г. Томск |
Дело N 07АП-6620/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Т.А. Кулеш, С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.М. Ломиворотовым с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от заинтересованного лица - без участия (извещен),
от третьего лица - О.А. Колесниковой по доверенности от 01.12.2010, паспорт,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 июня 2011 г. по делу N А03-2315/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (ОГРН 1062224065166, ИНН 7705018828, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 75 Б)
к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (ОГРН 1102225002923, ИНН 2221177627, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 72),
третье лицо - открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Воровского, д. 163),
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Алтайэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК), к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление) о признании незаконным бездействие Управления, выразившегося в не совершении действий, предусмотренных при изменении границ зон действия гарантирующих поставщиков и об обязании совершить указанные действия
Решением суда от 16.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Алтайкрайэнерго" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.06.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Обществом представлены надлежащие доказательства по изменению границ зон деятельности гарантирующих поставщиков; судом сделан неверный вывод об отсутствии обязанности со стороны уполномоченного органа по совершению обязательных действий при изменении границ зон деятельности; и нарушений процессуального права: трехмесячный срок обжалования, по мнению Общества, подлежит исчислению с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе, возражениях на отзыв.
Управление и ОАО "Алтайкрайэнерго" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению Управления и третьего лица, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзывах на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель третьего лица просила в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В отзыве заинтересованного лица содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей перечисленных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 26.06.2007 Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края принято решение N 17 о согласовании с даты вступления в силу Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правил N 530) границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в границах балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, подлежащие обслуживанию по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенными с данными гарантирующими поставщиками. На территории Алтайского края гарантирующими поставщиками электроэнергии являются: ОАО "Алтайэнергосбыт", ОАО "Алтайкрайэнерго", ООО "Заринская городская электрическая сеть", ОАО "Барнаульская горэлектросеть". ОАО "Алтайкрайэнерго" статус гарантирующего поставщика был присвоен решением Главэкономики от 02.06.2009 N 31 "О смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика электрической энергии" на основании пункта 42 Правил N 530, как правопреемнику Алтайского краевого государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" в границах зоны деятельности последнего в качестве гарантирующего поставщика. После присвоения ОАО "Алтайкрайэнерго" статуса гарантирующего поставщика, границы зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Алтайского края были определены следующим образом: ОАО "Алтайэнергосбыт" - в административных границах Алтайского края за исключением зон деятельности ОАО "Алтайкрайэнерго", ОАО "Барнаульская Горэлектросеть" и ООО "Заринская городская электрическая сеть"; - ОАО "Алтайкрайэнерго", ООО "Заринская городская электрическая сеть", ОАО "Барнаульская горэлектросеть" - в границах балансовой принадлежности электрических сетей соответствующих гарантирующих поставщиков.
До 01.01.2010 единственным продавцом электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке являлось ОАО "Алтайэнергосбыт", остальные энергоснабжающие организации приобретали электроэнергию у ОАО "Алтайэнергосбыт" на основании договоров.
07.09.2010 Управлением принято решение N 30 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Алтайского края", которым определены границы зон деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии на территории Алтайского края, согласно приложениям N 1, N 2, N 3.
Приложением N 1 определены границы зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Алтайкрайэнерго" на территории Алтайского края в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Алтайкрайэнерго". Приложением N 2 определены границы зон деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Барнаульская горэлектросеть" в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Барнаульская сетевая компания" на территории Алтайского края.
Приложением N 3 определены границы зон деятельности гарантирующего поставщика ООО "Заринская горэлектросеть" на территории Алтайского края в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Заринская городская электрическая сеть".
11.09.2010 решение N 30 опубликовано в газете "Алтайская правда" N 281.
Решением Управления от 13.09.2010 N 31 "О внесении изменений в решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 30 от 07.09.2010", опубликованным в газете "Алтайская правда" N 283-285 от 15.09.2010, в решение N 30 внесены изменения.
Полагая, что после принятия решения N 30 от 07.09.2010 Управлением нарушен порядок действий уполномоченных органов государственной власти в случае принятии решения о смене гарантирующего поставщика или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, регламентированных пунктами 57, 94-96 Правил N 530, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что предметом требований заявителя с учетом уточнений выступало признание незаконным бездействия Управления, выразившегося в несовершении следующих действий: неуведомлении ФСТ России о смене гарантирующего поставщика - ОАО "Алтайкрайэнерго" на гарантирующего поставщика - ОАО "Алтайэнергосбыт" в точках поставки, определяющих границы зоны деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика согласно Приложению N 1 к настоящему заявлению, в связи с принятием решения Управления от 07.09.2010 N 30 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Алтайского края", и соответствующем изменении границ зон деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" и ОАО "Алтайкрайэнерго" в качестве гарантирующих поставщиков электроэнергии, по отношении к границам зоны их деятельности, определенным решениями Главэкономики Алтайского края от 26.06.2007 N 17 "О согласовании присвоения статуса гарантирующего поставщика и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" и от 02.06.2009 N 31 "О смене организации осуществляющей функции гарантирующего поставщика электрической энергии"; неустановлении даты и времени для перехода покупателей электрической энергии в точках поставки, определяющих границы зоны деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика электроэнергии согласно Приложению N 1 к настоящему заявлению, на обслуживание к ОАО "Алтайэнергосбыт"; неизвещении о предстоящем переходе на обслуживание к гарантирующему поставщику - ОАО "Алтайэнергосбыт" покупателей электрической энергии в точках поставки, определяющих границы зоны деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика электроэнергии согласно Приложению N 1 к настоящему заявлению, с указанием даты и времени, установленных для такого перехода, ОАО "Алтайэнергосбыт" и всех сетевых организаций, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства указанных покупателей электрической энергии; неопубликовании в газете "Алтайская правда", неразмещении в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в электронных средствах массовой информации (в том числе с использованием сети Интернет) информации для покупателей электрической энергии: 1) смене гарантирующего поставщика - ОАО "Алтайкрайэнерго" на гарантирующего поставщика - ОАО "Алтайэнергосбыт" в точках поставки, определяющих границы зоны деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика электроэнергии согласно Приложению N 1 к настоящему заявлению, и соответствующем изменении границ зон деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" и ОАО "Алтайкрайэнерго" в качестве гарантирующих поставщиков электроэнергии; 2) переходе покупателей в точках поставки, определяющих границы зоны деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика электроэнергии согласно Приложению N 1 к настоящему заявлению, на обслуживание к ОАО "Алтайэнергосбыт"; 3) о дате и времени, установленных для перехода покупателей электрической энергии на обслуживание к ОАО "Алтайэнергосбыт" в точках поставки, определяющих границы зоны деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика электроэнергии согласно Приложению N 1 к настоящему заявлению; 4) о необходимости снятия показаний приборов учета покупателями электрической энергии, переходящими на обслуживание к ОАО "Алтайэнергосбыт" в точках поставки, определяющих границы зоны деятельности ОАО "Алтайэнергосбыт" качестве гарантирующего поставщика электроэнергии согласно Приложению N 1 к настоящему заявлению, на дату и время, установленные для перехода на обслуживание к ОАО "Алтайэнергосбыт", показаний приборов учета, по которым осуществляются расчеты за поставленную электрическую энергию, и которые расположены на энергопринимающих устройствах покупателей электрической энергии (обслуживаемых ими потребителей), и передачи этих данных уполномоченному представителю сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии указанным покупателям электрической энергии, по его требованию.
В обоснование требований заявитель указал на нарушение Управлением требований пунктов 57, 94-96 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что принятие решения N 30 от 07.09.2010 не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, решение об изменении границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков уполномоченным органом не принималось, следовательно, у Управления отсутствовала обязанность выполнения требований пунктов 57, 94-96 Правил N 530.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по участию в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 21 названного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности, принимают участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до 1 января 2011 года оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые, в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией установлены Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.
Порядок определения и изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков регулируется разделом III Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 530 границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 данных Правил, являются административные границы субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляет свою деятельность соответствующая организация. Если в пределах административных границ субъекта Российской Федерации деятельность в качестве гарантирующих поставщиков осуществляют несколько таких организаций, являющихся участниками оптового рынка, разграничение зон деятельности гарантирующих поставщиков производится по их точкам (группам точек) поставки на оптовом рынке.
Пункт 55 Правил N 530 предусматривает, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктами "б", "б", "г" настоящего документа и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.
Границы зоны деятельности гарантирующих поставщиков не подлежат изменению без проведения конкурса за исключением двух случаев, указанных в пункте 58 Правил N 530: - в случае лишения статуса гарантирующего поставщика организации, получившей его в соответствии с подпунктов "б" или "в" пункта 36 Правил N 530, по основаниям пункта 40 Правил N 530. В этом случае, территория, соответствующая зоне ее деятельности, включается в зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил N 530; - в случае принятия федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решения об изменении границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Согласно пункту 57 Правил N 530 уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней с даты принятия решения о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке и случаях, которые установлены настоящими Правилами, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях внесения соответствующих изменений в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
В соответствии с пунктом 94 Правил N 530 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещает о предстоящем переходе покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику с указанием даты и времени, установленных для указанного перехода, в том числе гарантирующего поставщика, а также сетевые организации, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства покупателей электрической энергии, обслуживаемых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в отношении которой наступили указанные в пункте 93 настоящих Правил обстоятельства.
