г. Хабаровск
31 августа 2011 г. |
N 06АП-3170/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "АКВАМАРИН": представитель не явился;
от Административной комиссии при администрации Магаданской области муниципального образования "город Магадан": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии при администрации Магаданской области муниципального образования "город Магадан"
на решение от 22.06.2011
по делу N А37-463/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АКВАМАРИН"
к Административной комиссии при Администрации Магаданской области муниципального образования "город Магадан"
об отмене постановления о назначении наказания в виде штрафа N 18/8 от 22.02.2011
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АКВАМАРИН" (далее - ООО "АКВАМАРИН", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии при Администрации Магаданской области муниципального образования "город Магадан" (далее - административный орган, административная комиссия) от 22.02.2011 N 18/8 о назначении наказания в виде штрафа.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 22.06.2011 требование ООО "АКВАМАРИН" удовлетворено, постановление Административной комиссии при администрации Магаданской области муниципального образования "город Магадан" от 22.02.2011 N 18/8 о назначении наказания в виде штрафа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебным актом, административная комиссия обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган указал, что положение п. 4.1.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" не противоречит действующему законодательству и не понуждает к заключению договора с каким- либо конкретным лицом на сбор и размещение твердых бытовых отходов, так что стороны свободны к заключению в выборе контрагента по указанному договору.
Кроме того указал, что факт осуществления хозяйственной деятельности ООО "АКВАМАРИН" без образования твердых бытовых отходов ничем не подтверждено и является лишь предположением.
ООО "АКВАМАРИН", административная комиссия в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, каких- либо ходатайств не заявляли. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В представленном отзыве ООО "АКВАМАРИН" отклонило доводы, изложенные в жалобе, просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "АКВАМАРИН" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области 08.07.2008, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись, ОГРН 1084910002100, ИНН 4909099259, является действующим юридическим лицом, с местонахождением: г. Магадан, ул. Парковая, д. 10/10 (л.д. 67-78).
Из Устава ООО "АКВАМАРИН" следует, что основными видами деятельности общества являются розничная и оптовая торговля ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, нумизматическими товарами из драгоценных металлов, изделиями культового и религиозного назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделиями, бывшими в употреблении из драгоценных металлов и драгоценных камней (л.д. 9-27).
27.01.2011 Департаментом строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии г. Магадана (далее - Департамент САТЭК мэрии г. Магадана) в административную комиссию при администрации Магаданской области направлен протокол об административном правонарушении от 26.01.2011 и иные материалы дела, возбужденного в отношении ООО "АКВАМАРИН" по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Закона Магаданской области от 15.03.2005 N 583-ОЗ "Об административных правонарушениях в Магаданской области" (далее - Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ).
Согласно информации, представленной специализированными организациями МУ "Комбинат зеленого хозяйства" (л.д. 65) и ООО "Спецавтохозяйство" (л.д. 66), ООО "АКВАМАРИН" осуществляя хозяйственную деятельность через помещение магазина "Аметист", расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8, не заключило договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов со специализированными организациями, что является нарушением п. 4.1.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "город Магадан", утвержденных решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д.
По вышеуказанному факту главным специалистом отдела оперативного реагирования Управления охраны окружающей среды Департамента САТЭК мэрии г. Магадана 26.01.2011 в отсутствии законного представителя ООО "АКВАМАРИН" при надлежащем его извещении (уведомление от 18.01.2011 N 166 получено 20.01.2011) составлен протокол N 9 об административном правонарушении (л.д. 59).
Права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении законному представителю ООО "АКВАМАРИН" разъяснены в названном уведомлении.
Определением административной комиссии от 01.02.2011 (л.д. 58) было назначено время и место рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении в отношении ООО "АКВАМАРИН", указанное определение направлено по юридическому адресу ООО "АКВАМАРИН": г. Магадан, ул. Парковая, д. 10/10 и получено им 05.02.2011 (л.д. 52).
22.02.2011 административной комиссией при Администрации Магаданской области муниципального образования "город Магадан" в отсутствие законного представителя ООО "АКВАМАРИН" вынесено оспариваемое постановление N 18/8, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление N 18/8 о назначении наказания в виде штрафа направлено по юридическому адресу ООО "АКВАМАРИН": г. Магадан, ул. Парковая, д. 10/10 и получено им 05.03.2011 (л.д. 57).
Не согласившись с названным постановлением ООО "АКВАМАРИН" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ (в редакции Закона Магаданской области от 28.04.2009 N 1118-ОЗ, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления) нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность, установленную иными статьями настоящего Закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с требованиями п.п. 4.1.3, разд. 4 "Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденных решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д, организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на вывоз и размещение твердых бытовых, жидких и производственных отходов со специализированными организациями.
В соответствии с п. 1.2 Положения о Департаменте строительства архитектуры, технического и экологического контроля мэрии г. Магадана, утв. Постановлением мэра г. Магадана от 31.12.2004 N 2616, Департамент САТЭК мэрии г. Магадана - отраслевой орган мэрии г. Магадана, созданный для осуществления функций органов архитектуры и градостроительства, регулирования отношений в области строительства и благоустройства, организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан", наделенный правом юридического лица.
Согласно п. 5.1.8 Положения, Департамент САТЭК мэрии г. Магадана вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством Магаданской области.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 10.1 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, наделяются должностные лица органов местного самоуправления в соответствии с областным законом о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел которых отнесено к подведомственности административных комиссий, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 2.4, 3.15, 6.4, 6.9, 6.12, 6.13, 6.15, 6.18, 6.19, 9.1, 9.2 настоящего Закона.
В соответствии с п. 4 ст. 10.1 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ наименования должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с п.п. 19 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с Перечнем должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Магаданской области от 15.03.2005 N 583-ОЗ, утвержденных Постановлением мэрии г. Магадана от 08.09.2010 N 2676, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ уполномочены составлять главные специалисты отдела оперативного реагирования управления охраны окружающей среды Департамента САТЭК мэрии г. Магадана.
В силу ст. 11.3 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ, Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 2.4, 3.15, 6.4, 6.9, 6.12, 6.13, 6.15, 6.18, 6.19, 9.1, 9.2 настоящего Закона.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о привлечении общества к административной ответственности уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением положений ст. 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод общества относительно нарушения административной комиссией установленных сроков составления протокола об административном правонарушении, так как сам по себе факт несоблюдения предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении, не является достаточным основанием для признания недействительным вынесенного на его основании постановления, поскольку начало течения срока давности привлечения к административной ответственности определяется днем совершения правонарушения, а дата составления протокола об административном правонарушении не влияет на исчисление срока давности.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ и нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении в данном случае, было обусловлено исключительно обеспечением соблюдения прав и законных интересов ООО "АКВАМАРИН" при привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан".
Согласно п. 4.1.3 данных Правил, организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на вывоз и размещение твердых бытовых, жидки х и производственных отходов со специализированными организациями.
В соответствии с пунктами 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131 -ФЗ и подпунктами 24, 25 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования "Город Магадан", к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Таким образом, Магаданская городская Дума полномочна принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования по вопросам местного значения города Магадана.
В соответствии ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, гражданским законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать подобные договоры, добровольно принятое обязательство общества по заключению указанного договора отсутствует.
Следовательно, в данном случае договор на вывоз твердых бытовых отходов заключается в силу прямого предписания нормативного правового акта, а не в связи со свободным волеизъявлением сторон.
Устанавливая в Правилах благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" обязанность хозяйствующих субъектов заключать договор на вывоз отходов со специализированным предприятием, Магаданская городская Дума действовала в нарушение федерального законодательства.
Кроме того, согласно представленному в суд апелляционной инстанции письму от 21.06.2011 Прокуратуры города Магадана, 17.06.2011 Магаданской городской Думой в части включения в Правила благоустройства нормы, обязывающие предпринимателей заключать договора на вывоз мусора внесены изменения, согласно которым пункт 4.1.3 изложен в следующей редакции: "Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающие помещения, находящиеся в многоквартирных жилых домах, а также физические лица, являющиеся собственниками нежилых помещений, должны обеспечивать вывоз твердых бытовых отходов, содержание контейнерной площадки путем заключения договоров с управляющей организацией, обслуживающей данный жилой фонд"
Таким образом, суд первой инстнации пришел к обоснованному выводу, что в данном случае п. 4.1.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) не соответствует принципу свободы договора, установленному ст. 421 ГК РФ, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по заключению договора на вывоз и размещение твердых бытовых, жидких и производственных отходов со специализированными организациями.
Судом первой инстанции установлено, что специфика основного и дополнительного вида деятельности ООО "АКВАМАРИН", предусмотренных Уставом не подразумевает образование твердых бытовых отходов в процессе осуществления им хозяйственной деятельности.
Согласно пояснениям ИП Кравченко А.Д., являющегося полномочным представителем ряда компаний, осуществляющих доставку грузов по всей территории РФ, ИП Кравченко А.Д. и ООО "АКВАМАРИН" связывают систематические отношения по отправке-доставке грузов, содержащих ювелирные изделия. При этом все посылки приходят упакованными в специализированные пакеты. При проверке содержимого видно, что изделия упакованы в полиэтиленовые пакеты, а внутри в маленьких полиэтиленовых пакетах находятся сами изделия. При отправке посылок из г. Магадана ООО "АКВАМАРИН" сдает груз, упакованный в использованные специализированные пакеты. Специализированные пакеты ООО "АКВАМАРИН" не выбрасывает, а использует при отправке изделий из г. Магадана, ювелирные изделия, реализуемые покупателям, передаются им упакованными в маленькие полиэтиленовые пакеты, в которых эти изделия доставлялись в адрес ООО "АКВАМАРИН".
Согласно пояснениям представителя общества, с учетом специфики деятельности магазина, сотрудникам запрещено использовать подсобные помещения магазина для приема пищи, в подтверждение отсутствия бытовых отходов, представлена копия приказа N 3-12 от 23.02.2009 о соблюдении санитарно-гигиенического режима в магазине "Аметист".
Поскольку административным органом не представлены доказательства, подтверждающие факт образования отходов производства в результате хозяйственной деятельности общества, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствие необходимости в заключении обществом соответствующих договоров на вывоз и размещение твердых бытовых отходов со специализированными организациями.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что административном органом при рассмотрении материалов административного дела не был учтен тот факт, что ООО "АКВАМАРИН" не является собственником магазина "Аметист", расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8, а пользуется им на основании договора аренды от 01.05.2010. (л.д. 112).
Таким образом, административной комиссией достоверно не установлено лицо, ответственное за организацию вывоза твердых бытовых отходов.
Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемым постановлением на общество наложен административный штраф в размере 30 000 рублей, что составляет максимальный размер санкции, предусмотренный санкцией ст. 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ.
При этом основания, по которым административный орган пришел к выводу о необходимости назначения административного наказания в максимальном размере в постановлении от 22.02.2011 N 18/8 не приведены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП РФ, и не могут быть каким-либо образом изменены (дополнены) законами субъектов Российской Федерации или судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело. Таким образом, нормой КоАП РФ определен исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых предполагает назначение более сурового наказания за совершение административного правонарушения, но в пределах установленной санкции. Следовательно, данный перечень не подлежит расширительному толкованию и произвольному применению соответствующими должностными лицами.
Отсутствие в оспариваемом постановлении обоснования назначения административного наказания в максимальном размере не позволяет установить, какие именно обстоятельства были учтены административным органом при назначении максимального размера наказания, и могли ли быть данные обстоятельства основанием для назначения такого размера штрафа. Указанные факты также могут свидетельствовать о том, что административный орган при назначении наказания не учитывал обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом изложенного, административная комиссия необоснованно и без должной мотивировки применила максимальную санкцию, предусмотренную статьей 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление не содержит описания и характеристик виновности ООО "АКВАМАРИН" в вменяемого ему правонарушения, в связи с чем суд пришел к выводу, что вопрос вины общества в ходе производства по делу административным органом не исследовался и не устанавливался.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что постановление вынесено административным органом без надлежащего установления административным органом объективной и субъективной сторон состава правонарушения, что является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ.
В связи с чем, апелляционная инстанция признает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости признания незаконным и отмене постановления административной комиссии 22.02.2011 N 18/8.
При таких обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 22.06.2011 по делу N А37-463/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-463/2011
Истец: ООО "Аквамарин"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Магаданской области муниципального образования "Город Магадан"
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3170/11