Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 июля 2007 г. N КА-А41/5379-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2007 г.
Открытое акционерное общество "Нидан Соки" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.08.2006 N 727/10, об обязании возместить НДС в размере 15 104 791 руб. путем возврата на расчетный счет.
В процессе рассмотрения дела общество заявило ходатайство об уточнении предмета требования в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 49 АПК РФ (т. 4 л.д. 92-93).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.03.2007 требования удовлетворены, поскольку оспариваемый акт противоречит законодательству о налогах и сборах, нарушает права и интересы заявителя.
В Десятом арбитражном апелляционном суде дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы инспекция ссылается на то, что проведение встречной проверки поставщика ООО "Элком" не представляется возможным, так как невозможно связаться с организацией по контактному телефону, а по указанному в учредительных документах адресу организация не обнаружена, в связи с чем Инспекцией ФНС Росси N 27 по г. Москве направлен запрос в отдел по налоговым преступлениям УВД по ЮЗАО г. Москвы об оказании содействия в розыске организации. Аналогичные ответы получены из Инспекции ФНС России N 43 по г. Москве в отношении ООО "Торговый Дом Уорлд Трейд" и из Инспекции ФНС России N 6 по г. Москве в отношении ООО "Компания Уорлд Трейд". Кроме того, ООО "Торговый Дом Уорлд Трейд" относится к категории налогоплательщиков, представляющих "нулевую" отчетность и ООО "Компания Уорлд Трейд" за 1 квартал 2006 года представлена "нулевая" отчетность. Также инспекция указывает на отсутствие у заявителя отдельного цеха или специализированной технологической линии для выпуска продуктов детского питания, что является нарушением пп. 7.1. п. VII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1940-05 (далее - СанПиН, Правила).
Одновременно, представитель налогового органа в судебном заседании заявил устные доводы в дополнение к кассационной жалобе о том, что у общества отсутствует разрешение органов Госсанэпидслужбы Российской Федерации на использование сырья для производства продуктов детского питания; согласно техническим условиям и письмам Головного испытательного центра пищевой продукции при ГК НИИИ питания РАМН расфасовка соков для детского питания предусмотрена в пакеты объемом не более 0,2 куб. дм., а также в пакеты для продуктов детского питания вместимостью не более 1,0 л., только по заказу организованных детских учреждений, с обязательным указанием на этикеточной надписи целевого назначения нектаров, тогда как, в нарушение технических условий, реализуемая продукция (сок, нектары) расфасована в упаковку объемом свыше 1, куб. дм. без маркировки "для детского питания в организованных детских учреждениях", и заявок от детских учреждений обществом не представлено; в соответствии с маркировкой, применяемой заявителем на упаковке соков, например "Tropicana", указано "рекомендовано для детского питания с двух лет". Вместе с тем, в специальных отделах на витринах магазинов для детского питания сок детского питания "Тема" имеет маркировку "сок для детского питания", то есть продукция заявителя не подлежит налогообложению по ставке 10%; согласно письму от 14 июля 2007 года N 0100/5402-05-32 "О регистрации продукции" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека техническая документация на продукцию, не являющуюся специализированным продуктом питания для детей дошкольного и школьного возраста, но которая может быть использована в питании детей дошкольного и школьного возраста, например, соковая продукция в упаковке более 0,35 л., оформляется как на продукт общего назначения, в санитарно-эпидемиологическом заключении на продукцию и в технической документации (в технических условиях в разделе "область применения") в области применения указывается - "для всех возрастных категорий, за исключением детей до трех лет". Маркировка указанной продукции осуществляется в соответствии с технической документацией. Таким образом, упаковка сока для питания детей до 3-х лет должна быть не более 0,33 л.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители общества в заседании суда возражали против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте.
Федеральным арбитражным судом Московского округа проверяется законность принятого судебного акта в порядке, установленной ст. 286 АПК РФ.
Как установлено судом при рассмотрении спора по существу, инспекцией по результатам уточненной налоговой декларации по НДС за февраль 2006 года вынесено оспариваемое решение от 22.08.2006 N 727/10, которым она привлекла заявителя к налоговой ответственности за неуплату НДС, в виде взыскания штрафа в размере 11 294 006 руб., а также доначислила НДС за февраль 2006 года в сумме 71 572 820 руб. и пени в сумме 3 523 730 руб. в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 122 НК РФ.
Так, судом установлено, отражено в решении инспекции и не оспаривается налоговым органом, что сумма НДС, исчисленная к уменьшению по уточненной налоговой декларации за февраль 2006 завышена на 71 574 820 руб. и должна составить к уплате 56 470 029 руб.
Как следует из решения инспекции, суммы налога, предъявленные заявителю поставщиками ООО "Элком" по договору N 05/04 от 05.07.2005, предметом которого является поставка сырья (концентратов) для производства соков, нектаров, сокосодержащих напитков на сумму 14 314 999 руб. (в том числе НДС - 2 183 644 руб.), ООО "Торговый Дом Уорлд Трейд" по договору от 01.08.2005 N С-7/05, предметом которого является поставка упаковочного материала и ароматизаторов для производства соков, нектаров, сокосодержащих напитков на сумму 91 295 656 руб., (в том числе НДС - 13 926 456 руб.) и ООО "Компания Уорлд Трейд" по договору N 010905/012 от 01.09.2005, предметом которого является поставка сырья (концентратов) для производства соков, нектаров, сокосодержащих напитков на сумму 42 042 756 руб. (в том числе НДС - 6 413 302 руб.), отражены в книге покупок и на счетах бухгалтерского учета и подтверждаются наличием счетов-фактур и накладных; оплата произведена по безналичному расчету в полном объеме.
Ссылка налогового органа на результаты встречных проверок поставщиков ввиду невозможности их проведения вследствие отсутствия организаций по юридическим адресам и отсутствия контактов по телефонам, указанным в учредительных документах, признана судом несостоятельной как не опровергающей факт приобретения заявителем у поставщиков - ООО "Элком", ООО "Компания Уорлд Трейд", ООО "Торговый Дом Уорлд Трейд" товаров (сырья).
При этом суд принял во внимание представленные обществом в материалы дела результаты его переписки с поставщиками по поводу выяснения ситуации связанной с приобретением товара (сырья).
Согласно представленным в материалы дела документам, а именно: товарным накладным, приходным ордерам, актам приемки товара, регистрам бухгалтерского учета (карточка N 60), суд пришел к выводу, что факт приобретения товара заявителем у поставщиков - ООО "Элком", ООО "Компания Уорлд Трейд", ООО "Торговый Дом Уорлд Трейд" подтвержден. Сырье использовалось для производства продукции (продуктов питания), реализация которой является объектом налогообложения НДС. Налог принят к вычету на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками (сумма НДС соответствует выписке из книги покупок заявителя за соответствующий период - февраль 2006 года).
Оценив данные документы, суд посчитал, что они подтверждают осуществление названными организациями хозяйственной деятельности.
Проверив доводы инспекции, изложенные в оспариваемом решении о том, что во время проверки заявителем представлены сертификаты на сырье с указанием на соответствие СанПиН 2.3.2.1078-01 и без указания на его принадлежность для изготовления детского питания, на предприятии нет отдельного специализированного цеха или специализированной технологической линии для выпуска продуктов детского питания, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их санитарным правилам, оформленным в соответствии с СанПиН 2.3.2.1940-05, путем анализа представленных заявителем доказательств, суд пришел к выводу, что реализуемая обществом продукция подлежит налогообложению по ставке 10% как продукция детского питания.
При этом суд исходил из следующего.
Указание в сертификатах на готовую продукцию относимости данной продукции к кодам ОК 005-93 (ОКП) N 91 6363 и N 91 6118 в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 908 является необходимым и достаточным основанием для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Требования действующего законодательства к сырью для детского питания (п. 4.1 санитарных правил "Организация детского питания" СанПиН 2.3.2.1940-05") и к производственным линиям для производства детского питания (п. 7.1 санитарных правил "Организация детского питания" СанПиН 2.3.2.1940-05") заявителем соблюдены.
В соответствии с п. 4.1 санитарных правил "Организация детского питания" СанПиН 2.3.2.1940-05, сырье (в данном случае - фруктовые концентраты), используемое в производстве продуктов детского питания, должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
Сырье, используемое в производстве детского питания общества, отвечает вышеуказанным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01, о чем свидетельствуют представленные налоговому органу при проведении проверки и имеющиеся в материалах дела санитарно-эпидемиологические заключения, в которых имеется прямое указание на соответствие сырья требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01.
Общество изготавливает продукцию детского питания силами двух заводов: ООО "Нидан-Гросс" (г. Котельники) и ООО "СП Нидан-Экофрукт" (г. Новосибирск) на основании договоров производственного подряда по заказу, из сырья и материалов заявителя.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания" в соответствии с законодательством Российской Федерации производство продуктов детского питания осуществляется при наличии трех условий: 1) санитарно-эпидемиологического заключения на производство продуктов детского питания; 2) программ производственного контроля, утвержденных и согласованных в соответствии с санитарными правилами; 3) технических документов, согласованных в установленном порядке.
В соответствии с п. 7.1 раздела 7 СанПиН 2.3.2.1940-05 выпуск продуктов детского питания для детей раннего возраста осуществляется на специализированных предприятиях, в специализированных цехах (или на специализированных технологических линиях), имеющих санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их санитарным правилам, оформленные в установленном порядке.
Таким образом, признаком специализированности технологических линий на производство детского питания является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, оформленные в установленном порядке.
Все линии подрядчиков заявителя отвечают требованиям к специализированным линиям для производства детского питания, то есть являются специализированными линиями для производства детского питания.
Заявитель имеет Санитарно-эпидемиологическое заключение на производство от 08.07.2005 N 50.27.02.000.М.000267.07.05, выданное ТОТУ Роспотребнадзора по Московской области в г. Дзержинский, г. Лыткарино, Люберецком районе, в котором указано, что производство соковой продукции в ООО "Нидан-Гросс" соответствует требованиям СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания".
ООО "СП Нидан-Экофрукт" (Окружная, 36) имеет санитарно- эпидемиологическое заключение на производство от 22.05.2002 N 54.НС.03.916.М.001766.05.02 (срок действия до 21.05.2007), выданное Главной Санитарно-эпидемиологической службой РФ по Новосибирской области, в котором указано, что производство соковой продукции в ООО "СП Нидан-Экофрукт" соответствует требованиям к производству соков, напитков и нектаров для детского питания.
ООО "СП Нидан-Экофрукт" (Окружная, 29) имеет санитарно-эпидемиологическое заключение на производство от 21.05.2002 N 54.НС.03.916.М.001735.05.02 (срок действия до 21.05.2007), выданное Главной Санитарно-эпидемиологической службой Новосибирской области, в котором указано, что производство соковой продукции в ООО "СП Нидан-Экофрукт" соответствует требованиям к производству напитков и нектаров для детского питания.
В имеющихся в материалах дела копиях сертификатов соответствия на выпуск готовой продукции, выданных заявителю для изготовителей ООО "Нидан-Гросс" и ООО "СП Нидан Экофрукт", копиях санитарно-эпидемиологических заключений на концентраты соков, нектары плодоягодные, фруктовые соки, выданные поставщикам имеется указание на соответствие СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
С учетом вышеизложенного суд пришел к заключению о том, что все технологические линии, на которых осуществляется производство продукции для заявителя, соответствуют санитарным правилам для детского питания, оформленным в установленном порядке, что отвечает требованиям п. 7.1 санитарных правил "Организация детского питания" СанПиН детского питания" 2.3.2.1940-05" для специализированных линий детского питания.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа приходит к выводу, что судебный акт подлежит отмене, а дело направлению в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение в связи с недостаточно полным исследованием фактических обстоятельств дела.
Операции по реализации продуктов детского питания облагаются НДС по ставке 10 процентов согласно подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Конкретный перечень кодов видов продукции, облагаемой НДС по ставке 10 процентов, устанавливается Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
В данный Перечень из подгруппы 91 6160 "Консервы детского, диетического, диабетического питания" включены консервы гомогенизированные детского питания (код 91 6361), консервы протертые детского питания (код 91 6362), соки детского питания (код 91 6363) и консервы фруктовые диабетические (код 91 6365).
