город Москва |
Дело N А40-43143/11-10-366 |
"29" августа 2011 г. |
N 09АП-19452/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29.08.2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Сабировой М.Ф., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2011 года,
по делу N А40-43143/11-10-366, принятое судьей Пуловой Л.В.,
по иску Префектуры ЮВАО города Москвы (ИНН 7722093624 , ОГРН 1027739505298)
к ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС" (ИНН 7721021377, ОГРН 1027739004270)
третьи лица: Управа района Кузьминки г.Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
о сносе некапитальных объектов
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Лебедева М.В. по дов. от 13.07.2011 N 176-исх. юр.;
от ответчика: Черемисин С.В. по дов. от 17.05.2011 N 288;
от третьего лица: Лебедева М.В. по дов. от 01.07.2011,
УСТАНОВИЛ:
Префектура ЮВАО города Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС" об обязании демонтировать (снести) установленные в отсутствие законных оснований торговые павильоны по адресу: г.Москва, ул.Маршала Чуйкова, вл.3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС" в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, демонтировать (снести) некапитальные торговые объекты (69 торговых павильонов, сформированных в торговые ряды) из быстровозводимых конструкций с поднимающимися рольставнями и козырьками, а также 160 торговыми местами (лотки), находящиеся на земельном участке общей площадью 8335 кв.м., кадастровый номер 77:04:0004003:1004, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул. Маршала Чуйкова, вл.3, стр.1, стр.2, стр.4.
При этом суд исходил из того, что у ответчика не имеется разрешения на установку некапитальных объектов торговли с оформлением разрешительной документации на строительство и размещение указанных объектов на земельном участке.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 08.06.2011 года, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильно применил нормы материального права. Ответчик указал, что он является добросовестным арендатором земельного участка, регулярно внося арендные платежи и перезаключая новые договоры аренды земельного участка. Также ответчик указал, что в течении срока действия трех договоров аренды в адрес ответчика не поступало распоряжений о сносе некапитальных строений.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Просил решение отменить апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы N 2259 от 13.08.2001 г.. на условиях краткосрочной аренды, на период строительства торгового комплекса, ответчику был предоставлен земельный участок по договору N М-04-504967 от 18.09.2001 г.., расположенный по адресу: г.Москва, ул. Mapшала Чуйкова, д.3. На указанном земельном участке ответчиком были размещены некапитальные торговые объекты.
Земельный участок, по истечении срока действия договора аренды земельного участка N М-04-504967 от 18.09.2001 г.., ответчиком от некапитальных торговых объектов освобожден не был.
На основании распоряжения Префекта N 816 от 24.04.2007 г.. с ответчиком был подписан договор аренды земельного участка N М-04-033077 от 28.04.2007 г.. сроком на 25 лет для эксплуатации торгового комплекса.
В установленном законом порядке Государственная регистрация указанного договора аренды произведена не была, в результате чего договор аренды земельного участка N М-04-033077 от 28.04.2007 г.. является незаключенным.
Ответчиком на спорном земельном участке были произведены геодезические работы, в результате которых границы спорного земельного участка были изменены, ему был присвоен новый кадастровый номер, некапитальные торговые объекты, расположенные на указанном земельном участке демонтированы ответчиком не были.
В соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 1536-04 ДЗР от 09.08.2010 г.. на земельный участок общей площадью 8335 кв.м. с ответчиком был заключен договор аренды земельного участка N М-04-034943 от 28.09.2010 г.., кадастровый номер 77:04:0004003:1004, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул. Маршала Чуйкова, вл.3, стр. 1, стр.2, стр. 4. предоставленный для целей эксплуатации торгового комплекса, сроком до 29.07.2059г.
Согласно п. 1.5 договора аренды земельного участка на участке расположено: четыре здания.
Пунктом 4.2 договора установлено, что земельный участок предоставляется без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
Согласно п. 1.3 договора установленная цель предоставления участка может быть изменена или дополнена на основании распорядительного акта полномочного органа власти города Москвы.
Ответчиком, в нарушение условий п.4.2 договора аренды, на указанном земельном участке дополнительно установлены, в отсутствие законных оснований, некапитальные торговые объекты (69 торговых павильонов, сформированных в торговые ряды) из быстровозводимых конструкций с поднимающимися рольставнями и козырьками, а также 160 торговыми местами (лотки), что подтверждается Актом осмотра земельного участка от 03.06.2011 г.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Распоряжением Мэра Москвы от 30.03.1998 г. N 299 "О дополнительных мерах по упорядочиванию размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы" также предусмотрено, что необходимыми условиями для размещения некапитального объекта являются наличие: краткосрочного договора аренды земельного участка и согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации; исходно-разрешительной документации; принятие павильона в эксплуатацию до окончания установки павильона актом приемки комиссии, созданной по решению Префекта; разрешения на размещение объекта, выдаваемого на срок действия договора аренды, Департаментом потребительского рынка и услуг г. Москвы.
В соответствии с Законом города Москвы "О торговой деятельности в городе Москве" от 09.12.1998 N 29, Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 274-1111 "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы" павильоны и киоски размешаются на территории города Москвы на основании разрешения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети, выдаваемого префектурой административного округа города Москвы, в соответствии с проектно-сметной документацией и оформленным на основании соответствующего правового акта территориального органа исполнительной власти города Москвы краткосрочным договором аренды земельного участка.
На территории города Москвы действует правовое регулирование отношений по поводу размещения определенных некапитальных объектов, а именно: Положение о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 года N 1139-1111 (в ред. Постановления Правительства Москвы от 26.05.2009 года N 499-ПП).
Согласно пункту 1 вышеуказанного Положения к объектам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся сооружения, конструкции, площадки независимо от их функционального назначения (далее - некапитальные объекты).
Общим критерием отнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу) согласно нормам гражданского законодательства является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
В соответствии с п. 1 раздела 2 Приложения N 1 к Положению, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-1111, к некапитальным объектам относятся: объекты мелкорозничной торговли:
- киоск - устанавливаемое в собранном виде сооружение общей площадью не более 10 кв.м., оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала, рассчитанное на одно рабочее место продавца, совмещенное с площадью, на которой хранится товарный запас;
- павильон - возводимое (подлежащее сборке на месте установки) сооружение - магазин или кафе, имеющее торговый зал и выделенные неторговые подсобные, бытовые и складские помещения, площадью, минимально допустимой нормами проектирования, утвержденными законами города Москвы;
- остановочно-торговый модуль (ОТМ) - павильон ожидания городского наземного пассажирского транспорта, конструктивно, дизайнерски и функционально объединенный с киоском или павильоном, торговая площадь которого не превышает 20 кв.м.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" для строительства или реконструкции архитектурных объектов требуется разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченного на это органа; разрешение собственника земельного участка, а также наличие архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектора, имеющего лицензию на архитектурную деятельность. Строительство должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
На основании ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Строительство должно осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Самовольное занятие земельного участка представляет собой использование земельного участка физическим или юридическим лицом без получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.
Согласно пункту 1 статьи 20 Устава города Москвы в собственности города Москвы находятся средства бюджета города Москвы, имущество городских государственных предприятий и учреждений, акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
Частью 5 пункта 1 статьи 13 Устава города Москвы установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится управление и распоряжение собственностью города Москвы.
Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы и осуществляет свои функции через территориальные органы исполнительной власти - префектуры, в том числе и по защите прав собственника.
В соответствии с Положением о Префектуре административного округа города Москвы префектура административного округа города Москвы территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
Согласно пункту 2.2.9 Положения Префектура принимает в установленном порядке необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы; доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе.
Пункт 2.2.10. Положения устанавливает, что Префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в непригодное для использования состояние при из захламлении, других видах порчи, самовольного занятия, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется гражданами и юридическими лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Ответчиком, доказательств соблюдения порядка размещения некапитальных объектов торговли и документов, подтверждающих основания занятия земельного участка под некапитальные торговые объекты, в материалы дела не представлено.
Утвержденной проектной документации на торговые павильоны у ответчика не имеется, в договор аренды земельного участка N М-04-034943 от 28.09.2010 г.. изменения не вносились, дополнительное соглашение к договору в соответствии с п. 1.3 договора не заключалось.
Управой района Кузьминки города Москвы на имя ответчика было направлено уведомление от 17.03.2011 г.. за исх. N 492 о необходимости вывести с территории торгового комплекса объекты мелкорозничной торговли. Ответчиком указанное уведомление оставлено без исполнения.
Таким образом, в связи с тем, что разрешения на установку некапитальных объектов торговли с оформлением разрешительной документации на строительство и размещение указанных объектов на земельном участке, кадастровый номер 77:04:0004003:1004, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул. Маршала Чуйкова, вл.3, стр.1, стр.2, стр.4. предоставленный для целей эксплуатации торгового комплекса, у ответчика не имеется, требования истца подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС" по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2011, по делу N А40-43143/11-10-366 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС" (ИНН 7721021377, ОГРН 1027739004270) в доход федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43143/11-10-366
Истец: Префектура ЮВАО города Москвы
Ответчик: ЗАО"СТАЛЬ ПЛЮС", ЗАО "СТАЛЬ ПЛЮС"
Третье лицо: Управа района Кузминки г.Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19452/11