В силу пункта 95 Правил N 530 дата и время для перехода покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил сроков, но не ранее даты опубликования указанного в пункте 96 настоящих Правил объявления. В случае смены гарантирующего поставщика датой, установленной для указанного перехода, является дата присвоения статуса гарантирующего поставщика соответствующей организации.
Согласно пункту 96 Правил N 530 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее даты направления извещений в соответствии с пунктом 94 настоящего документа публикует в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещает в пунктах приема платежей за электрическую энергию, а также в электронных средствах распространения информации (в том числе с использованием сети Интернет) информацию для покупателей электрической энергии: а) о наступивших обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности дальнейшего снабжения электрической энергией покупателей гарантирующим поставщиком и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией; б) о гарантирующем поставщике, принимающем их на обслуживание; в) о дате и времени, установленных для перехода покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику; г) о необходимости снятия покупателями электрической энергии показаний приборов учета на указанные дату и время, по которым осуществляются расчеты за поставленную электрическую энергию и которые расположены на энергопринимающих устройствах покупателей электрической энергии (обслуживаемых ими потребителей), и передачи этих данных уполномоченному представителю сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии указанному покупателю электрической энергии, по его требованию. При отсутствии таких данных объем потребления электрической энергии на указанные дату и время определяется исходя из времени, истекшего с момента последнего снятия показаний приборов учета, и усредненного объема потребления электрической энергии в период между моментами последнего и предпоследнего снятия показаний приборов учета. В случае отсутствия (неисправности) приборов учета объем потребления электрической энергии на указанные дату и время определяется в порядке, предусмотренном пунктами 144-147 настоящего документа.
Как следует из материалов дела, на территории Алтайского края ОАО "Алтайэнергосбыт" приобрело статус гарантирующего поставщика до 01.01.2010, как организация, соответствующая критериям подпункта "а" пункта 36 Правил N 530.
Гарантирующими поставщиками согласно решению от 07.09.2010 N 17 являются ОАО "Барнаульская горэлектросеть", ОАО "Алтайэнергосбыт", АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго", ООО "Заринская городская электрическая сеть" в границах балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, подлежащие обслуживанию по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенными с данными гарантирующими поставщиками.
В связи с реорганизацией Алтайского краевого государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" ОАО "Алтайкрайэнерго" решением от 02.06.2009 N 31 присвоен статус гарантирующего поставщика, как акционерному обществу созданному в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ (пункт "а" статья 36 Правил N 530), при этом установлены границы зоны деятельности в пределах ранее установленных границ для гарантирующего поставщика ГУП КЭС "Алтайкрайэнерго".
23.06.2010 в адрес управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов поступило письмо ФСТ России N 14-1297 о необходимости привести в соответствие с действующим законодательством решение N 31 от 02.06.2009, согласовав границы зоны деятельности ОАО "Алтайкрайэнерго" в соответствии с пунктом 55 Правил N 530.
12.02.2010 Постановлением N 52 администрации Алтайского края образовано Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. В соответствии с пунктом 3 указанного постановления полномочия Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, осуществляются Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края до дня государственной регистрации управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Пунктом 2 установлено, что решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, принятые по вопросам тарифов (цен), надбавок, наценок, регулирование которых отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют до принятия соответствующих решений управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
В целях приведения решения N 31 от 02.06.2010 в соответствие с требованиями законодательства, Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов принято решение N 30 от 07.09.2010.
В обоснование границ зон деятельности, Управление использовало документы, представленные гарантирующими поставщиками. В обоснование границ ОАО "Алтайкрайэнерго" представило письмо от 03.09.2010 N 01-02 с приложениями: перечня точек поставки, входящих в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Алтайкрайэнерго" в соответствии с решением N 17 от 26.06.2007; перечня точек поставки, входящих в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Алтайкрайэнерго" с 01.01.2010 в соответствии с Соглашением N 1/А от 01.12.2009, заключенным между ОАО "Алтайкрайэнерго" и ОАО "Алтайэнергосбыт"; соглашения N 1/А от 01.12.2009; перечней средств измерений для целей коммерческого учета по точкам в сечении ОАО "Алтайкрайэнерго" со смежными субъектами оптового рынка. Данная информация о зонах деятельности гарантирующих поставщиков, предоставленная самими поставщиками, и была согласована указанным решением.
