г. Челябинск
31 августа 2011 г. |
N 18АП-5842/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон-Трейд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2011 по делу N А76-1563/2011 (судья Бастен Д.А.).
В заседании приняли участие представители:
Закрытого акционерного общества "Карбон-Трейд" - Екимова Е.В. (доверенность б/н от 11.01.2011),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г.Челябинска - Коломиец Ю.Г. (доверенность N 04-20/008688 от 26.05.2011).
Закрытое акционерное общество "Карбон-Трейд" (далее - общество, налогоплательщик, ЗАО "Карбон-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - налоговый орган, инспекция) от 20.09.2010 N 6215 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.04.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано (т. 1, л.д. 106-112).
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Карбон-Трейд" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 28.04.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить (т. 1 л.д. 117-122).
ЗАО "Карбон-Трейд" приводит следующие доводы.
На дату предоставления налоговой декларации по авансовому платежу по земельному налогу за 1 квартал 2010 года кадастровая стоимость спорного земельного участка не была определена. Так, общество полагает, что результаты кадастровой оценки земель поселений Челябинской области были утверждены (Постановление от 14.07.2003 N 309) неуполномоченным органом, поскольку Губернатор Челябинской области, по мнению подателя жалобы, не обладает полномочиями на вынесение акта об утверждении результатов оценки земель - данный акт должно было выносить Правительство Челябинской области.
У общества отсутствовала возможность произвести расчёт авансового платежа, поскольку утверждённые постановлением от 14.07.2003 N 309 результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области не были официально опубликованы. В газете "Южноуральская панорама" от 22.07.2003 N 83 было опубликовано только само постановление Губернатора Челябинской области, но не результаты оценки земель.
Кроме того, податель жалобы ссылается на неправильное применение налоговым органом и судом первой инстанции при расчёте суммы земельного налога ставки налога, равной 1,5 %. Налогоплательщик утверждает, что принадлежащий ему спорный земельный участок в 2009 году был отнесён к виду функционального использования "земельные участки, приобретённые (предоставленные) для жилищного строительства". Ставка налога для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, составляет 0,3 %. Соответственно, ЗАО "Карбон-Трейд" полагает, что произведённый налоговым органом расчёт суммы налога является неверным, поскольку по ставке 1,5 % сумма налога составляет 377 332 руб., а по ставке 0,3% - 325 727 руб. 28 коп.
Ссылаясь не указанные обстоятельства, общество полагает, что решение инспекции от 20.09.2010 N 6215 является незаконным и настаивает на признании данного ненормативного правового акта недействительным.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы налогоплательщика отклонил, считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными. Считает, что Губернатора Челябинской области являясь высшим должностным лицом области, осуществляющим исполнительную власть в данном регионе, обладал полномочиями на вынесение акта об утверждении результатов оценки земель. Доводы заявителя относительно официального опубликования результатов кадастровой оценки, утверждённых постановлением от 14.07.2003 N 309, уже были предметом правовой оценки в рамках арбитражного спора по делу между теми же лицами (дело N А76-14444/2009). Кроме того, налоговый орган считает правомерным применение при расчёте доначисленной суммы налога ставки 1,5 %.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации на основании распоряжения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 в составе суда произведена замена судьи Малышева М.Б. на судью Кузнецова Ю.А., рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка налогового расчета по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, по результатам которой составлен акт от 10.08.2010 (т.1 л.д. 18-20) и принято решение от 20.09.2010 N 6215 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения Данным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 377 332 руб., пени в сумме 14 027,96 руб.
Основанием для начисления сумм налога и пеней является вывод налогового органа о том, что общество неправомерно не включило в налоговую базу по земельному налогу при исчислении авансового платежа за 1 квартал 2010 года кадастровой стоимости земельного участка 74:36:02 13 007:0024 в размере 251 554 711,89 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 11.11.2010 N 16-07/003888 апелляционная жалоба общества на решение налогового органа от 20.09.2010 N 6215 оставлена без удовлетворения (т.1 л.д. 40-46).
Не согласившись с принятыми решениями инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 1 квартал 2010 года кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка (кадастровый номер 74:36:0213007:0024) была определена и известна ООО "Карбон-Трейд". Правомерность применения налоговым органом кадастровой стоимости спорного земельного участка (составляющей 251 554 711,89 руб.) была предметом рассмотрения в рамках дел N N А76-14444/2009, А76-16940/2010, А76-10555/2010, А76-5771/2010, соответствующие судебные акты имеют преюдициальное значение для настоящего спора. Оценка спорного земельного участка проведена уполномоченным органом в соответствии с правилами, установленными действующими законодательными и иными нормативно-правовыми актами. То обстоятельство, что на основании решения отдела кадастрового учёта Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП") от 13.12.2010 N Ф36.21/10-414 внесено исправление (уменьшен удельный показатель стоимости кв.м., а также общая кадастровая стоимость спорного земельного участка - до 217 151 523 руб. 24 коп.), не является достаточным основанием для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку сумма доначисленного обществу налога менее суммы налога, подлежащей уплате исходя из уменьшенной решением от 13.12.2010 кадастровой стоимости земельного участка.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как установлено судом первой инстанции, общество является собственником земельного участка площадью 37 729 тыс. кв.м. (земли послений), расположенного по адресу: г.Челябинск, ул. Героев Танкограда - Марченко с кадастровым номером 74:36:02 13 007:0024.
