город Ростов-на-Дону |
дело N А32-942/2011 |
24 августа 2011 г. |
15АП-8260/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зобовой Л.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Берг Олега Викторовича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2011 по делу N А32-942/2011,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Берг Олега Викторовича (ИНН 366300337355/ ОГРНИП 304366307900192)
к заинтересованному лицу Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю"
о признании недействительным решения, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович (далее ИП Берг О.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю" (далее ФГУ "ЗКП по Краснодарскому краю", учреждение) о признании недействительным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в г.Геленджике, с. Кабардинка, ул.Геленджикская, б/н, кадастровый N 23:40:02 02 031:0002, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя в форме принятия решения об учете указанных изменений вида разрешенного использования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с наличием оснований для приостановления учета изменений объекта недвижимости и пропуском установленного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ИП Берг О.В. обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2011 г.. в установленном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка установлен п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов, выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство. Из изложенного следует, что арендатор самостоятельно принимает решение об изменении вида разрешенного использования и подает соответствующее заявление в Земельную кадастровую палату. Решение о приостановлении учета изменений является незаконным, поскольку для учета изменений не требуется решения органа местного самоуправления. Заявитель получил оспариваемое решение в конце октября от третьего лица, срок на его обжалование не истек.
ФГУ "ЗКП по Краснодарскому краю" отзыв на апелляционную жалобу не представило. Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. ИП Берг О.В. в апелляционной жалобе изложил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Между Администрацией МО город-курорт Геленджик (арендодатель) и Берг Олегом Викторовичем (арендатор) 04.06.2009 года по результатам торгов заключен договор аренды земельного участка муниципальной собственности несельскохозяйственного назначения, по условиям которого арендодатель предоставил во временное владение и пользование, а арендатор принял на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым N 23:40:02 02 031:0002, площадью 998 кв.м. расположенный по ул.Геленджикской, б/н в с. Кабардинка, г. Геленджика Краснодарского края для размещения предприятия ландшафтного дизайна.
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю" от 01.09.2010 N 2343/5/10-274194 осуществление кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка приостановлено на три месяца на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что заявителем не представлен акт органа государственной власти или местного самоуправления, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 23:40:02 02 031:0002.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в г. Геленджике, с. Кабардинка, ул.Геленджикская, б/н, кадастровый N 23:40:02 02 031:0002 в материалы дела не представлено.
Считая решение ФГУ "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю" от 01.09.2010 N 2343/5/10-274194 отказом, нарушающим его права на изменение вида разрешенного использования земельного участка, ИП Берг О.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Ведение государственного кадастра недвижимости регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-Ф "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии со статьей 1 которого государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе.
В соответствии с п.14 ч.2 ст.7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки. В правилах землепользования и застройки территорий муниципальных образований, принятие которых отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежат регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов (ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации):
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса, предусматривающей получение разрешения местной администрации с проведением публичных слушаний.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, в пункте 70 содержит указание о том, что в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" заявитель вместе с заявлением представляет для кадастрового учета копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
При этом, положения ч.8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривающие обязанность органа кадастрового учета самостоятельно запрашивать указанные документы, если они не представлены заявителем по собственной инициативе, не применяются до 1 июля 2012 года в силу статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202031:2 не были представлены градостроительный регламент либо распорядительный акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, чем нарушен пункт 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, оспариваемое решение ФГУ "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю" от 01.09.2010 N 2343/5/10-274194 о приостановлении учета изменений объекта недвижимости соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2011 по делу N А32-942/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-942/2011
Истец: ИП Берг О. В.
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю