Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июля 2007 г. N КГ-А40/6672-07
(извлечение)
МУПП "Саратовгорэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Минфина РФ о взыскании за счет казны убытков на сумму 236.460.743 руб., вызванных затратами на перевозки в 2003-2004 г.г. льготной категории граждан (ветераны).
Решением от 12.02.07 г. иск удовлетворен в размере 217.823.545 рублей.
По жалобе Минфина РФ решение было проверено в порядке апелляции и постановлением от 18.04.07 г., отменено, в иске отказано.
Считая принятое по делу постановление незаконным, истец обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московского округа, которой просит его отменить, решение оставить в силе.
Рассмотрев жалобу, ФАС МО установил, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с нормами ФЗ "О ветеранах" от 12.01.95 г. N 5-ФЗ (действовавшими в 2003-2004 г.г.) организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны были предоставить ветеранам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация, установив Законом о социальной защите ветеранов льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению этой льготы за счет средств федерального бюджета.
Бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации МУПП "Саратовгорэлектротранс" указанных затрат, поэтому истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Принимая Федеральные законы от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и от 23.12.03 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" государство не отменяло и не приостанавливало действия Закона о ветеранах, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В результате предоставления упомянутой льготы истцом недополучено 217.823.545 руб. Данная сумма согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является реальным ущербом и предъявлена истцом к взысканию.
Суд апелляционной инстанции посчитал размер понесенных истцом убытков недоказанным, в то время как первая инстанция суда признала представленные по делу истцом документы надлежащими доказательствами его затрат.
ФАС МО находит необходимым согласиться с оценкой представленных по делу документов, которую им дал суд первой инстанции.
Что касается заявления Минфина РФ о том, что это министерство не является надлежащим ответчиком по делу, то пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом решение суда первой инстанции соответствовало действовавшему законодательству и подлежит оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.07 г. N 09АП-407/07ГК отменить, решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.07 г. по делу N А40-66933/06-55-435 оставить в силе. Вернуть МУПП "Саратовгорэлектротранс" из доходов Федерального бюджета госпошлину в размере 102.000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2007 г. N КГ-А40/6672-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании