 пункта 1 решения от 25.11.2009 N 769 (далее - решение СД ЗГО N 769), подпунктов 1, 2 пункта 1 решения от 28.01.2010 N 794 (далее - решение СД ЗГО N 794) и решения от 25.02.2010 N 806 (далее - решение СД ЗГО N 806), которые могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности отдельными хозяйствующими субъектами и недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решением СД ЗГО N 769 Собрание депутатов рекомендовало Главе Златоустовского городского округа не выдавать и не продлевать, начиная с 2010 г.., разрешения на установку временных сооружений - киосков и павильонов розничной торговли, расположенных вблизи прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, определяемых в порядке, установленном Постановлением Главы Златоустовского городского округа N 2-п от 10.01.2006, а также вблизи территорий мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, определяемых в Порядке, установленном Постановлением Главы Златоустовского городского округа N 149-п от 16.06.2006 (подпункт 1 пункта 1 решения), а также не заключать и не продлевать, начиная с 2010 г.., договоры аренды земельных участков под киосками и павильонами в местах, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего решения (подпункт 2 пункта 1 решения).
Решением СД ЗГО N 794 внесены изменения в решение СД ЗГО N 769, в соответствии с которыми Главе Златоустовского городского округа рекомендовано не выдавать и не продлевать, начиная с 2010 г.., разрешения на установку нестационарных торговых объектов в местах, предназначенных под благоустройство территории Златоустовского городского округа в соответствии с градостроительным регламентом, не заключать и не продлевать, начиная с 2010 г.., договоры аренды земельных участков под нестационарными торговыми объектами в указанных местах в соответствии с градостроительным регламентом и схемой размещения объектов (подпункты 1 и 2 пункта 1). Администрации поручено разработать и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов в установленном законом порядке и план благоустройства земельных участков, отведенных и отводимых в будущем для размещения нестационарных торговых объектов.
Антимонопольным органом установлено и не оспаривается заявителем, Администрацией и Собранием депутатов, что актами органов местного самоуправления Златоустовского городского округа, в том числе градостроительным регламентом, не были определены места, предназначенные под благоустройство, схема размещения нестационарных торговых объектов также не была утверждена на момент принятия решения СД ЗГО N 794.
В соответствии с решением СД ЗГО N 806 внесены изменения в решение СД ЗГО N 794, согласно которым подпункты 1 и 2 пункта 1 решения изложены в его редакции и установлено вступление их в силу с 01.09.2010.
Между тем при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и в суде первой инстанции не указаны нормативные правовые акты федерального и местного уровня, подтверждающие полномочия Собрания депутатов на принятие указанных решений.
В частности, пунктом 6 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории Златоустовского городского округа (утвержденного решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 29.03.2006 N 19-ЗГО) (далее - Положения N 19-ЗГО) определено, что основанием для установки временного сооружения на земельном участке являются разрешение на установку временного сооружения, выданное Управлением архитектуры и градостроительства Администрации и правоустанавливающие документы на земельный участок, оформленные в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктами 6, 7 Положения N 19-ЗГО выдача и продление разрешений на установку указанных сооружений входит в полномочия Управления архитектуры и градостроительства Администрации.
Согласно подпункту 2 пункта 12 Положения "О муниципальном учреждении "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (утверждено решением Собрания депутатов от 03.07.2007 N 55-ЗГО), и пункту 9 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г.Златоусте (утверждено решением Собрания депутатов от 01.07.2004 N 811), полномочиями по заключению договоров аренды в отношении земельных участков обладает Комитет.
Таким образом, конкретной нормы федерального закона или нормативного правового акта органа местного самоуправления, разрешающей Собранию депутатов принять оспариваемые решения СД ЗГО N 769, N 794 и N 806, не указано участниками дела.
Учитывая положения нормативных правовых актов органов местного самоуправления Златоустовского городского округа, указывающих на отсутствие полномочий у Собрания депутатов принимать вышеуказанные решения, а также неопределенность используемых в решениях формулировок "вблизи прилегающих территорий", "место, предназначенное под благоустройство", антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что решения СД ЗГО N 769, N 794 и N 806 приняты Собранием депутатов с превышением полномочий, установленных согласно федеральному законодательству и местным нормативным правовым актам, и ведут к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции.
Так как установленные решениями СД ЗГО N 769, N 794 и N 806 рекомендации не выдавать (не продлевать) разрешения и не заключать (не продлевать) договоры по земельным участкам могли привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, в том числе в результате последующего утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, то антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что действия Собрания депутатов по принятию указанных решений может привести к недопущении, ограничению, устранению конкуренции.
При этом антимонопольным органом обоснованно отклонен довод о рекомендательном характере решений Собрания депутатов, так как обязательный характер нормативных правовых актов данного органа местного самоуправления установлен пунктом 10 части 1 статьи 1 Устава Златоустовского городского округа.
Кроме того, рекомендации указанных решений Собрания депутатов незамедлительно были исполнены Администрацией и Комитетом путем направления соответствующих уведомлений в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с использованием нестационарных торговых объектов.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение антимонопольного органа в части пункта 1 соответствует нормам действующего законодательства. В соответствии с пунктом 1 решения антимонопольного органа его пунктами 5 и 6 Собранию депутатов рекомендовано принять определенные акты и сообщить об этом антимонопольному органу.
Комитетом, как заявителем по делу, не указано какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской или экономической деятельности нарушают указанные пункты 1, 5, 6 решения антимонопольного органа, принятые в отношении Собрания депутатов.
Совокупность условий для признания решения антимонопольного органа в указанной части не установлена. На основании указанного апелляционная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Комитета и признании решения антимонопольного органа в указанной части недействительным. В удовлетворении данной части требований Комитету следовало отказать.
В соответствии с решением СД ЗГО N 794 Администрацией и Комитетом в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, направлены уведомления, согласно которым с 2010 г.. не выдаются и не продлеваются разрешения на установку нестационарных торговых объектов, а также не заключаются и не продлеваются договоры аренды земельных участков для размещения указанных объектов. Данным хозяйствующим субъектам (в период с марта по сентябрь 2010 г..) в зависимости от срока действия договоров аренды указано принять необходимые меры по демонтажу киосков и благоустройству территории. При этом обоснование отказа в продления действия разрешений, кроме решения СД ЗГО N 794, в уведомлениях не указывалось.
Руководствуясь решением СД ЗГО N 806, Администрация в марте 2010 г.. в адрес отдельных хозяйствующих субъектов, которым ранее отосланы уведомления по демонтажу киосков, направила письма об отзыве уведомлений и возможности продления разрешений до 31.08.2010.
Собранием депутатов от 24.07.2010 N 49 "Об утверждении новой редакции решения от 25.11.2009 N 769" были отменены решения СД ЗГО N 794 и 806.
На основании данного решения Комитет в сентябре 2010 г.. в адрес отдельных хозяйствующих субъектов направлены уведомления об отмене решений СД ЗГО N 794 и 806.
Между тем антимонопольным органом установлено, что указанные уведомления направлены не всем хозяйствующим субъектам, которым в период с марта по сентябрь 2010 г.. Администрацией и Комитетом были адресованы уведомления о демонтаж. В частности, установлены факты ненаправления данных писем ООО "Катрин", ООО "Златоустовский хлебозавод", ИП Занину С.Г.
При этом, отсутствие доказательств намерений указанных лиц на продление разрешений и договоров аренды земельных участков на будущее не свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации и Комитета признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ. Учитывая, что решения СД ЗГО N 794 и 806 были отменены, правовые основания у Администрации и Комитета для направления уведомлений по демонтажу отпали, следовательно, о прекращении действия данных уведомлений должны быть извещены все хозяйствующие субъекты, которым они были направлены.
На основании выше указанного суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод антимонопольного органа в пункте 2 решения о квалификации данных действий Администрации и Комитета (подготовка уведомлений по демонтажу киосков) в качестве дискриминации данных хозяйствующих субъектов в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры (торговые объекты, земельные участки) посредством необоснованного препятствования осуществлению деятельности отдельными хозяйствующими субъектами, последствиями которых может явиться необоснованный отказ в продлении и выдаче разрешений на установку временных сооружений до утверждения схемы размещения таких объектов, дальнейшее невключение их в указанную схему, а также неправомерный отказ в заключении и продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых мест. Данные действия являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ и подпункта "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 381-ФЗ.
При этом дискриминация хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, в данном случае выражается в создании неравных условий по сравнению с другими, так как ограничен доступ к пользованию земельными участками и нестационарными сооружениями торговли для осуществления их деятельности.
Также в качестве нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольным органом квалифицировано бездействие Комитета, выразившееся в нерассмотрении заявлений ИП Занина С.Г. от 02.08.2010 и 01.09.2010 о продлении договоров аренды земельных участков в соответствии с продленными ранее разрешениями на установку нестационарных торговых объектов (пункт 3 решения).
Апелляционная инстанция считает данный вывод антимонопольного органа обоснованным, так как в Златоустовском городском округе отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие порядок выдачи и продления действия разрешений на установку нестационарных торговых объектов, а также порядок продления договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе для размещения указанных объектов. При этом, учитывается также факт не рассмотрения заявления в течении 30-дневного срока.
Данное бездействие Комитета является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности ИП Занина С.Г. при использовании им торговых объектов, разрешение на установку которых получены.
Вывод суда и доводы заявителя о том, что выводы антимонопольного органа носят предположительный характер, отсутствуют фактические последствия рассмотренных действий (бездействия) Администрации и Комитета, дискриминация, необоснованные отказы в выдаче разрешения, продлении договоров аренды земельных участков для отдельных хозяйствующих субъектов не наступили, не имеет правового значения для квалификации нарушения по части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ. Согласно указанной норме запрещаются принятие нормативных правовых актов и действия (бездействие) органов местного самоуправления, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности отдельными хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, не имеет значения для квалификации установленных нарушений факт отмены решений СД ЗГО N 794 и 806 принятием решения Собрания депутатов от 24.07.2010 N 49. Указанный акт принят после обращения Союза предпринимателей в Управление ФАС по Челябинской области и в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, что в соответствии со статьей 48 Федерального закона N 135-ФЗ не является основанием для неустановления факта нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, пункты 2, 3 решения антимонопольного органа приняты в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ, статьей 15 Федерального закона N 381-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов Комитета.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Федерального закона N 135-ФЗ и на основании установленного в пункте 3 нарушения в пункте 4 решения антимонопольный орган предусмотрел выдачу МУ "КУИ ЗГО" предписания о совершении действий, направленных на устранение ограничения конкуренции в отношении рассмотрения заявлений ИП Занина С.Г.
На основании выше указанного вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Комитета в части пунктов 2, 3 и 4 решения антимонопольного органа ошибочен.
Также не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя пункт решения, предусматривающий передачу материалов дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Таким образом, в удовлетворении требований Комитета о признании недействительным решения Управления ФАС по Челябинской области от 28.10.2010 об установлении нарушений в действиях Собрания депутатов и действиях (бездействии) Комитета и Администрации нарушений пункта 2 части 1 и подпункта "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ следовало отказать полностью.
Учитывая правомерность решения антимонопольного органа, следует признать законным выданное Комитету согласно статьям 23, 39, 50 Федерального закона N 135-ФЗ предписание N 47-07/10, направленное на обеспечении конкуренции.
В силу пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В настоящем случае, принимая во внимание изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая отсутствие в рассматриваемом деле признаков несоответствия оспариваемых решения и предписания нормам закона, а также нарушения прав и законных интересов заявителя, вывод суда первой инстанции о признании недействительными решения по делу N 47-07/10 от 14.10.2010 (в полном объеме изготовлено 28.10.2010) и предписания от 14.10.2010 Управления ФАС по Челябинской области не соответствует выше указанным нормам законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных Комитетом требований о признании недействительными указанных решения и предписания Управления ФАС по Челябинской области у суда первой инстанции не имелось.
На основании указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы антимонопольного органа. Доводы Комитета, изложенные в объяснениях, основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Решение суда принято с нарушением требований статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене в соответствии с пунктом 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционную жалобу Управления ФАС по Челябинской области следует удовлетворить, в удовлетворении требований Комитета - отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии с правилами, предусмотренными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе должны распределяться на заявителя по делу. Учитывая, что антимонопольным органом государственная пошлина по апелляционной жалобе не уплачивалась в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 июня 2011 г.. по делу N А76-1212/2011 отменить.
В удовлетворении заявления муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 октября 2010 г.. о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 29 октября 2010 г.. по делу N 47-07/10 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1212/2011
Истец: МУ "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (УФАС), УФАС по Челябинской области
Третье лицо: Администрация Златоустовского городского округа, Администрация Златоустовского городского округа в лице Управления архитектуры и градостроительства, ИП Занин С. Г., ИП Здвижков С. П., ИП Каземова И. Н., ИП Кругляшев В. В., ИП Лысков М. В., ИП Однолько М. В., ИП Цивилев Ю. М., Каземова И. Н., Лысков М. В., НП "Союз предпринимателей ЗГО", Собрание депутатов ЗГО, Собрание депутатов Златоустовского городского округа, Цивилев Ю. М.