26 августа 2011 г. |
Дело N А55-679/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 августа 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Глухов С.В., представитель по доверенности от 19.11.2010 г..,
от первого ответчика - не явился, извещен,
от второго ответчика - Седышева И.М., представитель по доверенности от 20.06.2011 г..,
от третьих лиц:
ООО ГК "Твин Медиа" - не явился, извещен,
Министерства - не явился, извещен,
ООО "Меридиан" - не явился, извещен,
Администрации района - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу N А55-679/2011 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, с. Курумоч, Самарская область,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
ООО ГК "Твин Медиа", г. Самара,
Министерство лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
ООО ТГК "Меридиан", г. Самара,
администрация муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения о проведении кадастрового учета и обязании аннулировать запись о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области в заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее первый ответчик) от 14.09.2010 года о проведении кадастрового учета земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 128, выдел 51, с присвоением кадастрового номера 63:32:1804010:575 и обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее второй ответчик) аннулировать в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером 63:32:1804010:575, расположенном по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 128, выдел 51, площадью 900 кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу N А55-679/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает его незаконным и просит удовлетворить заявленные требования.
Второй ответчик - ФГУ"Земельная кадастровая палата" по Самарской области считает, что решение суда является законным и обоснованными и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие первого ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и второго ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в собственности Российской Федерации на основании статьи 19 Лесного Кодекса РФ находится участок лесного фонда, состоящий из 13 участков, площадью 11 995 га. по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-буянский лесхоз, Задельненское лесничество, квартала N 1-160, что подтверждается представленной в материалы дела копией Свидетельства о государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области 12.05.2010 года было принято решение о проведении аукциона по продаже права аренды на лесные участки, информация о котором была официально опубликована в газете "Волжская Коммуна"и размещена на официальном сайте Правительства Самарской области.
Среди лотов, выставленных на аукцион, был лот N 11 - лесной участок из состава земель лесного фонда, площадью 0, 09 га., расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 128, выдел 51, с учетной записью в государственном лесном реестре - 419-2010-03, предоставляемый для осуществления рекреационной деятельности.
По результатам аукциона, согласно протоколу N 7 заседания аукционной комиссии, аукцион по лоту N11 признан несостоявшимся в связи с участием в нем менее чем двух участников, пунктом 5 Протокола, Министерству природопользования было предписано заключить договор аренды лесного участка с ООО ГК "Твин Медиа" по лоту N 11.
Во исполнение результатов аукциона 17.05.2010 года Министерством с ООО "ГК Твин Медиа" был заключен Договор N 130/09 аренды лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 419-2010-03, имеющий местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Ново-буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 128, выдел N 51, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемому к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, общей площадью 0, 09 га.
Из материалов дела также следует, что на момент проведения аукциона и подписания договора аренды, государственный кадастровый учет предоставленного участка проведен не был.
Вместе с тем, пунктом 13 договора установлена обязанность арендатора обеспечить государственный кадастровый учет предоставленного участка.
Во исполнение указанных требований, ООО ГК "Твин Медиа" обратилось 09.09.2010 года в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка.
К заявлению был приложен межевой план, копия договора аренды ООО ГК "Твин Медиа", учредительные документы Общества, кадастровая выписка о смежном земельном участке.
По результатам рассмотрения данного заявления, 14.09.2010 года Управлением Росреестра по Самарской области было принято решение N 63-00-119/10-112649 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с присвоением кадастрового номера 63:32:1804010:575.
Заявитель считает, что спорный земельный участок находится в границах муниципального района Волжский, в границах населенного пункта ЖГИЗ в составе сельского поселения Курумоч, а не в границах лесничества и в нарушение пункта 3 статьи 39 ФЗ N 221-ФЗ и статьи 3.1 ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ" местоположение границ спорного участка не было согласовано с органом местного самоуправления. Также заявитель указывает, что ответчиками не учтено, что межевой план составлен в нарушение пункта 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России N 412 от 24.11.2008 года. В дополнительных пояснениях от 20.06.2011 года заявителем также указано, что в соответствии со статьями 11,31,73 ЗК РФ, статьями 21 Градостроительного Кодекса РФ, вопрос предоставления земельного участка подлежал согласованию в обязательном порядке с органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 92 Лесного Кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Вместе с тем, согласно положениям статьи 4.1 ФЗ "О введение в действие Лесного Кодекса РФ" до 01 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. ФЗ "О введение в действие Лесного Кодекса РФ" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно пункта 1,2 статьи 4.2 ФЗ "О введение в действие Лесного Кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2012 года, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 Лесного Кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Материалами дела подтверждается, что границы спорного земельного участка определены Схемой расположения и границ лесного участка, в соответствии с лесным законодательство участок прошел государственный учет лесных участков, что подтверждается номером учетной записи в государственном лесном реестре.
Факт отнесения спорного земельного участка к лесному фонду подтвержден материалами лесоустройства, Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области N 149 от 31.12.2008 года.
Доказательств перевода спорного земельного участка из лесных земель в нелесные суду не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на которую ссылается заявитель в своем заявлении, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Данный перечень является исчерпывающим, и не содержит указание на необходимость согласования границ с органами местного самоуправления, в границах которых располагаются земельные участки. В связи с чем, ссылка заявителя на данную норму является необоснованной.
В соответствии с пунктом 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития N 412 от 24.11.2008 года в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий);
4) утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;
7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
8) вступившие в законную силу судебные акты;
9) иные предусмотренные законодательством документы.
При этом пункт 23 Требований не содержит императивного условия о необходимости использования при подготовке межевого плана исключительно схем расположения, утвержденных органами местного самоуправления.
В данном случае постановке на кадастровый учет подлежал участок земель специальной категории - земель лесного фонда, в связи с чем, кадастровыми инженерами при подготовке межевого плана спорного участка обоснованно приняты именно материалы лесоустройства, также предусмотренные пунктом 23 Требований.
В связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что межевой план на спорный участок не противоречит положениям статьи 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо установить его несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Администрация сельского поселения свое заявление мотивировало тем, что при постановке на кадастровый учет границы спорного участка не согласованы в администрацией сельского поселения Курумоч, не утверждена схема расположения участка, вместе с тем, заявитель законом не уполномочен на осуществление каких-либо действий по распоряжению земельными участками (в том числе по утверждению схем расположения), в границах муниципального района Волжский Самарской области. Указанные полномочия предоставлены законом органам местного самоуправления муниципальных районов, то есть в данном случае - Администрации муниципального района Волжский Самарской области.
Каких-либо доказательств нарушения прав администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в сфере экономической или предпринимательской деятельности в материалы дела не представлено.
Заявителем не представлены доказательства того, что оспариваемое решение от 14.09.2010 года каким-либо образом нарушает права и законные интересы администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский, а поэтому основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу N А55-679/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-679/2011
Истец: Администрация сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Третье лицо: Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, ООО "ТГК МЕРИДИАН", ООО ГК "Твин Медиа", Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8572/11