г. Саратов |
Дело N А12-3171/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федкулиной К.О.,
при участии в заседании представителей:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчиков - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 апреля 2011 года по делу N А12-3171/2011, судья Ю.А. Нехай,
по иску прокуратуры Волгоградской области,
к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области,
третье лицо: УФАС по Волгоградской области,
о признании недействительным договора обязательного страхования гражданской ответственности,
УСТАНОВИЛ
Заместитель прокурора Волгоградской области (далее - истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области (далее - ответчики) о признании недействительным договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ООО "Росгосстрах" возвратить администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области страховую премию в размере 1 271, 81 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что пункт 14 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает исключение из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд. Так, общая сумма страховых взносов по договору составляет 1271,81 руб., что меньше установленного Центральным Банком Российской федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством договор мог быть заключен сторонами без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 08 февраля 2010 между администрацией (страхователь) и обществом (страховщик) был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств путем составления страхового полиса серии ВВВ N 0532725987 сроком на один год.
Страховая премия составила 1 271 руб. 81 коп. Ее оплата подтверждается квитанцией N 34524296 от 08.02.2011.
Поскольку указанный договор был заключен без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
К муниципальным нуждам относятся обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В силу п. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов (в редакции, действовавшей в период заключения договора) настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Под государственным или муниципальным контрактом в силу статьи 9 Закона размещении заказов понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании проведенного конкурса.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг: страхование ответственности.
Выводы суда первой инстанции о невозможности применения пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов при отборе финансовой организации для оказания услуг, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, являются необоснованными.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Указанием Центрального банка России от 20.06.2007 N 1843-У названный предельный размер установлен равным 100 000 рублей. Страховая премия по договору от 08.02.2011 составила 1 271 руб. 81 коп.
Статья 18 Закона о защите конкуренции, предписывая субъектам естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций для оказания определенных финансовых услуг, включая страхование ответственности, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, не устраняет из числа этих положений статьи 10, 55 названного закона.
Часть 1 статьи 10 Закона о размещении заказов перечисляет способы размещения заказа, как путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), так и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При этом частью 2 названной статьи установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Следовательно, содержащееся в пункте 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов исключение, направленное на установление разумного соотношения суммы сделки и затрат на ее заключение, распространяется также и на органы местного самоуправления.
Вывод суда первой инстанции об установлении пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов специального ограничения срока действия заключаемых договоров кварталом, что не позволяет применить данную норму к договорам, заключаемым на год, является ошибочным.
Предусмотренная пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов оговорка, согласно которой заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами, направлена на пресечение возможных злоупотреблений путем искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных, сумма по каждому из которых не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами.
Данная правовая позиция согласуется с выводами Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2518/11 от 12.06.2011.
Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Учитывая, что спорная сделка была заключена в соответствии с действующим законодательством, апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований и признания договора от 08.02.2011 ничтожным.
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить, в иске - отказать, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением N 592 от 26.05.2011 оплатило государственную пошлину в размере 2000 руб.
В п. 5 Информационного письма N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Таким образом, с истца в пользу общества следует взыскать 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 апреля 2011 года по делу N А12-3171/2011 отменить. В иске отказать.
Взыскать с прокуратуры Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" судебные расходы за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист взыскателю.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3171/2010
Истец: ОАО *Ростелеком*, Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Администрация Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района, ЗАО "Евротелеком", ООО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах" в лице ООО "Росгосстрах "в Волоградской области
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4069/11