г. Чита |
дело N А10-5301/2009 |
22 июня 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июня 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Клочковой Н.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой А.С.,
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 марта 2010 года по делу N А10-5301/2009 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Таловский завод ЖБК" о взыскании 998 579,96 руб. (суд первой инстанции: судья Степанова А.Н.),
с участием в судебном заседании:
от истца - Смелого Е.В., представителя действовавшего по доверенности N 320/584 от 11.11.2010,
от ответчика - Савиновой О.Н., представителя действовавшего по доверенности от 23.12.2009,
установил
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью "Таловский завод ЖБК" (далее - Завод, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 957 080 руб. задолженности по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 3/70 от 15.09.2007 и 15 732,83 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Возражая относительно иск ответчик указал, что сбор за пользование железнодорожным подъездным путем взимается, если при подаче и уборке вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, осуществляется локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта; он оплачивает плату за подачу и уборку вагонов в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 договора, заключенного с истцом; требования истца необоснованны потому, что движение вагонов на путях необщего пользования осуществляется локомотивом перевозчика и потому, что Дорога потребовала платы за пользование 1 381 погонным метром пути, он же имеет в пользовании принадлежащий Дороге железнодорожный путь протяженностью 500 метров.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.03.2010 исковые требования удовлетворены, с Завода в пользу Дороги взыскано 999 079,96 руб., из которых 954 741,42 руб. за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем, 43 838,54 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 500 руб. возмещения расходов на госпошлину. Кроме того, суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 15 985,80 руб.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель сослался на те же обстоятельства, что и в обоснование своей позиции в суде первой инстанции, полагал неправомерной двойную оплату за одни и те же услуги. В дополнение жалобы указал, что в Тарифном руководстве N 3 предусмотрены ставки платы за пользование железнодорожным подъездным путем, в противоречие положений Устав железного транспорта Российской Федерации, не предусматривающего обязанности грузоотправителя, грузополучателя по оплате за пользование железнодорожным подъездным путем (статья 58).
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика изложил доводы, приведенные в обоснование жалобы и дополнения к ней, а представитель истца на апелляционную жалобу возражал, просил решение суда, как законное и обоснованное, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы жалобы и возражений, апелляционный суд не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Дорогой (перевозчик) и Заводом (владелец) заключен договор N 3/70 от 15.09.2007 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Таловский завод ЖБИ" при станции Таловка Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО "РЖД" (далее - договор). Согласно условий названного договора Дорога осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику, примыкающего стрелками N6/8 к пути N 6 станции Таловка ВСЖД локомотивом владельца.
Пунктом 19 договора стороны определили, что Завод уплачивает Дороге:
- сборы за подачу и уборку вагонов по ставкам Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 3),
- плату за пользование вагонами по ставкам Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 2),
- штрафы за задержку вагонов в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации,
- сбор за дополнительную маневровую работу (в случае необходимости) по ставкам Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 3).
При этом, согласно пункту 20 договора сбор за подачу и уборку вагонов, установленный Прейскурантом 10-01 Тарифного руководства N 3 определяется по среднесуточному вагонообороту 7,0 вагона, включая плату согласно пункту 2.7.14 Тарифного руководства N 3 Прейскуранта 10-01, за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования принадлежащего Дороге, протяженностью 1 381 погонных метров. В случае издания нормативных актов, изменяющих коэффициенты, размеры и порядок начисления различных видов сборов, плат и штрафов, взыскание производится в соответствии с измененными ставками без внесения дополнения и изменений в договор.
Дорогой на основании Тарифного руководства N 3 начислен сбор за пользование 1 381 погонными метрами железнодорожного пути необщего пользования за период с 01.01.2008 по 31.05.2009 в сумме 957 080,51 руб. Начисление платы осуществлено по тарифам, утвержденным соответствующими приказами Федеральной службы по тарифам, действовавшими в указанный спорный период времени.
Отказ Завода оплатить сумму сбора за пользование подъездным путем послужил основанием для обращения Дороги с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования со ссылкой на статьи 55, 58, 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации N 35/15 от 19.06.2002, суд первой инстанции исходил из того, что оплата ответчиком сбора за пользование подъездным путем необщего пользования предусмотрена договором.
Суд апелляционной инстанции нашел этот вывод суда правильным и согласился с ним.
По Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "Таловский завод ЖБИ" на станции Таловка ВСЖД путь необщего пользования Завода общей протяженностью 3 229 погонных метров, из них на балансе Дороги 0 1 881 погонный метр, включая тупик N 9 - 463 погонных метров, тупик N 10 - 226 погонных метров, тупик N 12 - 275 погонных метров, N 14 - 391 погонный метр, тупик N 15 - 506 погонный метр, участок пути между стыком сигнала М-8 и стрелкой N 19 - 20 метров; на балансе Завода - 1 348 погонных метров, включая тупик N 9а - 57 погонных метров, тупик N 11 - 528 погонных метров, тупик N 11а - 79 погонных метров, N 13 - 319 погонных метров, путик N 15- 365 погонных метров. Путь необщего пользования Завода примыкает стрелками N 6/8 к пути N 6 станции Таловка.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет железнодорожные пути необщего пользования как железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. В силу статьи 56 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации подача и уборка вагонов, для грузоотправителей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны в договоре предусмотрели обязанность ответчика оплачивать сбор за пользование 1 381 погонными метрами железнодорожного пути необщего пользования по ставкам Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 3).
В соответствии с пунктом 2.7.1 постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)" сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
В пункте 2.7.13 Тарифного руководства предусмотрено, что при применении таблицы N 11 Тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем, развернутая длина которого определяется от знака "Граница железнодорожного подъездного пути", начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.
Составленный истцом расчет суммы основного долга и сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанная за период с 08.09.2009 по 01.03.2010 по учетной ставке 9,5% годовых, действовавшей основании Указания Центрального Банка Российской Федерации от 29.10.2009 N 2313-У на день обращения истца в суд с исковым заявлением, апелляционным судом проверены и признаны правильными.
Поскольку ответчик свою обязанность, предусмотренную договором, по оплате сбора за пользование подъездным путем не исполнил, Арбитражный суд Республики Бурятия в соответствии со статьями 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доводы, приведенные Заводом в обоснование возражений на иск, были проверены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, отраженная в судебном акте.
Исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных правовых положений, суд апелляционной инстанции отклонил доводы, изложенные в жалобе, как не основанные на нормах материального закона и материалах дела.
Арбитражный суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал материалы дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.03.2010 не имелось.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы остается на заявителе.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 марта 2010 года по делу N А10-5301/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5301/2009
Истец: ОАО "РЖД" Улан-Удэнское отделение ВСЖД, ОАО РЖД в лице Улан-Удэнского отделения ВСЖД - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ООО "Таловский завод ЖБК", Таловский завод ЖБК