г. Пермь
24 августа 2011 г. |
Дело N А71-3413/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Лебедевой Н.В.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Буровые системы") (ОГРН 1051801794714, ИНН 1834034714): Шкляев В.Г. - представитель по доверенности от 16.05.2011, представлен паспорт, Хамидуллин Н.Х. - представитель по доверенности от 16.05.2011, представлен паспорт, Широбокова Г.А. - представитель по доверенности от 11.01.2011, представлен паспорт;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Буровые системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2011 года
по делу N А71-3413/2011,
принятое судьей Симоновым В.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Буровые системы"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
о признании недействительным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Буровые системы" (ООО "Буровые системы", Общество) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 7-О/Пс-03 от 30.03.2011 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 22.06.2011 (резолютивная часть вынесена 15.06.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Буровые системы" обжаловало его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального права, указывает, что на Общество не возлагается обязанность представлять сведения о размещении буровых отходов, образующихся при строительстве скважин, поскольку собственником отходов является заказчик работ по договору (недропользователь), который обязан представлять расчет и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Присутствующие в судебном заседании представители Общества поддержали изложенные в жалобе доводы.
Управлением Росприроднадзора представлен письменный отзыв с возражениями на доводы жалобы и оценкой принятого судебного акта как законного и обоснованного. Позиция административного органа сводится к тому, что Общество как производитель работ по бурению скважин и владелец отходов бурения обязано указывать в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду сведения о размещении буровых отходов.
Правом на участие представителя в судебном заседании административный орган не воспользовался.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа N 16-П от 03.02.2011 Управлением Росприроднадзора проведена плановая проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства, результаты которой отражены в акте от 03.03.2011 (л.д. 39-45).
По выявленным в ходе проверки фактам нарушений Управлением Росприроднадзора в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ, о чем 16.03.2011 составлен протокол N 7-0/Пр-05 (л.д.35).
По результатам рассмотрения материалов административного производства Общество признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности состава административного правонарушения в действиях Общества и признал основанным привлечение к административной ответственности за правонарушения, в отношении которых не истек срок давности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции, руководствуясь нижеприведенными положениями законодательства, пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 АПК РФ).
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды. При этом, указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).
Протоколом об административном правонарушении, оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение, выразившееся в непредставлении в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 и 2010 годы сведений об отходах, образовавшихся в ходе бурения скважин на Центральном, Патраковском, Дебесском месторождениях нефти. Данное нарушение административный орган расценил как непредставление сведений об отходах производства и потребления и источниках негативного воздействия на окружающую среду в нарушение требований ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", постановления Правительства РФ N 344 от 12.06.2003 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Статьей 16 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Закон N 7-ФЗ) закреплены положения о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В целях взимания платы к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды РФ 26.01.1993.
Исходя из содержания расчета платы за негативное воздействие, форма и порядок заполнения которого определены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204, такой расчет составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Обоснование тому, что расчет платы подпадает под понятие информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, непредставление которой образует событие правонарушения по ст.8.5 КоАП РФ, в протоколе и постановлении по рассматриваемому административному делу не приведено.
Поскольку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению апелляционного суда, не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, данный документ составляется в целях определения размера обязательной (фискальной) платы, нарушения, связанные с непредставлением, несвоевременным представлением или неправильным составлением не образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Таким образом состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в действиях Общества не установлен и не доказан, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Поскольку административным органом не доказано, что вменяемое Обществу нарушение образует объективную сторону предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ правонарушения, вопросы, связанные с наличием (отсутствием) у Общества обязанности включать в представляемые им расчеты платы за негативное воздействие отходов, образующихся при бурении скважин на Центральном, Патраковском, Дебесском месторождениях нефти, не входят в предмет доказывания в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного заявленные Обществом требованиям о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2011 о назначении административного наказания по ст. 8.5 КоАП РФ подлежат удовлетворению.
Решение суда подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу ООО "Буровые системы" следует отменить.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2011 по делу N А71-3413/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике от 30.03.2011 N 7-О/Пс-03 о назначении административного наказания.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3413/2011
Истец: ООО "Буровые системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по УР, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике