30 августа 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бычковой О.И.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Старт" (заявителя) - Новиковой Н.В., на основании доверенности от 22.08.2011;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (ответчика, государственного органа) - Глущенко Д.А., на основании доверенности от 22.08.2011 N 04-13/19820; Смолиной О.С., на основании доверенности от 14.02.2011 N 04-13,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Старт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 июня 2011 года по делу N А33-5887/2011, принятое судьей Исаковой И.Н.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Старт" (ОГРН 1072468008271, ИНН 2466201193) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (ОГРН 1072465000035, ИНН 2465107712) от 04.04.2011 NР8205А.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 июня 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "Старт" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, полагает, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- с 28.03.2011 по настоящее время Единый государственный реестр юридических лиц содержит недостоверные сведения о дате изменения места нахождения общества с ограниченной ответственностью "Старт"; согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц общество "Старт" находится в г. Новосибирске с 05.05.2011, однако фактически местонахождение изменено - 24.03.2011;
- указание недостоверных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц нарушает права и интересы общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, а также права и интересы контрагентов общества (в том числе, общества с ограниченной ответственностью "14-й Элемент") и неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в реестре адресу.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю не согласна с доводами апелляционной жалобы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу общества, считает решение суда первой инстанции в обжалуемой заявителем части законным и обоснованным.
Вместе с тем, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю также обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть обжалуемого решения суда первой инстанции, считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, настаивает на том, что решение вышестоящего налогового органа принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует положениям действующего законодательства. В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на следующие доводы:
- неверным является вывод суда первой инстанции о том, что у вышестоящего налогового органа отсутствуют полномочия по отмене незаконных решений нижестоящих налоговых органов, принятых в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; действие статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" распространяется на все правоотношения, возникающие в результате осуществления Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами полномочий по осуществлению контроля во всех сферах, поименованных в разделе II Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;
- судом первой инстанции дана оценка ненормативному правовому акту - решению Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 03.05.2011 N 2.4-04/07206@, не являющемуся предметом спора по настоящему делу.
Общество с ограниченной ответственностью "Старт" считает решение суда первой инстанции в части обжалуемой налоговым органом законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу налогового органа.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы. Доводы апелляционной жалобы налогового органа не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу налогового органа. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, подтверждающих нарушение прав заявителя: копии претензии о взыскании вексельной задолженности от 20.06.2011 N 8, копии векселя N 3/ВП, с обоснованием невозможности представления их в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство и приобщил указанные документы к материалам дела как представленные в обоснование возражений против доводов апелляционной жалобы налогового органа, о чем вынес протокольное определение от 23.08.2011.
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы. Доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Старт" не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу заявителя.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Старт" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю 04.10.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072468008271. Директором общества является Смакотин Алексей Васильевич (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.05.2011 N 222795).
Единственный участник общества с ограниченной ответственностью "Старт" Чернолуцкий Дмитрий Петрович принял решение от 24.03.2011 об изменении местонахождения юридического лица и внесении соответствующих изменений в устав общества.
28.03.2011 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю поступило заявление директора общества с ограниченной ответственностью "Старт" Смакотина А.В. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, лист Б в части сведений о новом адресе общества: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а, оф.406.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска составлен акт от 01.04.2011 обследования местонахождения юридического лица по адресу указанному в учредительных документах, согласно которому, общество с ограниченной ответственностью "Старт" по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а, отсутствует.
Письмом от 01.04.2011 N 18-15/008369@ Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска сообщила Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю о том, что договор аренды помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а, с обществом с ограниченной ответственностью "Старт" не заключался, местонахождение не подтверждено.
04.04.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю принято решение N Р8205А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
26.04.2011 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска составлен акт обследования местонахождения юридического лица, в котором указано, что общество с ограниченной ответственностью "Старт", в том числе и директор общества находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а.
Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю принято решение от 03.05.2011 N 2.4-04/07206@ об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 04.04.2011 N Р8205А. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю предписано осуществить регистрационные действия в отношении общества с ограниченной ответственностью "Старт" ИНН 2466201193, связанные с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанные с изменением адреса (места нахождения) юридического лица, в соответствии с действующим законодательством.
03.05.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2112468296257 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления, а также внесена запись за государственным регистрационным номером 005726567 о передаче регистрационного дела общества с ограниченной ответственностью "Старт" в электронном виде в другой регистрирующий орган.
Считая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю от 04.04.2011 N Р8205А является незаконным, нарушает права и интересы юридического лица, общество с ограниченной ответственностью "Старт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. В соответствии с пунктом 7 Правил внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р51003.
Статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в регистрирующий орган) установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Данный перечень является исчерпывающим.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что решением единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Старт" от 24.03.2011 изменено место нахождения общества, определен следующий адрес: 630091, Российской Федерации, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а, оф. 406.
28.03.2011 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю поступило заявление директора общества с ограниченной ответственностью "Старт" Смакотина А.В. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, лист Б в части сведений о новом адресе общества. К заявлению прилагались необходимые для данного вида регистрации документы (л.д. 28).
04.04.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю принято решение N Р8205А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов - содержатся недостоверные данные, касающиеся места нахождения юридического лица.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю от 04.04.2011 N Р8205А противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества.
Заявителем представлен полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в заявлении о государственной регистрации руководителем общества подтверждено, что вносимые в учредительные документы сведения достоверны, в связи с чем, у регистрирующего органа в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отсутствовали правовые основания для отказа государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Кроме того, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска подтвержден факт нахождения общества с ограниченной ответственностью "Старт", в том числе, директора по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а (акт обследования местонахождения юридического лица 26.04.2011).
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю принято решение от 03.05.2011 N 2.4-04/07206@ об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 04.04.2011 N Р8205А
Суд апелляционной инстанции признает неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии у вышестоящего налогового органа полномочий по отмене незаконных решений нижестоящих налоговых органов, принятых в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Положениями статей 1, 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя" установлено, что Федеральная налоговая служба России является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 5.3, 6.4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, полномочия по осуществлению контроля за деятельностью территориальных органов Федеральной налоговой службы и подведомственных организаций, в том числе, в сфере государственной регистрации юридических лиц, представлены вышестоящим налоговым органам.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Названная статья в качестве критерия отмены указывает несоответствие решения нижестоящего органа Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, в пределах компетенции вышестоящего органа, т.е. в той сфере, в которой Федеральная налоговая служба наделена полномочиями по контролю. В данном случае осуществление контроля за деятельностью нижестоящего органа реализуется в рамках компетенции вышестоящего налогового органа - в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.
Каких-либо специальных правил, ограничивающих правомочия Федеральной налоговой службы в различных сферах контроля, законом не установлено. Действие статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" распространяется на все правоотношения, возникающие в результате осуществления Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами полномочий по осуществлению контроля во всех сферах, поименованных в разделе II Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Следовательно, решение от 03.05.2011 N 2.4-04/07206@ принято Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с тем, оценка законности решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 03.05.2011 N 2.4-04/07206@ не входит в предмет спора по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент вынесения решения по настоящему делу права заявителя восстановлены (решение Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 03.05.2011 N 2.4-04/07206@ не оспорено в судебном порядке; 03.05.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2112468296257 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Старт" от 28.03.2011), предмет спора отсутствует. Однако, данный вывод суда первой инстанции противоречит нормам материального права.
Судом первой инстанции не учтено, что отмена ненормативного правового акта вышестоящим органом и признание ненормативного правового акта судом, влекут за собой разные правовые последствия.
Отмененный вышестоящим органом ненормативный правовой акт признается недействующим с момента вынесения решения вышестоящим органом, т.е. означает прекращение действия такого решения на будущее.
Частью 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Признание судом ненормативного акта недействительным означает его юридическую ничтожность: он был незаконным изначально и не порождал прав и обязанностей с момента издания. Такой акт не влечет юридических последствий. Согласно пункту 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов подлежат немедленному исполнению. Это означает, что признанное судом недействительным решение регистрирующего органа является незаконным на дату его принятия регистрирующим органом, поскольку права заявителя были нарушены и подлежат восстановлению в то состояние, в котором права заявителя существовали бы в случае, если бы регистрирующий орган действовал в соответствии с законом.
Следовательно, отмена решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю от 04.04.2011 N Р8205А вышестоящим органом и внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 23 по Красноярскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении адреса юридического лица 03.05.2011, не свидетельствует о восстановлении прав заявителя, об устранении нарушения прав общества.
Из материалов дела следует, что обществом получена претензия о взыскании вексельной задолженности от 20.06.2011 N 8 в связи с отсутствием векселедателя в месте платежа (согласно данным сайта www.nalog.ru - г. Красноярск, ул. Семафорная, д. 219, оф. 307). Указание недостоверных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц привело к дезинформации контрагентов общества.
Таким образом, право заявителя будет восстановлено только путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении адреса юридического лица с 04.04.2011 (28.03.2011 - дата обращения с заявлением о государственной регистрации + 5 рабочих дней на осуществление государственной регистрации).
Ссылка регистрирующего органа на техническую невозможность внесения записи о регистрации изменений с 04.04.2011 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку технические возможности регистрирующего органа не могут являться препятствием для исполнения судебных актов.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в суд первой инстанции об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа обществом с ограниченной ответственностью "Старт" уплачена государственная пошлина в размере 2000,00 рублей (платежное поручение от 13.04.2011 N 542 - л.д. 13). При подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Старт" уплачена государственная пошлина в размере 2000,00 рублей (платежное поручение от 13.07.2011 N 574). Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 излишне уплаченная по платежному поручению от 13.07.2011 N 574 государственная пошлина в размере 1000,00 рублей возвращена обществу с ограниченной ответственностью "Старт".
Учитывая удовлетворение заявленных требований и требований апелляционной жалобы, признание недействительным ненормативного правового акта налогового органа, судебные расходы по оплате государственной пошлины, понесенные заявителем подлежат отнесению на ответчика в полном объеме. Таким образом, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Старт" подлежат взысканию судебные расходы в размере 3000,00 рублей (2000,00 + 1000,00).
Учитывая удовлетворение требований апелляционной жалобы налогового органа, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя. Однако, при подаче апелляционной жалобы налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы налоговым органом не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 июня 2011 года по делу N А33-5887/2011 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю от 04.04.2011 N Р8205А, устранить допущенные нарушения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Старт" 3000,00 рублей судебных расходов.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5887/2011
Истец: ООО Старт
Ответчик: ИФНС России N 23 по Красноярскому краю, МИФНС России N 23 по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО Старт