Санитарными эпидемиологическими правилами и нормативами, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 N 3 (СанПиН 2.3.2.1940-05) определено, что к детям раннего возраста относятся дети в возрасте от рождения до 3 лет; детям дошкольного возраста - дети в возрасте от 3 до 6 лет; детям школьного возраста - дети в возрасте от 6 до 14 лет; продуктами детского питания являются пищевые продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма.
Этими правилами для продуктов питания детей раннего возраста рекомендованы размеры упаковки объемом не более 0,35 л. Для других возрастных категорий детей ограничений по объему упаковки не установлено.
СанПиН 2.3.2.1940-05 в пункте 2.2 предусматривает, что продукты детского питания и их компоненты должны соответствовать гигиеническим нормативам безопасности и пищевой ценности продуктов детского питания, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
Свидетельство о государственной регистрации установленного образца выдается на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии (несоответствии) нормативным документам продуктов детского питания и представляемым техническим документам на их производство исходя из требований законодательства Российской Федерации (п. 2.8 Правил), а производство продуктов детского питания осуществляется в соответствии с нормативно-техническими документами в целях обеспечения их качества и безопасности (п. 2.5 СанПиН 2.3.2.1940-05).
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.3.2.1940-05 в технических документах должны содержаться требования к показателям качества и безопасности сырья и готовой продукции, физико-химическим свойствам и рецептуре продуктов детского питания, условиям хранения и срокам годности, упаковке и информации, выносимой на этикетку, транспортировке, технологическому оборудованию и технологическому процессу производства продуктов детского питания, организации и методам производственного контроля (п. 3.1 СанПиН 2.3.2.1940-05).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" (п. 9) определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (ранее этот порядок регламентировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации").
При этом, в силу п. 6.5 СанПиН 2.3.2.1940-05, с учетом положений законодательства Российской Федерации информация о продуктах детского питания должна содержать сведения об области применения, возрастные рекомендации (в соответствии с приложением 3 к указанным санитарным правилам).
Согласно письму от 14.07. 2007 N 0100/5402-05-32 "О регистрации продукции" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека техническая документация на продукцию, не являющуюся специализированным продуктом питания для детей дошкольного и школьного возраста, но которая может быть использована в питании детей дошкольного и школьного возраста, например, соковая продукция в упаковке более 0,35 л, оформляется как на продукт общего назначения, в санитарно-эпидемиологическом заключении на продукцию и в технической документации (в технических условиях в разделе "область применения") в области применения указывается - "для всех возрастных категорий, за исключением детей до трех лет". Маркировка указанной продукции осуществляется в соответствии с технической документацией.
Таким образом, по смыслу и содержанию нормы пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, СанПиН 2.3.2.1940-05 налоговая ставка 10% может быть применена в отношении реализации продуктов исключительно детского питания. Норма пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ не допускает расширительного толкования, то есть применение налоговой ставки 10% к продукции, предназначенной для питания всех возрастных групп, нельзя признать соответствующим воле законодателя.
С учетом изложенного для установления правомерности применения заявителем налоговой ставки 10% необходимо проверить, в отношении каких видов продукции она применена, являются ли они специализированными или универсальными (для всех возрастных групп).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, дать оценку всем доводам налогового органа в целях выяснения обстоятельств дела, учесть при этом требования законодательства, проверить правомерность применения налоговой ставки 10% к объему реализации, заявленному в декларации как реализация продуктов питания для детей; проверить ведение заявителем раздельного учета; учесть довод инспекции о том, что соки (нектары) для всех возрастных групп не относятся к продукции детского питания; дополнительно исследовать имеющуюся информацию по поставщикам у инспекции; принять во внимание постановление ФАС МО от 06.06.2007 N КА-А41/4770-07 и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2007 г. по делу N А41-К2-19768/06 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2007 г. N КА-А41/5379-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании