г. Пермь
24 августа 2011 г. |
Дело N А71-1083/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дюкина В. Ю.
судей Усцова Н.А., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Поливаевой Т.Г.,
при участии:
от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике: Бурменко О.В., по доверенности N 3 от 11.01.2011, удостоверение;
от ответчика - Открытого акционерного общества "Ижмашпроект": Бердников О.О., по доверенности N 18 от 11.01.2011, паспорт;
от третьего лица - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий г. Ижевска: Вольникова И.П., по доверенности N 8589 от 29.10.2010, паспорт;
от третьего лица - Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике: не явились;
от третьего лица - Открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Открытого акционерного общества "Ижмашпроект",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 мая 2011 года
по делу N А71-1083/2011
принятое судьей Абуязидовой Г.А.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
к Открытому акционерному обществу "Ижмашпроект" (ОГРН 1021801142660, ИНН 1831004493)
третьи лица: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий г. Ижевска, Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052)
о признании права собственности,
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу "Ижмашпроект" (далее - ответчик, ОАО "Ижмашпроект") о признании права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 270.1 кв. м., расположенное в подвале здания по адресу Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 11.
При рассмотрении дела истцом заявлено ходатайство об уточнении предмета иска (т. 2 л.д. 69). Истец просил признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданкой обороны, общей площадью 270, 1 кв.м., этаж подвал, номер помещения на поэтажном плане 16-35, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 11, литера А.
Определением от 22 февраля 2011 года (т. 1 л.д. 1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Открытое акционерное общество "Акционерный банк содействия коммерции и бизнесу".
Решением суда от 12 мая 2011 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно отказано в применении последствий пропуска истцом сроков исковой давности. Податель жалобы полагает, что материалами дела подтверждается то обстоятельство, что спорное имущество выбыло из владения Российской Федерации, в связи, с чем нарушение права не носит длящийся характер и применение положений предусмотренных статьями 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемом споре не обоснованно. ОАО "Ижмашпроект" считает, что фактически истцом заявлены виндикационные требования, срок исковой давности по которым составляет три года. Заявитель жалобы также указал, что поскольку основанием иска является признание сделки недействительной, на указанные требования также распространяется общий срок исковой давности, составляющий три года.
В судебном заседании представитель ответчика полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на неё, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике, с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на неё, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Доводы, приведенные в отзывах на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, на основании плана приватизации, утвержденного Государственным комитетом Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом 03 ноября 1992 года (т. 1 л.д. 45-51) за ОАО "Ижмашпроект" зарегистрировано право собственности на здание кадастровый (условный) N 18:26:010067:017:39496/А,П (здание литер А, проходная литер П; площадь по внутреннему обмеру - 6102,9+4,5 кв. м., этажность 10, подземная этажность 1; инвентарный N 39496), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 11, что подтверждается выпиской из ЕГРП и свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2000 (т. 1, л.д. 106, 53).
В части указания площади объекта по внутреннему обмеру 16 октября 2007 года в ЕГРП внесены изменения на 6153,8 кв.м. + 4,5 кв.м.
На основании договора залога от 10 сентября 2010 года N 1091-Ю Территориальным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 21 сентября 2010 года зарегистрирована ипотека на спорный объект в пользу ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу".
В соответствии с учетной карточкой от 25 июля 2006 года N 18/056 составленными с представителями общества "Ижмашпроект", спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны.
Из пунктов 23 учетных карточек следует, что защитные сооружения гражданской обороны введены в эксплуатацию в декабре 1981 года.
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 11 августа 2009 года N 1386/47 защитное сооружение включено в реестр федерального имущества с присвоением кадастрового номера федерального имущества (т. 2 л.д. 14).
В соответствии с заключением Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике нежилое помещение, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 11, находящееся на балансе ОАО "Ижмашпроект", является защитным сооружением гражданской обороны (ЗС ГО) (встроенное убежище III класса вместимостью 500 человек). Убежище является федеральной собственностью (т. 1 л.д. 52).
Истец, полагая, что данный объект является федеральной собственностью, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорное помещение было построено в подвале здания, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Песочная, 11, и введено в эксплуатацию в 1981 году, как убежище и поставлено на учет как защитное сооружение гражданской обороны, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На указанное защитное сооружение имеется паспорт убежища, присвоен инвентарный номер 56 по книге учета защитных сооружений гражданской обороны МЧС Удмуртской Республики (т.1 л.д. 38-39, т. 2 л.д. 9).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации согласно пункту 15 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации) предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что в силу прямого указания Закона спорный объект гражданской обороны подлежит отнесению к федеральной собственности.
С момента постройки спорный объект находился на балансе правопредшественника ОАО "Ижмашпроект" - Государственного учреждения - филиала института "Союзмашпроект", впоследствии преобразованного в государственный институт "Ижмашпроект".
План приватизации ОАО "Ижмашпроект" утвержден 03 ноября 1992 года.
Пунктом 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года N 2980-1 объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности).
Вместе с тем, такого решения Правительством Российской Федерации на приватизацию объекта не принималось.
Материалы дела не содержат доказательств, наличие которых позволило бы иначе оценить установленные судом первой инстанции в соответствующей части фактические обстоятельства (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств того, что Правительство Российской Федерации делегировало полномочия по распоряжению спорным объектом Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, в материалах дела также не имеется.
С 01 января 1994 года введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" новая Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. На основании пункта 2.1.37 данной Программы приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.
В соответствии с пунктом 2 "Положения о порядке использования объектов имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся отдельно стоящие убежища гражданской обороны, встроенные убежища гражданской обороны.
Установление последних обстоятельств повлекло правомерный вывод о том, что сделка приватизации Государственного института "Ижмашпроект" в части включения в уставный капитал защитного сооружения гражданской обороны является недействительной ничтожной сделкой на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как противоречащая требованиям вышеназванных норм права.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности апелляционным судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22) следует, что в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
Пункт 58 названного Постановления разъясняет, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Исследуя довод ответчика об отсутствии у Российской Федерации зарегистрированного права собственности на спорный объект, который заключается в том, что фактически истец данным имуществом не владеет, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из того, что пункт 36 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 разъясняет, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Суд первой инстанции верно определил, что спорным объектом с момента его постройки и до настоящего времени владеет и распоряжается Российская Федерация.
Объект имеет самостоятельное назначение как сооружение гражданской обороны, доказательств изменения назначения объекта в материалах дела не имеется.
Фактически обстоятельства, установление которых повлекло соответствующий вывод суда первой инстанции, - распоряжение истца о заключении договора аренды на часть нежилого помещения N 300 н/222-рн от 27 июня 2005 (т. 1 л.д. 54, 62), договор аренды N 300н от 01 июня 2005 года (т.1 л.д. 55-61), акты проверки технического состояния защитного сооружения, сданного в аренду за 2005, 2006, 2007 (т. 1 л.д.84-92), акт по результатам мероприятий по контролю за 2008 год (т. 1 л.д. 93-96), постановление по делу об административном правонарушении от 03 июня 2008 года мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Ижевска о привлечении к административной ответственности генерального директора ОАО "Ижмашпроект" Бакуна А.М. (т. 1 л.д. 97-98).
Довод апелляционной жалобы, основанный на положениях, предусмотренных статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств удовлетворение апелляционной жалобы не влечет. Выбранный истцом способ защиты прав судом апелляционной инстанции признается надлежащим.
В пункте 52 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При таких условиях данное Постановление является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2011 года по делу N А71-1083/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Л.А. Усцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1083/2011
Истец: в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике Минэкономразвития России
Ответчик: ОАО "Ижмашпроект"
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР, ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк"), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике