г. Чита |
Дело N А19-3937/10 |
16 июля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2010 года по делу N А19-3937/10 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области о признании недействительным решения от 19 января 2010 года N 8 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и об обязании восстановить нарушенные права путем осуществления государственной регистрации
(суд первой инстанции: Сураева О.П.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима": Ступак А.А., паспорт 40 05 N 7566911, выдан УВД Петродворцового района г. Санкт-Петербурга 12 октября 2005 года, доверенность от 27.01.2010;
от МРИ ФНС N 9 по Иркутской области: не было (извещена)
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" (далее - Общество, ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (далее -регистрирующий орган, инспекция) о признании недействительным решения от 19 января 2010 года N 8 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и об обязании восстановить нарушенные права путем осуществления государственной регистрации ликвидации Общества по заявлению о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, полученного инспекцией 12 января 2010 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции сделал вывод о непредставлении необходимого пакета документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, поскольку ликвидационный баланс юридического лица содержал недостоверные сведения, в частности, в нем не было указано на наличие задолженности по налогам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на отсутствие у регистрирующего органа полномочий по проверке достоверности представленного ликвидационного баланса. Общество обращает внимание на то, что инспекцией в установленном законом порядке не заявлялись требования кредитора, а достоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, по мнению Общества, подтверждается регистрацией промежуточного ликвидационного баланса. Заявитель апелляционной жалобы полагает недостоверными доказательства наличия задолженности по налогам, представленные инспекцией, поскольку данные документы содержат противоречивые сведения и вынесены с нарушением норм налогового законодательства. Кроме того, по мнению Общества, истек срок взыскания недоимки по налогам и сборам.
В отзыве от 2 июля 2010 года N 08-05/9/697/015761 на апелляционную жалобу регистрирующий орган выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания инспекция извещена надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200026733059, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, заявив ходатайство от 5 июля 2010 года N 08-05/9-701/015851 о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" зарегистрировано в качестве юридического лица 25 ноября 1999 года Администрацией города Усть-Илимска, о чем выдано Свидетельство N 1477 (т. 1, л.д. 145).
Единственным учредителем Общества является ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс", что следует из пункта 1.2 Устава ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима", утвержденного протоколом N 12 от 26 октября 1999 года общим собранием акционеров ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" (т. 1, л.д. 147-148).
13 сентября 2004 года ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" принято решение о ликвидации Общества в связи с нецелесообразностью продолжения дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности. Председателем ликвидационной комиссии назначена Лавринович Е.Г. (т. 2, л.д. 13).
Сообщение о ликвидации ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" опубликовано в газете "Вечерний Усть-Илим" 28 сентября 2004 года.
В сообщении указано, что все претензии принимаются по адресу: 666684 Иркутская область, г.Усть-Илимск-14, а/я 353 в течение двух месяцев с момента публикации объявления (т. 2, л.д. 14).
Решением единственного учредителя - ОАО "Группа "Илим" (правопреемник ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс") от 10 сентября 2009 года N 1 ликвидатором Общества назначен Сокрут А.М. (т. 1, л.д. 143), информация о смене ликвидатора зарегистрирована регистрирующим органом 18 сентября 2009 года, что подтверждается свидетельством серии 38 N 003012347.
В специализированном журнале "Вестник государственной регистрации" от 30 сентября 2009 года N 38 было повторно опубликовано сообщение о ликвидации общества и предъявлении требований кредиторов в течение двух месяцев со дня публикации сообщения (т. 1, л.д. 139-140).
Решением единственного учредителя Общества от 1 декабря 2009 года утвержден промежуточный ликвидационный баланс ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" (т. 1, л.д. 142).
Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества, о чем выдано свидетельство серии 38 N 003012808 (т. 2, л.д. 1).
21 декабря 2009 года решением ОАО "Группа "Илим" утвержден ликвидационный баланс ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" (т. 2, л.д. 6-9).
Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган 12 января 2010 года Обществом представлен соответствующий пакет документов:
- заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица - ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" в связи с его ликвидацией;
- ликвидационный баланс;
- решение единственного участника Общества об утверждении ликвидационного баланса;
- документ, подтверждающий представление необходимых сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующим органом принято решение N 8 от 19 января 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица Общества в связи с его ликвидацией (т. 1, л.д. 19-20, т. 2, л.д. 11-12). Основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что в ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения о задолженности Общества по налогам и сборам.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции о законности названного решения инспекции ошибочной, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией". В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 этого Федерального закона.
В свою очередь, в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, предусмотренных данным Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 12 января 2010 года в регистрирующий орган Обществом были представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, а именно:
- заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
- ликвидационный баланс;
- решение единственного участника общества об утверждении ликвидационного баланса,
- документ, подтверждающий представление необходимых сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации;
- документ об уплате государственной пошлины.
Данное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов от 12 января 2010 года (т. 1, л.д. 141) и решением инспекции от 19 января 2010 года N 8.
Таким образом, ликвидационный баланс (т. 2, л.д. 7-10) был представлен в регистрирующий орган вместе с остальными документами, в связи с чем вывод инспекции о непредставлении этого документа не соответствует действительности.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
На основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных этим законом необходимых документов для государственной регистрации.
При этом в силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
То есть законодатель прямо установил, что регистрирующий орган, по общему правилу, не вправе проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных при государственной регистрации юридического лица документах, в том числе и в связи с его ликвидацией, поэтому данные, содержащиеся в промежуточном и ликвидационном балансах, а также сведения об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности не могут проверяться регистрирующим органом на стадии государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу отсутствия таких полномочий.
Иными словами, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (пункт 4.1 статьи 9).
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена ответственность за представление недостоверных сведений.
В частности, частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а частью 4 той же статьи - за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Кроме того, на основании статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (пункт 1). Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Следовательно, регистрирующий орган вправе при наличии документально подтвержденных имущественных претензий предъявить в установленном законом порядке требования учредителю Общества (ОАО "Группа "Илим"), решением которого от 21 декабря 2009 года N 03 был утвержден ликвидационный баланс.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2009 года N ВАС-4814/09, от 16 декабря 2008 года N 15196/08 и от 27 мая 2008 года N 6602/08 и постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2010 года по делу N А78-3066/2009.
Относительно позиции регистрирующего органа о том, что в ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения относительно отсутствия задолженности по налогам и сборам, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).
В подпунктах 1 и 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок ликвидации юридического лица.
Пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Таким образом, именно в этот срок у кредиторов имеется возможность предъявить свои требования и взыскать с должника имеющуюся задолженность в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией предпринимались действия по взысканию задолженности, однако в связи с недостаточностью имущества у Общества требования налогового органа остались без удовлетворения (т. 1, л.д. 43, 47-49), в связи с чем Общество правомерно продолжило процедуру ликвидации юридического лица на общих основаниях.
В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции находит решение инспекции от 19 января 2010 года N 8 об отказе в государственной регистрации ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" в связи с его ликвидацией не соответствующим Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а противоположные выводы суда первой инстанции постановленными при неправильном применении норм материального права, в связи с чем его решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из приведенной нормы процессуального права суд апелляционной инстанции, признавая решение инспекции от 19 января 2010 года N 8 недействительным, считает необходимым одновременно возложить на регистрирующий орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" путем осуществления государственной регистрации его ликвидации в установленном законом порядке.
Выводы суда первой инстанции о том, что должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы, являются правильными и соответствуют правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года N 16504/04 и N 16507/04.
Вместе с тем, предметом рассматриваемого спора является не бездействие налогового органа по не списанию безнадежных долгов по налогам и сборам, а решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по аналогичным правилам (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При подаче заявления и апелляционной жалобы Обществом по платежным квитанциям от 29 января 2010 года N 510687491 (т. 1, л.д. 10) и от 1 июня 2010 года (т. 3, л.д. 14) уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на инспекцию.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2010 года по делу N А19-3937/10, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2010 года по делу N А19-3937/10 отменить.
Принять новый судебный акт.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области от 19 января 2010 года N 8 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" путем осуществления государственной регистрации его ликвидации в установленном законом порядке.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3937/2010
Истец: ООО "Редакция газеты "Лесохимик Усть-Илима"
Ответчик: МИ ФНС России N9 по Иркутской области, МИФНС N 9 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2605/10