город Ростов-на-Дону |
дело N А32-12885/2009 |
29 августа 2011 г. |
15АП-7879/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономарева И.В.
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неделько А.А.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Кисилева Н.П., паспорт, доверенность
от ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 47б лит. А апелляционную открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2011, принятое судьей Огилец А.А. по делу N А32-12885/2009 о взыскании 346 285 руб. 63 коп. платы за пользование вагонами
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Краснодарское отделение
к ответчику открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании 346 285 руб. 63 коп. платы за пользование вагонами.
Решением суда от 15.07.2010 г.. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2010 года решение арбитражного суда Краснодарского края отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении, решением суда от 03 мая 2011 г.. с ОАО "Туапсинский морской торговый порт" взыскано в пользу ОАО "Российские железные дороги" 346 285 руб. 63 коп. платы за пользование вагонами, а также 8 425 руб. 71 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом ОАО "Туапсинский морской торговый порт" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что не доказана причинно-следственная связь простоя вагонов на промежуточной станции Гончарка и нарушения портом технологических сроков оборотов вагонов, а также, что перевозчиком необоснованно начислена плата за пользование вагонами за период времени, когда срок доставки груза еще не истек.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещен. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Представил отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассматривается на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Изучив и оценив представленные в дело документы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения представителя истца Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между сторонами заключен договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", для ОАО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, в соответствии с которым производилась подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Порта, примыкающий к путям N N 5, 6 парка "В" станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги (л.д. 711).
Срок действия договора определен сторонами на период с 14.08.2007 г.. по 14.08.2010 г..
В соответствии с п.п. 7, 18.6 договора N 85/4 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути NN 5, 6 парка "В" станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов. За задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктами 4.6, 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
Из содержания искового заявления следует, что 15.08.2008 г.. на железнодорожной станции Гончарка Северо-Кавказской железной дороги на основании приказа от 15.08.2008 г.. N 90 был задержан поезд N 2717 (акт общей формы от 23.08.2008 г.. N 2/218, N 2/219, N 2/220, N 2/221, N 2/222, N 2/223, N 2/224, N 2/225, N 2/226, N 2/227, N2/228, N 2/229, N 2/230, N 2/231, N 2/232) с грузом - "уголь каменный" следовавший на станцию Туапсе в адрес ОАО "Туапсинский морской торговый порт" по причине нарушения грузополучателем - ответчиком технологических сроков оборота вагонов в связи с проведением забастовки докерами порта. Груз прибыл на станцию Туапсе с просроченным сроком поставки груза.
Как указано в исковом заявлении, причиной задержки вагонов на промежуточной станции Гончарка являлось нарушение портом технологического срока оборота вагонов, что в последствии привело к нарушению сроков доставки груза.
За простаивание вагонов ОАО "РЖД", в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Краснодарское отделение начислило плату за пользование вагонами в размере 346 285 руб. 63 коп., которая ОАО "Туапсинский морской торговый порт" оплачена не была.
Не исполнение ответчиком обязательств в части оплаты послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.12.2010 по делу N А32-12885/2009, указал, что не принимая в качестве допустимых доказательств акты общей формы по мотивам их аннулирования письмом перевозчика от 11.09.2008, суд не учел, что акты общей формы являются двусторонними документами, а порт не согласился с аннулированием, считая их действующими (т. 2, л. д. 88).
Вывод суда о том, что груз отправлен обществом в адрес порта с нарушением установленного срока для совершения операций по отправке груза, что могло привести к его несвоевременной доставке, носит предположительный характер и не основан на материалах дела. Статья 33 Устава железнодорожного транспорта устанавливает исчисление срока доставки груза от даты приемки груза для перевозки, а не даты отправки. В железнодорожных накладных и квитанциях о приеме груза не предусмотрено проставление отметок о дате отправки груза. Как следует из актов общей формы и дорожных ведомостей, вагоны с углем задержаны на станции Гончарка 15.08.2008, вместе с тем сроки доставки груза по отдельным вагонам истекали не ранее 17.08.2008 (т. 1, л. д. 14 - 29, т 2, л. д. 41 - 63).
Делая вывод о том, что в период простоя вагонов выставочный путь порта являлся свободным, вследствие чего имелась возможность подачи вагонов на этот путь, суд не оценил письмо порта от 13.08.2008. Суд не мотивировал причины, по которым железная дорога, получив сообщение порта о приостановке работы по разгрузке поступающих поездов ввиду забастовки докеров, действуя разумно и осмотрительно, во избежание последствий накопления неразгруженных поездов на конечной станции, была не вправе задержать спорный состав на промежуточной станции.
Суд не оценил письмо порта от 21.08.2008 N Д-14/103 о том, что он приступил к нормальной производственной деятельности. В письме ответчик сообщает также о количестве накопившихся на станциях железной дороги вагонов и возможностях порта по их среднесуточной выгрузке. Кроме того, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2009 по делу N А32-4653/2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2010 по иску общества к порту о взыскании платы за пользование вагонами с 13.08.2008 по 20.08.2008, установлено, что в указанный период на путях железнодорожной станции Туапсе простаивало 685 вагонов в ожидании подачи в порт. Данные вагоны стояли на путях станции Туапсе в связи с невозможностью их подачи из-за занятости выставочных путей, принадлежащих порту.
Суд не сослался на какие-либо доказательства, которые бы свидетельствовали, что в период между направлением писем от 13.08.2008 и 21.08.2008 порт сообщал бы железной дороге о возможности приема вагонов (в договорном объеме либо частично).
Передавая дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала на необходимость выяснения вышеуказанных обстоятельств.
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что в период с 15.08.2008 по 22.08.2008 на путях железнодорожной станции Гончарка в ожидании подачи в порт простаивал поезд в составе 45 вагонов с грузом (уголь). Считая, что задержка вагонов на промежуточной станции произошла по причинам, зависящим от порта (из-за забастовки работников), общество начислило порту плату за пользование вагонами в размере 346 285 рублей 63 копеек.
В обоснование иска ОАО "РЖД" сослалось на статью 39 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), для удостоверения факта задержки вагонов на станции назначения, на промежуточных станциях по любым основаниям составляются акты общей формы (пункт 3.1). В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4).
В письме от 13.08.2008 N 06/10-591 порт, ссылаясь на нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта о наступлении форс-мажорных обстоятельств, сообщил обществу о том, что с 08 часов 00 минут 13.08.2008 ответчик приостанавливает работу по причине невыхода основной части докеров на рабочие места.
Письмом от 21.08.2008 г. N Д-14/103 порт обратился к ОАО "РЖД" с просьбой снять конвенционные запрещения, введенные телеграфными указаниями ОАО "РЖД" от 13.08.2008 г. N 13011, от 14.08.2008 г. N 13060, от20.08.2008 г. N 13362 на основании ст. 29 УЖТ РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены портом и обществом также в акте общей формы КЭ-14 от 14.08.2008 N 1164, подписанном перевозчиком с оговоркой о том, что статья 39 Устава железнодорожного транспорта применительно к данному случаю не предусматривает освобождение порта от обязанности по внесению платы за пользование вагонами.
Так же на основании письма от 13.08.2008 и ввиду скопления большого количества вагонов на станции Туапсе по приказу ОАО "РЖД" от 15.08.2008 N 90 спорные вагоны с углем задержаны истцом на промежуточной станции Гончарка, о чем порту сообщено в извещении от 15.08.2008 N 48. Извещения подписано ответчиком с оговоркой о том, что порт письменных распоряжений на остановку грузов на станции Туапсе, а также на промежуточных станциях, перевозчику не направлял.
В то же время, в период времени, между направлением вышеуказанных писем порт не обращался к перевозчику с заявлением о необходимости направления на его подъездные пути вагонов, задержанных на станции Туапсе и на промежуточных станциях.
В соответствии с пунктом 18.6 договора за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11 и 12 Тарифного руководства N 2.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе и на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Таким образом, в случае прибытия груза с нарушением установленного срока доставки ответственность за несвоевременную доставку возникает у перевозчика, пока не будет доказано, что задержка произошла по вине грузополучателя.
Порядок оформления задержки вагонов по зависящим от грузополучателя причинам путем обязательного составления актов общей формы предусмотрен статьей 33 Устава. Аналогичный порядок оформления простоя вагонов актами общей формы предусмотрен и при задержке на промежуточных станциях (статья 39 Устава и пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом).
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 26, и статье 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования (пункт 4.7 Правил).
Согласно представленному в материалы дела расчету плата за задержку вагонов составила 346 285 руб. 63 коп. (т. 1 л.д. 13).
В обоснование заявленных требований, истцом представлены железнодорожные ведомости и акты общей формы от 23.08.2008 г..: N 2/218, N 2/219, N 2/220, N 2/221, N 2/222, N 2/223, N 2/224, N 2/225, N 2/226, N 2/227, N 2/228, N 2/229, N 2/230, N 2/231, N 2/232, от 24.08.2008 г.. N 2/367, N 8, N 10 (т. 1 л.д. 14-31).
Из представленных в материалы дела дорожных ведомостей следует, что груз был принят к перевозке 03.08.2008 г.., 04.08.2008 г.., 05.08.2008 г.. Статья 33 Устава железнодорожного транспорта устанавливает исчисление срока доставки груза от даты приемки груза. Как следует из актов общей формы и дорожных ведомостей, вагоны с углем задержаны на станции Гончарка 15.08.2008, вместе с тем, сроки доставки груза по отдельным вагонам истекли не ранее 17.08.2008.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд первой инстанции, правомерно, с учетом указаний суда Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, пришел к выводу о том, что задержка доставки спорных вагонов произошла по причинам, зависящим от порта, в связи с чем признал исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Довод порта о необоснованном взыскании платы за период, когда срок доставки груза не истек, подлежит отклонению, поскольку исходя из положения статей 33 и 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации оплачиваться должно все время задержки вагонов на промежуточной станции, если такая задержка повлекла нарушение сроков доставки грузов (данная позиция изложена в постановлении ФАС СКО от 20 апреля 2011 г. по делу N А32-23149/2008).
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2011 по делу N А32-12885/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12885/2009
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Краснодарское отделение
Ответчик: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7631/11
29.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7879/11
17.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-12885/2009