"31" августа 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" августа 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Гуровой Т.С., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от Мэрии города Кызыла (истца): Фалалеевой Е.А. - представителя по доверенности N 972 от 15.02.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Мэрии города Кызыла
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" мая 2011 года по делу N А69-263/2011, принятое судьей Сарыглар Д.В.,
установил:
Мэрия города Кызыла (далее - истец, Мэрия города Кызыла, ОГРН 1021700517123) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Муниципальному учреждению "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла" (далее - ответчик, МУ"Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла", ОГРН 1081719001143), индивидуальному предпринимателю Бородич Лидии Федоровне (далее - ответчик, ИП Бородич Л.Ф., ЕГРИП 30417012400044, ИНН 170100199556) о признании недействительными договора аренды от 01.06.2004 г. N 20604, соглашений о внесении изменений и дополнений в договор аренды N 20604 от 30.04.2005 г., от 13.06.2006 г., от 09.01.2008 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания возвратить нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, д.97, помещения N 7 и N 7 "а", общей площадью 9,0 кв.м. в муниципальную собственность.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 мая 2011 года в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Тыва от 27 мая 2011 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то что, суд пришел к неверному выводу о пропуске срока исковой давности. Мэрии города Кызыла о нарушении интересов муниципального образования "Город Кызыл Республики Тыва" стало известно в результате обращения Департамента земельных и имущественных отношений 30.12.2010, однако суд не принял во внимание указанный довод.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 25 августа 2011 года.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 удовлетворено ходатайство истца об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Третий арбитражный апелляционный суд не направили, в связи с чем апелляционная жалоба на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствии представителей ответчиков.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2011 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Бородич Лидия Федоровна является индивидуальным предпринимателем ОГРН 304170124700044, ИНН 170100199556.
В соответствии с пунктом 1.5. Положения о Департаменте земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла, утвержденного постановлением мэра города Кызыла 05.11.2008 года N 1645 Департамент является правопреемником Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кызыла, образованным в результате реорганизации Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Кызыла в соответствии с решением Кызылского городского Хурала представителей от 16.09.2008 г. N28.
Как следует из материалов дела, 01.06.2004 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кызыла и индивидуальным предпринимателем Бородич Лидией Федоровной заключен договор аренды N 20604, по условиям которого арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилые помещения N 7 и N 7 "а" общей площадью 9,0 кв.метров, расположенные по адресу: г.Кызыл, ул. Кочетова, 97.
Договор аренды от 01.06.2004 г. N 20604 зарегистрирован в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Тыва 06 июля 2004 года.
Пунктом 3.1. договора установлено, что арендная плата установлена в размере 1 337 рублей в месяц.
Договор аренды заключен сроком с 01.06.2004 г. по 30.04.2014 г. (пункт 1.3 договора).
Согласно п.3.3. договор аренды арендодатель вправе в одностороннем порядке на основании постановления Администрации г. Кызыла увеличить размер арендной платы. Арендодатель вправе производить повышение арендной платы не чаще одного раза в год.
Соглашением о внесении изменений и дополнений в договор аренды N 20604 от "01" июня 2004 года от 30.04.2005 г. размер арендной платы на основании постановления Мэра г. Кызыла от 02.03.2005 г. N 227 установлен в размере 2 005 рублей в месяц.
Соглашением о внесении изменений и дополнений в договор аренды N 20604 от "01" июня 2004 года от 13.06.2006 г. размер арендной платы на основании постановления Мэра г. Кызыла от 30.05.2006 г. N 1170 установлен в размере 2 211 рублей в месяц.
Соглашением о внесении изменений и дополнений в договор аренды N 20604 от "01" июня 2004 года нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 97, 1 этаж, N 7 и 7 А, общей площадью 9 кв.м. от 09.01.2008 г. Размер арендной платы на основании постановления Мэра г. Кызыла от 06.12.2007 г. N 2468 установлен в размере 2 552 рублей в месяц.
Государственная регистрация соглашений о внесении изменений и дополнений в договор аренды N 20604 от "01" июня 2004 года сторонами не производилась.
Полагая, что указанный договор и дополнительные соглашения к нему заключены Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кызыла в нарушение статьи 48 Устава муниципального образования "город Кызыл" без согласия собственника - Администрации города Кызыла, в связи с чем являются ничтожными, истец обратился с настоящим иском в суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как следует из искового заявления, истец оспаривает законность договора аренды от 01.06.2004 г. N 20604, соглашений о внесении изменений и дополнений в договор аренды N 20604 от 30.04.2005 г., от 13.06.2006 г., от 09.01.2008 г., заключенных между ответчиками.
Отношения, возникшие из договора от 01.06.2004 г. N 20604, являются арендными, следовательно, регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из смысла положений части 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 53, договор аренды помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Договор аренды от 01.06.2004 г. N 20604 зарегистрирован в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Тыва 06 июля 2004 года.
В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Право собственности за муниципальным образованием - город Кызыл на предмет аренды подтверждается представленным арбитражному суду свидетельством о государственной регистрации права от 22.01.2000 г..
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные
органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В силу статьи 37 Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Согласно статье 51 Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 49 Устава городского округа - "город Кызыл Республики Тыва" Мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган г. Кызыла) наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. Мэрией руководит Мэр г. Кызыла на принципах единоначалия.
Статьей 50 Устава установлено, что Мэр управляет и распоряжается муниципальной собственностью, несет ответственность за сохранность и эффективное использование муниципальной собственности; утверждает Положения об органах и структурных подразделениях Мэрии.
Согласно статье 56 Устава Мэрия, в том числе, управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности.
От имени арендодателя договор аренды N 20604 от 01.06.2004 подписан Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла.
Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла, учредителем которого является Мэрия г. Кызыла предусмотрено, что целью его деятельности, является осуществление от имени Мэрии города Кызыла полномочий собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью города, в рамках его компетенции (л.д. 83-89).
В соответствии с пунктом 1.2 Комитет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, решениями городского Хурала представителей, Устава Кызыла, постановлениями и распоряжениями мэра Кызыла, другими нормативными актами и настоящим Положением.
Согласно пункту 1.3 Комитет является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством, выступает в суде от своего имени. Как юридическое лицо Комитет вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественнные права и нести обязанности.
В пункте 1.5 указано, что имущество является муниципальной собственностью города Кызыла и закрепляется за Комитетом на праве оперативного управления.
Пунктом 2.2. Положения к задачам Комитета отнесено в установленном порядке владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Комитет в области имущественных отношений выступает администратором поступлений от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, продажи права аренды муниципальной собственности, заключает имущественные договоры со сторонними организациями (пункты 3.3, 3.11 Положения).
Согласно пункту 3.48 Положения Комитет организует и проводит торги по продаже в собственность, либо по продаже права аренды муниципального имущества.
Доказательства проведения торгов на право аренды имущества, переданного по договору аренды 01.06.2004 г. N 20604 в деле отсутствуют. Вместе с тем, указанное нарушение не может служить основанием для признания недействительными указанных договоров.
Статья 168 Кодекса устанавливает общее основание недействительности сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов.
Согласно статье 3 Кодекса под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены.
Утвержденное постановлением Мэра г. Кызыла Положение о Комитете относится к нормативным актам органов местного самоуправления, поэтому в силу статьи 3 Кодекса не является правовым актом, содержащим нормы гражданского права. В связи с этим несоответствие оспариваемых договоров аренды с учетом дополнительных соглашений Положению не влечет недействительности договора на основании статьи 168 Кодекса.
Устав городского округа - "Город Кызыл Республики Тыва" также является нормативным актом органа местного самоуправления, поэтому суд первой инстанции неправомерно признал на основании статьи 168 Гражданского кодекса недействительными договоры аренды нежилых помещений, как не соответствующие статьям 49, 55, 56 Устава городского округа - "Город Кызыл Республи ки Тыва".
Указанный подход отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 2142/10 по делу N А51-10815/2009.
Поскольку собственник имущества - муниципальное образование уполномочило Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии г.Кызыла осуществлять от имени Мэрии города Кызыла полномочия собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью города, действия по заключению договора аренды 01.06.2004 г. N 20604 с учетом дополнительных соглашений от 30.04.2005, от 13.06.2006, от 09.01.2008 следует признать соответствующими требованиям статьи 608 Гражданского кодекса и статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о том, что дополнительные соглашения , устанавливающие иной размер арендной платы и срок действия договора, являются новым договором аренды.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Предмет договора аренды является его существенным условием. Вместе с тем, в дополнительных соглашениях к договору N 20604 аренды от 30.04.2005 г., от 13.06.2006 г., от 09.01.2008 сторонами изменены условия о размере арендной платы. Предмет договора остался неизменным. При таких обстоятельствах, основания признавать дополнительные соглашения новыми договорами аренды, отсутствуют. Ссылка на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 1004/08 не принимается во внимание, поскольку настоящий спор основан на иных обстоятельствах.
Статьей 195 Гражданского кодекса предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Поскольку истец обратился с иском 22.02.2011 суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности по заявленным требованиям, отклонив довод истца о том, что он узнал о нарушении права 30.12.2010 года.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 24.03.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Неверный вывод суда о несоответствии договоров аренды статьям 56,50 Устава городского округа и признании их недействительными сделками на основании статей 168, 608 Гражданского кодекса не повлек принятия неправильного решения.
В соответствии со статьей 333.37. Налогового кодекса истец, как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от " 27" мая 2011 года по делу N А69-263/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-263/2011
Истец: Мэрия г. Кызыла, Мэрия города Кызыла
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла, Бородич Л. Ф., Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла, ДЗИО Мэрии г. Кызыла, ИП Бородич Л. Ф.
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3108/11