город Омск
25 августа 2011 г. |
Дело N А75-126/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Карасиковой Б.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4134/2011) учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2011 года по делу N А75-126/2011 (судья Федоров А.Е.), принятое
по иску Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования (ИНН 8601001726, ОГРН 1028600510465) к учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" (ИНН 8601004445, ОГРН 1028600514360) о взыскании 163 154 руб. 09 коп.,
при участи в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии в судебном заседании представителя Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования Кондрашовой Л.П. (доверенность N 21 от 02.08.2011, действительна по 31.12.2011);
установил:
Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Ханты-Мансийский ОФОМС, Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" (далее - Окружная клиническая больница, ответчик) о взыскании 163 154 руб. 09 коп., использованных не по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент здравоохранения).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2011 года по делу N А75-126/2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчика взыскано 163 154 руб. 09 коп. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 5 894 руб. 62 коп. государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда, Окружная клиническая больница в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы полагает, что согласно имеющемуся между сторонами соглашению об условиях реализации пилотного проекта оплата труда медицинских работников, в том числе, младшего медицинского персонала, к которому относится младшая медсестра, санитарка, сестра-хозяйка, осуществляется за счет средств, полученных учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта, направленного на повышение качеству услуг в сфере здравоохранения.
Ханты-Мансийский ОФОМС в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель истца пояснил, что Ханты-Мансийский ОФОМС переименован в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, представил для приобщения к материалам дела соответствующие документы. Документы приобщены к материалам дела.
Представители Окружной клинической больницы и Департамента здравоохранения, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явились (уведомления о вручении заказных писем приобщены к материалам дела).
На основании части 3, части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Представитель Фонда в заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С 2007 г. в субъектах России реализуются пилотные проекты, направленные на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, целью которых является создание эффективной системы функционирования здравоохранения, повышающей доступность и качество медицинской помощи гражданам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом здравоохранения, Ханты-Мансийским ОФОМС и Окружной клинической больницей заключен договор о реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения N 832.11/07.01.ПП от 05.11.2007.
Представителями контрольно-ревизионного отдела Ханты-Мансийского ОФОМС проведена документационная проверка целевого использования средств за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, выделенных в 2008 году из бюджета Фонда на реализацию пилотного проекта.
Согласно акту документальной проверки целевого использования средств, выделенных в 2008 году на реализацию пилотного проекта, от 31.12.2009 N 74/НП/08 выявлено нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, а именно, установлен факт оплаты труда младшим медицинским сестрам, санитаркам, буфетчицам, сестрам хозяйкам и санитаркам уборщицам на общую сумму 163 154 руб. 09 коп. за счет средств, выделенных на реализацию пилотного проекта (т.1, л.д. 94-105).
По результатам проверки Фондом вынесено предписание N 1434 от 23.04.2010 с требованием восстановить денежные средства в указанном размере за счет иных источников финансирования в срок до 24.05.2010 (т.1, л.д. 93).
Неисполнение указанного предписания ответчиком послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2.4.6 Порядка и схемы информационного взаимодействия между Департаментом здравоохранения, Ханты-Мансийским ОФОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями, утвержденного приказом от 25.10.2007 N 581/297-1/66, медицинские учреждения осуществляет расходование и ведут учет полученных средств на реализацию пилотного проекта в соответствии с пунктом 10 Правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 296 (далее - Правила финансирования в 2007 году).
Согласно пункту 10 Правил финансирования в 2007 году средства, полученные учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта, расходуются на оплату труда медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи (в размере не ниже 40 % указанных средств с учетом объемов и качества оказанной медицинской помощи), а также на обеспечение медикаментами и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения.
Руководствуясь пунктом 10 Правил, стороны в пункте 3.3 договора N 832.11/07.01.ПП от 05.11.2007 установили, что Окружная клиническая больница на оплату труда медицинских работников, участвующих в оказании стационарной медицинской помощи с учетом объемов и качества, расходует 40 % средств, полученных из Территориального фонда ОМС на реализацию пилотного проекта.
Конкретный перечень медицинских работников, имеющих право на оплату труда в рамках реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в договоре, иных документах, принятых во исполнение реализации плотного проекта, не указан.
Как указано выше, в целях реализации пилотного проекта было принято Постановление Правительства РФ от 19 мая 2007 г. N 296 "Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и Перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации", которое является основным документом, регулирующим спорные правоотношения, вытекающие из реализации пилотного проекта.
В Постановлении указано, что средства, которые предусмотрены на реализацию пилотного проекта, направляются сверх средств, предусмотренных на финансирование учреждений здравоохранения, которые участвуют в реализации пилотного проекта, за счет бюджетов всех уровней и иных источников, а также средств, выделяемых на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Средства, полученные учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта, расходуются на оплату труда медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь (в размере не ниже 40 процентов указанных средств с учетом объемов и качества оказанной медицинской помощи).
Пунктом 3 Постановления Правительства N 296 определено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации является органом государственной власти, который непосредственно осуществляет организационное, методическое руководство и дает необходимые разъяснения по вопросам реализации.
Следовательно, указания Министерства здравоохранения и его рекомендации являются обязательными для участников реализации проекта.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.10.2007 N 7246-РХ "По вопросу реализации пилотного проекта" разъяснено следующее:
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 54) определено, что к медицинским работникам относятся лица, имеющие высшее или среднее медицинское образование, диплом, специальное звание и сертификат специалиста, то есть врачи и средние медицинские работники. Согласно вышеприведенному определению младший медицинский персонал учреждений здравоохранения не может быть отнесен к медицинским работникам, так как не является непосредственным исполнителем медицинских услуг, а обеспечивает условия для их оказания. Таким образом, отсутствуют правовые основы для осуществления оплаты труда младшего медицинского персонала за счет средств, полученных учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта.
Поскольку в силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 296 "Об утверждении правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации" Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право давать необходимые разъяснения по реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, то вышеуказанное письмо от 02.10.2007 N 7246-РХ подлежит применению в рассматриваемом деле.
Действительно, разъяснение не является ни по форме, ни по содержанию нормативным актом. Между тем, в данной конкретной ситуации Министерство здравоохранения, не выходя за переделы предоставленных ему в рамках реализации пилотного проекта полномочий, дало конкретные разъяснения в отношении перечня медицинских работников, имеющих право на получение оплаты труда за счет средств бюджета, направленных на реализацию проекта, которые, как указано выше, обязательны для участников проекта. Данное разъяснение не противоречит действующему законодательству, исходит от лица, которое непосредственно осуществляет организационное руководство проектом, и имеет цель исключительно сформировать порядок оплаты, одинаковый для всех участников проекта, что исключает возможность расходования денежных средств по усмотрению самого участника, даже если такое расходование не противоречит цели пилотного проекта в принципе.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции находит позицию подателя жалобы о том, что оплата труда медицинских работников, в том числе, младшего медицинского персонала, может осуществляеться за счет средств, полученных учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта, неправомерной. Данная позиция противоречит указанным выше разъяснениям, и не может по вышеизложенным основаниям быть признана обоснованной.
В связи с чем следует признать, что расходование медицинским учреждением средств пилотного проекта на оплату труда младшему персоналу (младшим медсестрам, санитаркам, буфетчицам, сестрам-хозяйкам и санитаркам уборщицам) является нецелевым расходованием средств пилотного проекта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2011 по делу N А75-126/2011 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба Окружной клинической больницы удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2011 года по делу N А75-126/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-126/2011
Истец: Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", Учреждение ХМАО-Югры "Окружная клиническая больница"
Третье лицо: Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент здравоохранения ХМАО