При таких обстоятельствах, решение N 30 принималось в соответствии с документами, подтверждающими ранее установленные границы зон деятельности гарантирующих поставщиков и соответствует ранее установленным и действующим границам зон деятельности гарантирующих поставщиков (иного из материалов дела не усматривается).
Мнение апеллянта о произведенном изменении границ, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку решением N 30 не были изменены границы зон деятельности гарантирующих поставщиков, а только лишь уточнены формулировки в отношении ранее определенных границ на основании письма ФСТ России N 14-1297, и составлен перечень на основании представленных гарантирующими поставщиками сведений, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что податель жалобы не доказал факт изменения границ зон деятельности вследствие принятия решения N 30 от 07.09.2010.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно, основываясь на материалах дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в части обязании уполномоченного органа по совершению обязательных действий при изменении границ зон деятельности, поскольку решений, влекущих изменение правоотношений, не принималось, следовательно, обязанности совершить перечисленные заявителем в предмете требований действия у Управления не возникло.
Кроме того, в силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.
Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков; в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков; на территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков (часть 3 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Данный поставщик обладает специальным статусом, который характеризуется определенными особенностями. Так, для каждого гарантирующего поставщика устанавливаются определенные зоны деятельности, в пределах которых он может осуществлять свою деятельность. В границах деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.
При этом в соответствии с Правилами N 530 гарантирующий поставщик не лишен права осуществления своей хозяйственной деятельности на территории зоны действия другого гарантирующего поставщика в качестве энергоснабжающей организации.
Таким образом, решение N 30 от 07.09.2010 не ограничивает Общество в процессе осуществления его хозяйственной деятельности на территории зоны действия другого гарантирующего поставщика, поскольку потребителям электрической энергии предоставлено право выбора поставщика электрической энергии.
Позиция суда первой инстанции о том, что при заключении договора энергоснабжения, купли-продажи, поставки электрической энергии местом исполнения обязательства энергоснабжающей, сбытовой организаций, поставщика является точка поставки на розничном рынке соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в решении ВАС РФ от 07.06.2010 N 4503/10, не противоречит материалам дела, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционным судом.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено, что отсутствие действий, предусмотренных пунктами 57, 94-96 Правил N 530, со стороны Управления не нарушает права и законные интересы заявителя.
Позиция апеллянта о соблюдении им процессуальных сроков так же отклоняется апелляционным судом.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется положениями главы 24 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в арбитражный суд.
Заявителем оспаривается бездействие Управления, которое выразилось в несовершении необходимых действий в связи с принятием последним решения N 30 от 07.09.2010 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Алтайского края" (в редакции решения от 13.09.2010 N 31).
Как следует из материалов дела, о принятом заинтересованным лицом решении N 30 от 07.09.2010 Общество знало еще в сентябре 2010 г., поскольку обращалось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействующим в части (дело N А03-12891/2010, решение от 01.12.2010 - т. 2 л.д. 60-70).
17 ноября 2010 г. ОАО "Алтайэнергосбыт" направило в Управление письмо о необходимости совершения последним действий, предусмотренных Правилами N 530 (письмо N РН/01/3854 - т. 2 л.д. 1).
Ссылка заявителя на письмо Управления от 20.12.2010 не принимается апелляционным судом, так как из указанного письма усматривается и подтверждено представителем третьего лица в судебном заседании, что заявителем еще ранее оспаривалось в арбитражном суде в ином деле бездействие государственного органа с непринятием решения об изменении границ зоны деятельности_, направлении в ФСТ России информации_, установлении времени и даты перехода потребителей, связанное с решением N 31 от 13.09.2010.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что фактически Общество узнало о нарушении его прав и законных интересов гораздо ранее той даты, на которую оно указывает, апелляционный суд приходит к выводу о том, что трехмесячный срок на обращение с заявлением в арбитражный суд, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, на момент обращения с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия (25.02.2011) истек. Доказательств, подтверждающих невозможность своевременно обратиться с настоящим заявлением в арбитражный суд, заявителем в материалы дела не поступило.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением с пропуском установленного процессуального срока. Оснований для переоценки данного факта у суда апелляционной инстанции не имеется. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока ОАО "Алтайэнергосбыт" не заявлено. В тоже время, пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого бездействия положениям Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого бездействия и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 июня 2011 г. по делу N А03-2315/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2315/2011
Истец: ОАО "Алтайэнергосбыт"
Ответчик: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
Третье лицо: .ОАО "Алтайкрайэнерго", ОАО "Алтайкрайэнерго".