город Москва |
Дело N А40-139629/10-93-482 |
31 августа 2011 г. |
N 09АП - 20655/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи П.В. Румянцева,
Судей В.Я. Гончарова, Д.Е. Лепихина
при ведении протокола судебного заседания секретарем Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО
на решение Арбитражного суда г. Москвы 13.05.2011 г.
по делу N А40-139629/10-93-482, принятое судьей И.Ю. Григорьевой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ИФК-98 новое тысячелетие" (ООО "ИФК-98 новое тысячелетие") (ОГРН 1025000509016, 143930,г. Балашиха, пр. Ленина, д. 34 а)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240, 107031, г. Москва, Рождественка ул., д. 5/7), Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39А)
о признании недействительным уведомления об отказе в предоставлении лицензии, незаконными действия по оформлению, уведомления, обязании выдать лицензию
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Орлов Д.Б. по дов. от 29.03.2010;
от ответчиков - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ
ООО "ИФК-98 новое тысячелетие" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2010 N 01-21/14970-л об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора, транспортировки и использования мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный); сбора, транспортировки и использования мусора строительного от разборки зданий, признании незаконными действия ответчика по оформлению указанного уведомления, обязании ответчиков выдать названную лицензию (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением от 11.04.2011 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.
Решением от 13.05.2011 г. заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным уведомления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2010 N 01-21/14970-л об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора, транспортировки и использования мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный); сбора, транспортировки и использования мусора строительного от разборки зданий; признания незаконными действий ответчика по оформлению указанного уведомления; обязания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу выдать ООО "ИФК-98 новое тысячелетие" лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. При этом суд исходил из необоснованности отказа Центрального управления Ростехнадзора в предоставлении лицензии.
В удовлетворении требования в части обязания Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдать ООО "ИФК-98 новое тысячелетие" лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности отказано, указывая на отсутствие правовых оснований для возложения на Центральное управление Ростехнадзора обязанности по выдаче лицензии.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на правомерность оформления оспариваемого уведомления. Департамент также указывает на отсутствие полномочий по выдаче лицензии в связи с необращением соискателя лицензии с соответствующим заявлением.
Заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения.
Ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу через канцелярию суда представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 09.06.2010 г. ООО "ИФК-98 новое тысячелетие" обратилось в Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (л.д.7-9).
10.09.2010 г. ответчиком на основании распоряжения от 09.09.2010 N 3492-пр проведена внеплановая выездная проверка выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, оформленная актом от 10.09.2010 N 3492-пр (л.д. 14-21).
Уведомлением от 20.09.2010 N 01-21/14970-л Центральное управление Ростехнадзора сообщило ответчику об отказе в предоставлении лицензии, указав на несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, а именно: не выполнены требования ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности" в части наличия у работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности (акт проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий от 10.09.2010 N 3492-пр) (л.д.22-23).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подп.74 п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Согласно п.5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности" для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
б) перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);
в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего постановления;
г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.
На основании ст. 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с данными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В соответствии с подп. "б" п.3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности является наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В материалах дела имеется приказ общества от 21.05.2010 N 27, согласно которому водители Дейкин А.Н. и Сурдула И.А. допущены к работе с отходами I-IV класса опасности (л.д.94).
Указанным водителям 21.05.2010 г. выданы свидетельства Регионально-отраслевого Научно-учебного производственного комплекса "ПЕРСОНАЛ-КМПЛЕКС" о подготовке (повышении квалификации) N N 179 и 180, что подтверждает факт их обучения по программе повышения квалификации "Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами", сроком действия пять лет - до 21.05.2015.
Наличие у данных лиц данных свидетельств на право работы с отходами I-IV класса опасности подтверждается также актом проверки Центрального управления Ростехнадзора N 167 от 10.06.2010 г., где в пунктах 10, 11 прилагаемых к акту документов указаны свидетельства N 179 и N 180, выданные водителям Дейкину А.Н. и Сурдул И.А. (л.д.17-21).
При этом, факт отсутствия иных водителей в обществе подтверждается приказом ООО ИФК-98 новое тысячелетие" N 1 от 11.01.2010 "Об утверждении штатного расписания на 2010 год" и штатным расписанием N 10 от 11.01.2010 г. (л.д. 95-96).
Кроме того, в материалах дела имеется опись представляемых документов для получения лицензии ООО "ИФК-98 новое тысячелетие", согласно которой среди лицензионных материалов была представлена копия свидетельства на право работы с отходами I-IV класса опасности. Сопроводительными письмами (вх.N 17826-л от 06.07.2010, N 20812-л от 02.08.2010, N 24162-л от 27.08.2010) заявителем также были дополнительно представлены недостающие документы для получения лицензии (л.д.8-13).
Учитывая документальное подтверждение соискателем лицензии наличия у работников, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соблюдении ООО "ИФК-98 новое тысячелетие" положений ст.15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В связи с чем, довод ответчика о правомерности отказа в выдаче лицензии является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом положений ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно возложил на Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем выдачи ООО "ИФК-98 новое тысячелетие" лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
Поскольку постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", от 15.02.2011 N 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" полномочия по выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в требовании заявителя об обязании Центрального управления Ростехнадзора выдать лицензию судом первой инстанции отказано правомерно.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2011 г.. по делу N А40-139629/10-93-482 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
П.В. Румянцев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139629/2010
Истец: ООО "ИФК-98 новое тысячелетие", ООО "ИФК-98 новое тысячилетие"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Центральное управление Федеральной службы по экологиечскому, технологическому и атомному надзору, Центральное управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20655/11