город Омск
31 августа 2011 г. |
Дело N А46-5127/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прилипко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5235/2011) Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс - пицца" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2011 по делу N А46-5127/2011 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс - пицца" (ИНН 5503103594, ОГРН 1065503061414) к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Омской области, о признании незаконными действий по установлению в государственном кадастре недвижимости категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:221, площадью 76 000 кв.м, действий по установлению в государственном кадастре недвижимости категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:393, площадью 44574 кв.м и об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс - пицца" - представитель не явился;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области - Юшкевич Е.В. по доверенности от 05.08.2011, сроком 3 года, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д. по доверенности от 30.12.2010, сроком по 31.12.2011, удостоверение;
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс - пицца" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Экспресс - пицца") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило:
признать незаконным действие Территориального отдела N 12 Управления федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 04.09.2006, по внесению в государственный земельный кадастр категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" относительно земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:221 площадью 76000 кв.м.;
признать незаконным действие Территориального отдела N 12 Управления федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" относительно объектов земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:393 площадью 44574 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания дома отдыха "Сибиряк" по ул. Кирова, 44, с. Красноярка, Красноярского сельского поселения, Омского муниципального района Омской области, совершенные 26.01.2008;
обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о категории земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:393 площадью 44574 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания дома отдыха "Сибиряк" по ул. Кирова, 44, с. Красноярка, Красноярского сельского поселения, Омского муниципального района Омской области - "земли особо охраняемых территорий и объектов";
обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о категории земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:393 площадью 44574 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания дома отдыха "Сибиряк" по ул. Кирова, 44, с. Красноярка, Красноярского сельского поселения, Омского муниципального района Омской области - "земли населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.05.2011 по делу N А46-5127/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Экспресс-пицца" обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:221, площадью 76000 кв.м. был предоставлен дому отдыха "Сибиряк" для отдыха граждан, внесен в государственный кадастр недвижимости на основании Государственного акта на право пользования землей от 21.11.1990 серия А-I N 388594.
Согласно внутренней описи документов кадастрового дела N 55:20:090501:221 в кадастровое дело объекта недвижимости 55:20:090501:221 включены 04.09.2006 документы: заявление о представлении сведений ГЗК от 07.08.2006 N 3212/06 и государственный акт А-I N 388594 от 21.11.1990.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 11.05.2011 N 5520/203/11-650 земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:221 имеет площадь 76 000 кв.м., местоположение: Омская область, Омский район, с. Красноярка, относится (весь) к категории земель - "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", разрешенное использование установлено - "для отдыха трудящихся", земельный участок снят с кадастрового учета 26.02.2008.
В результате преобразования земельного участка 55:20:090501:221 образованы земельные участки с кадастровым номером 55:20:090501:221 (А) общей площадью 44 574 кв.м. и 55:20:090501:221 (Б) общей площадью 31 426 кв.м.
Земельному участку с кадастровым номером 55:20:090501:221 (А) присвоен кадастровый номер 55:20:090501:393. Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 26.02.2008.
Из выписки о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 10.05.2011 N 5520/203/11-651 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:393 имеет площадь 44 574 кв.м., местоположение участка установлено относительно зданий дома отдыха "Сибиряк" по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Кирова, 44, относится (весь) к категории земель - "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", разрешенное использование установлено - "для отдыха населения", правообладателем (собственником) участка является Омская область - субъект Российской Федерации.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 12.12.2007 N 1298-р утверждены условия приватизации комплекса объектов недвижимого имущества дома отдыха "Сибиряк", расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Кирова, д. 44.
14.08.2008 ООО "Экспресс - пицца" обратилось в Министерство имущественных отношений Омской области с письмом, в котором указало, что ООО "Экспресс - пицца" на аукционе по продаже имущества Омской области были приобретены объекты недвижимости, составляющие комплекс зданий санатория "Сибиряк", (свидетельство о праве собственности 55 АВ N 703477 от 11.06.2008).
Земельный участок общей площадью 44574 кв.м. с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393, местоположение которого установлено относительно здания дома отдыха "Сибиряк" по адресу: Омский муниципальный район, с. Красноярка, ул. Кирова, 44, расположенный под объектами недвижимости, находится в собственности Омской области. Данный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Исходя их вышеизложенного и принимая во внимание исключительное право собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, приобрести в собственность такой земельный участок, а также учитывая, что земельный участок имеет категорию особо охраняемых земель, общество просило дать разъяснения о возможности приобретения данного земельного участка из государственной собственности в частную собственность ООО "Экспресс - пицца".
В ответ на указанное обращение Министерство имущественных отношений Омской области письмом от 03.09.2008 N 04-02/6172 сообщило обществу о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393 не может быть предоставлен в частную собственность учитывая, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393, площадью 44 574 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания дома отдыха "Сибиряк" по адресу: Омский муниципальный район, с. Красноярка, ул. Кирова, 44, относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Это обусловлено принятием 20.08.1992 Решения Малого совета Омского областного Совета народных депутатов "Об отнесении Чернолученско-Красноярской зоны к курортам местного значения", согласно которому Чернолученско-Красноярская оздоровительная зона отнесена к курортам местного значения в границах третьей зоны округа санитарной охраны с присвоением ему наименования курорт "Чернолучье". Дом отдыха "Сибиряк" указан в перечне санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, расположенных в пределах границ курорта "Чернолучье", приведенном в приложении к Положению о курорте "Чернолучье", утвержденному Постановлением Главы администрации Омской области от 08.12.1992 N 408-п. При этом Министерство имущественных отношений Омской области указало, что ООО "Экспресс-Пицца" вправе приобрести земельный участок на праве аренды в порядке, установленном законодательством.
18.11.2008 ООО "Экспресс-Пицца" обратилось с заявлением в Министерство имущественных отношений Омской области (вх. N 13854) на представление в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393, находящегося в собственности Омской области, занятого объектами недвижимости, по адресу: 644510, Омский район, село Красноярка, улица Кирова, дом 44, площадью 44 574 кв.м. для отдыха населения.
На основании указанного заявления 23.12.2008 Министерством имущественных отношений Омской области вынесено распоряжение N 1686-р о представлении ООО "Экспресс-Пицца" в аренду сроком на сорок девять лет находящегося в собственности Омской области земельного участка площадью 44 574 кв.м., с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393, расположенного на землях особо охраняемых природных территорий и объектов, предназначенного для отдыха населения, местоположение которого установлено относительно зданий дома отдыха "Сибиряк" по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Кирова, д. 44.
23.12.2008 между субъектом Российской Федерации - Омской областью в лице Министерства имущественных отношений Омской области (Арендодатель) и ООО "Экспресс-Пицца" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Омской области N АЗ-20-040-2008, согласно условиям которого Арендодатель представляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393 из категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, площадью 44 574 кв.м., сроком на 49 лет с 23.12.2008 по 22.12.2057 (пункт 1.1. Договора (N АЗ-20-040-2008).
14.07.2009 ООО "Экспресс-Пицца" обратилось в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением (вх. N 9943) на представление в собственность земельного участка, находящегося в собственности Омской области с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393, находящего в собственности Омской области, занятого объектами недвижимости, по адресу: 644510, Омский район, село Красноярка, улица Кирова, дом 44, площадью 44 574 кв.м. для отдыха населения.
По результатам рассмотрения указанного заявления Министерство имущественных отношений Омской области повторно письмом от 22.07.2009 N 09/5963 сообщило ООО "Экспресс-Пицца" о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393 не может быть представлен на праве частной собственности, поскольку расположен в Ченолучинско-Красноярской зоне Омской области, которая решением Омского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 175 отнесена к курортам местного значения.
28.12.2010 ООО "Экспресс-Пицца" в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области было направлено письмо исх. N 101/10 в котором общество просило представить информацию на каком основании и когда в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о категории земель - "земли особо охраняемых природных территорий и объектов" земельного участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0393.
В ответ на названное обращение ФГУ "ЗКП" по Омской области письмом от 11.02.2011 N 825 сообщило, что земельный участок с кадастровый номером 55:20:090501:221, площадью 76000 кв.м., предоставленный дому отдыха "Сибиряк" для отдыха граждан, внесен в государственный кадастр недвижимости на основании Государственного акта на право пользования землей от 21.11.1990 серия A-I N 388594. На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 05.12.2007 N 1267-р "Об утверждении проекта границ" вышеуказанный земельный участок был преобразован, в результате чего 26.01.2008 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:090501:393 из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, площадью 44574 кв.м., местоположение которого установлено относительно зданий дома отдыха "Сибиряк" по адресу: ул. Кирова, 44, с. Красноярка, Красноярское сельское поселение, Омского муниципального района, Омской области, предназначенного для отдыха населения.
Полагая, что действия Территориального отдела N 12 Управления федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 04.09.2006, по внесению в государственный земельный кадастр категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" относительно земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:221 и по внесению в государственный земельный кадастр категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" относительно объектов земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:393, совершенные 26.01.2008, являются незаконными и препятствуют реализации права на выкуп земельного участка, ООО "Экспресс-Пицца" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал по основанию пропуска срока подачи заявления в суд, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что спорные действия были совершены до момента приобретения обществом права собственности на объект недвижимого имущества, который расположен на рассматриваемом в рамках настоящего дела земельном участке.
В апелляционной жалобе ООО "Экспресс-пицца" просит решение арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт. Считает, что срок на обращение в арбитражный суд не является пропущенным, так как о нарушении своих прав общество узнало из письма ФГУ "Земельная кадастровая палата Омской области" N 825 от 11.02.2011, в котором было сообщено об основаниях внесения в государственный земельный кадастр данных о категории земельного участка. До этого момента заявитель пребывал в уверенности о законности действий лиц, участвующих в деле.
Кроме того, ООО "Экспресс-пицца" в апелляционной жалобе настаивает на удовлетворении заявленных требований по существу и указывает, что Территориальный отдел N 12 Управления федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области в соответствии с действующим в период совершения спорных действий Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" обязан был в отнести исходный земельный участок к землям поселений (населенных пунктов), что повлекло бы реализацию права на выкуп земельного участка, занимаемого принадлежащими обществу объектами недвижимости. Общество полагает, что оснований для внесения в отношении земельного участка сведений о категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" не имелось, поскольку правоустанавливающих документов на земельные участки и (или) документов о межевании земельных участков, содержащих данные сведения, в органе, уполномоченном на ведение государственного земельного кадастра, не предоставлялось.
Управление Федеральной службы государственное регистрации, кадастра и картографии по Омской области (до переименования - Управление федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области, действия которого являются предметом судебного рассмотрения) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Поддерживает вывод суда относительно того, что действиями государственного органа по внесению сведений о категории земельных участков, совершенных задолго до приобретения заявителем прав пользования спорным земельным участком, не могли быть нарушены его права.
Иные участвующие в деле лица, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" и представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, указавших на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
ООО "Экспресс-пицца" и Министерство имущественных отношений Омской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, ходатайства об отложении не заявили, в связи с чем по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя в том числе возложена обязанность доказать факт нарушения его прав оспариваемыми действиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что права общества не являются нарушенными.
Как следует из доводов ООО "Экспресс-пицца" и существа рассматриваемого дела, заявление было подано в арбитражный суд в связи с невозможностью реализации права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости общества. Данные объекты были приобретены и право собственности на них у ООО "Экспресс-пицца" возникло 11.06.2008.
Между тем, спорные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:221 были совершены 04.09.2006, а в отношении участка с кадастровым номером 55:20:090501:393 - 26.01.2008 и правообладателем вышеназванных земельных участков, на момент совершения данных действий, являлось иное лицо.
Таким образом, указанные действия на момент их совершения никоим образом не могли нарушить права общества.
При приобретении недвижимого имущества общество не было лишено возможности получить информацию о спорном земельном участке (его категории) и о возможности реализации права на приобретении его в собственность.
Следовательно, заявитель не доказал факт нарушения его прав в области предпринимательской деятельности, что по смыслу вышеприведенных положений действующего процессуального законодательства влечет отказ в удовлетворении заявленных требований вне зависимости от фактов нарушения спорными действиями государственного органа нормативных правовых актов Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для принятия правовой позиции ООО "Экспресс-пицца" по существу в качестве надлежащей.
Доводы общества сводятся к тому, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:221, площадью 76000 кв.м. был предоставлен дому отдыха "Сибиряк" для отдыха граждан, внесен в государственный кадастр недвижимости на основании Государственного акта на право пользования землей от 21.11.1990 серия А-I N 388594. На этот момент земельный участок не был отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
В дальнейшем земельный участок был преобразован, в связи с чем были внесены сведения об участке с кадастровым номером 55:20:090501:393 площадью 44574 кв.м. с указанием отнесения данного участка с землям особо охраняемых территорий и объектов.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков одной категории в другую" внесение сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки.
Также общество полагает, что в силу прямого указания упомянутого Закона, земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документального подтверждения фактического использования земельного участка. Рассматриваемый земельный участок находится в границах населенного пункта село Красноярка, в связи с чем данный участок подлежал отнесению к категории земли поселений.
Апелляционный суд с такой позицией согласиться не может.
Из материалов дела следует и участвующими лицами не оспаривается, что спорный земельный участок находится в черте сельского поселения село Красноярка Омского района Омской области.
Как уже было указано ранее, земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:221, площадью 76000 кв.м. был предоставлен дому отдыха "Сибиряк" для отдыха граждан, внесен в государственный кадастр недвижимости на основании Государственного акта на право пользования землей от 21.11.1990 серия А-I N 388594.
25.04.1991 утвержден Земельный кодекс РСФРС, которым было установлено, что все земли РСФРС в соответствии с целевым назначением подразделяются в том числе на земли природоохранного, природно-заповодного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения (пункт 4 статьи 4).
На основании статьи 91 Земельного кодекса РСФСР к землям оздоровительного значения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения. Земли оздоровительного значения подлежат особой охране.
Статьей 5 Земельного кодекса РСФСР установлено, что отнесение земель к конкретным категориям (в том числе к указанным выше) и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
На основании статьи 21 Земельного кодекса РСФСР к ведению краевых, областных Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений подлежит в том числе установление на основании соответствующих проектных разработок границ территорий с особым правовым режимом использования земель по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов.
В силу статьи 24 Перечень участков особо ценных земель и других особо охраняемых территорий устанавливается краевыми, областными Советами народных депутатов.
В соответствии с указанными положениями, Омским областным советом народных депутатов 20.08.1992 было принято решение "Об отнесении Чернолучинско-Красноярской зоны к курортам местного значения", которым установлено поддержать предложение об отнесении Чернолучинско-Красноярской оздоровительной зоны к курортам местного значения с присвоением ему наименования курорт "Чернолучье" и предложить администрации области принять необходимые меры по обеспечению деятельности курорта.
Во исполнение данного решения Омского областного совета народных депутатов главой администрации Омской области было вынесено постановление от 08.12.1992 N 408-п "О Чернолучинско-Красноярской оздоровительной зоне".
Данным постановлением было принято решение согласовать границы округа санитарной охраны, а также утверждено положение о курорте "Чернолучье". Установлено, что курорт Чернолучье относится к курортам местного значения; граница курорта принята по границе второй зоны округа санитарной охраны.
Пунктом 4 Положения о курорте "Чернолучье" утвержден перечень санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, расположенных в пределах границ курорта Чернолучье (перечень приведен в приложении), их которого следует, что дом отдыха "Сибиряк" отнесен к санаторно-курортным учреждениям отдыха курорта "Чернолучье".
Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" установлено, что курорты относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природных учреждений выделяются различные категории территорий, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты (пункт "ж" части 1 статьи 2).
Частью 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" соответствующие территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
25.10.2001 был принят Земельный кодекс Российской Федерации, который установил, что земли по целевому назначению подразделяются на различные категории, в том числе земли населенных пунктов и земли особо охраняемых природных территорий.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 1 части 2).
На основании статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
При этом, в соответствии с частью 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Из изложенного следует, что в соответствии с законодательством, действующим по состоянию на 1992 год, органом исполнительной власти Омской области в том числе территория населенного пункта село Красноярка была отнесена к особо охраняемым землям (курортов).
Данный статус указанные земли не утратили, а получили в законодательстве регламентацию в виде специальных правил охраны, в том числе запрет на предоставление в собственность граждан и юридических лиц (статьи 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с 1992 года и по настоящее время, спорный земельный участок, как отнесенный в Приложении к Положению о курорте "Чернолучье" (постановление главы администрации Омской области от 08.12.1992 N 408-п) к землям, расположенным в пределах границ курорта, обладает особым статусом, который заключается в том, что такой участок по факту отнесен к землям особо охраняемых территорий.
Кроме того, вступившим в последствии в силу Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не предусмотрена необходимость определения статуса курортов, лечебно-оздоровительных местностей, установленных до введения этого закона в действие, а также пересмотра (изменения) границ и режима округов санитарной охраны.
Следовательно, на момент совершения оспариваемых действий, то есть по состоянию на 2006 и 2008 годы рассматриваемый земельный участок обладал особым статусом и отражение указанной категории в соответствующем государственном земельном кадастре, произведено во исполнение действующих на территории Омской области нормативных актов.
Данное обстоятельство исключает возможность признания оспариваемых действий Управления федерального кадастра объектов недвижимости незаконными.
Что касается довода об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов, то в этой части следует указать, что по состоянию на 2006 и соответственно на 2008 годы действовал Земельный кодекса Российской Федерации, который в части 10 статьи 85 предусматривает возможность выделения в составе земель населенных пунктов иных земель, имеющих особо ценное значение, в том числе земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В связи с этим, довод жалобы о том, что спорный земельный участок, расположенный в селе Красноярка не является землей особо охраняемых природных территорий, а относится к неограниченным в обороте землям поселений, не может быть принят во внимание.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, приведенной в Постановлении от 16.06.2009 по делу N 1882/09, факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных ООО "Экспресс-пицца" требований.
Отказав в удовлетворении требований ООО "Экспресс-пицца", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс - пицца" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2011 по делу N А46-5127/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5127/2011
Истец: ООО "Экспресс - пицца"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Омской области
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5235/11