В соответствии п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. В силу п.4, 8 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводиться оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений п. 14 ст. 396 НК РФ установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, информация о кадастровой стоимости земельных участков доступна налогоплательщикам не только в информационных ресурсах муниципального образования, но и предоставляется территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, по письменному заявлению налогоплательщиков.
Поэтому довод заявителя о не доведении до него информации о кадастровой стоимости земельных участков, необоснован. До даты представления налоговых расчетов за спорный период плательщик реально мог получить сведения о кадастровой стоимости участка.
Оценка участка была проведена 23.03.2007, налоговый орган при исчислении налога использовал сведения, полученные от кадастрового органа. Таким образом, довод налогоплательщика о том, что кадастровая стоимость земельного участка не установлена и не утверждена, не основан на представленных в материалы доказательствах. Действующее законодательство не обязывает орган исполнительной власти субъекта Федерации утверждать кадастровую оценку по каждому конкретному участку.
По законодательству Челябинской области Губернатор является высшим должностным лицом области, осуществляет в нем исполнительную власть, и принятие им постановления N 309 от 14.07.2003 не выходит за пределы полномочий. Нормативный акт недействительным не признан. Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-14444/2009 установлено, что оценка по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка проведена уполномоченным органом с соответствии с правилами, установленными действующими законодательными и иными нормативно-правовыми актами. В удовлетворении требований о признании недействительным отказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области от 09.04.2009 определить кадастровую стоимость участка в процентах от его рыночной стоимости отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекцией правомерно при определении налоговой базы по земельному налогу был учтен земельный участок 74:36:02 13 007:0024 с кадастровой стоимостью в размере 251.554.711,89 руб., соответственно доначислен налог в сумме 377 332 руб. и соответствующие пени.
Судом первой инстанции установлено, что решением отдела кадастрового учета Федерального Государственного Учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области от 13.12.2010 N Ф36.21/10-414 исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 74:36:02 13 007:24. Так вместо удельного показателя кадастровой стоимости 6.667,41 руб. /м.кв. (1 группа, вид функционального использования земель "Земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки") и кадастровой стоимости участка 251.554.711,89 руб., следовало учитывать сведения - удельный показатель кадастровой стоимости 5.755,56 руб. /м.кв. (6 группа, вид функционального использования "Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами"), кадастровая стоимость земельного участка 217.151.523,24 руб.
Таким образом, установлено неверное отражение в кадастровых сведениях об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 74:36:02 13 007:0024 в части определения вида функционального использования земель и кадастровой стоимости.
Как верно отмечено судом первой инстанции, данные обстоятельства влияют на определение размера авансового платежа по земельному налогу.
Согласно письму Министерства Финансов Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21 если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч.1 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации), при этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка (ч.2 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 были установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков: 0,3 процента - в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, животноводства, а также дачного хозяйства; 0,2 процента - в отношении земельных участков, занятых гаражно-строительными кооперативами и индивидуальными гаражами граждан, в том числе на период их строительства; 0,75 процента - в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых аэродромами; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Поскольку решением отдела кадастрового учета Федерального Государственного Учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области от 13.12.2010 N Ф36.21/10-414 исправлена техническая ошибка не только в части определения кадастровой стоимости земельного участка, но и в части вид функционального использования спорного земельного участка - Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами, то при исчислении земельного налога следует применять дифференцированную налоговую ставку 1,5 процента (прочие земельные участки).
Таким образом, с учетом исправленных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и вида функционального использования авансовый платеж за 1 квартал 2010 должен быть в размере 814 318 руб.
В данном случае суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа с предложением уплатить авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2010 в размере 377 332 руб. и соответствующие суммы пени не нарушает прав налогоплательщика, поскольку содержит предложение уплатить законно установленный налог в меньшем размере.
Использование земельного участка не по назначению не связано с исчислением налога, изменение назначения использования может быть решено путем обращения в органы землеустройства и земельного кадастра.
Таким образом, при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2011 по делу N А76-1563/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон-Трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1563/2011
Истец: ЗАО "Карбон-Трейд"
Ответчик: ИФНС по Тракторозаводскому р-ну г. Челябинска, ИФНС России по Тракторазоводскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5842/11