г. Саратов |
Дело N А12-7422/2011 |
"26" августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "23" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лоция-Юг",
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2011 года по делу N А12-7422/2011, судья Е.С. Пятернина,
по заявлению ООО "Лоция-Юг",
к ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ООО Лоция-Юг" с заявлением о признании незаконным постановления ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства.
Определением суда от 06.06.2011 объединены дела N А12-7415/2011, N А12-7417/2011, N А12-7418/2011, N А12-7419/2011, NА12-7420/2011 и N А12-7421/2011 в одно производство по делу, присвоив ему статистический номер N А12-7422/2011.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ООО "Лоция-Юг" (Заказчик) заключен договор транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 с "MAKSPED" d.o.o., Республика Сербия (Экспедитор).
Сумма договора не конкретизирована. Срок действия договора до 19.03.2011 года. Паспорт сделки N 10040001/1623/0055/4/0 оформлен в филиале N 2351 ВТБ 24 (ЗАО) 02.04.2010 года.
Предметом договора является экспедирование и перевозка груза из города Сомбор, Республика Сербия в город Волгоград, Российская Федерация. Экспедирование и доставка груза осуществляется на условиях FCA от пункта отправления (погрузка и закрепление груза на грузовом транспорте) до пункта назначения (без выгрузки). Расчет производится за каждую осуществленную перевозку в отдельности. По три экземпляра счетов в оригинале должны направляться экспедитором.
Управление провело проверку соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации, по результатам которой составило протокол от 30.03.2011 N 18-11/43, где указано, что рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору экспедитором выставлены инвойсы (счета) на общую сумму44000 евро, из них: от 16.04.2010 N 97/10 на сумму 2800 евро за перевозку груза по международной товарно-транспортной накладной CMR (далее - CMR) N 01064226;от16.04.2010 N 98/10 на сумму 2800 евро за перевозку груза по CMR N 000356;от17.04.2010 N 99/10 на сумму 2800 евро за перевозку груза по CMR N 01070521.
В ходе административного расследования обществом предоставлены вышеназванные CMR с соответствующими отметками грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, подтверждающими факт оказания услуг по перевозке груза.
Оплата заказчиком за предоставленные услуги осуществлена в полном объеме на общую сумму 44000 евро, что подтверждается выписками банка, заявлениями на перевод и ведомостью банковского контроля.
Указанные взаиморасчеты с "MAKSPED" d.o.o. отражены по данным бухгалтерского учета счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и на момент оказания услуг по вышеназванным CMR в суммовом эквиваленте превышают 5000 долларов США.
ООО "Лоция-Юг" обязано было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах по инвойсу от 16.04.2010 N 97/10 на сумму 2800 евро (CMRN 01064226), по инвойсу от 16.04.2010 N 98/10 на сумму 2800 евро (CMRN000356), по инвойсу от 17.04.2010 N 99/10 на сумму 2800 евро (CMRN01070521),непозднее 17.05.2010 года.
Согласно письму филиала N 2351 ЗАО "ВТБ24" в г.Краснодаре от 02.12.2010 N ф48-01-01-06/14777 и пояснениям генерального директора ООО "Лоция-Юг", справки о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялись, что является нарушением требования пункта 2.4 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
В протоколе от 30.03.2011 N 18-11/44 указано, что рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору экспедитором выставлены инвойсы (счета) на общую сумму 44000 евро.
В ходе административного расследования обществом предоставлены вышеназванные CMR с соответствующими отметками грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, подтверждающими факт оказания услуг по перевозке груза. Оплата заказчиком за предоставленные услуги осуществлена в полном объеме на общую сумму 44000 евро, что подтверждается выписками банка, заявлениями на перевод и ведомостью банковского контроля. Указанные взаиморасчеты с "MAKSPED" d.o.o. отражены по данным бухгалтерского учета счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и на момент оказания услуг по вышеназванным CMR в суммовом эквиваленте превышают 5000 долларов США.
ООО "Лоция-Юг" обязано было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах не позднее 15.07.2010 года.
Согласно письму филиала N 2351 ВТБ 24 (ЗАО) в г. Краснодаре от 02.12.2010 N ф48-01-01-06/14777 и пояснениям генерального директора ООО "Лоция-Юг" справки о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялись, что является нарушением требования пункта 2.4 Положения N 258-П.
В протоколе от 30.03.2011 N 18-11/45 указано, что рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору экспедитором выставлены инвойсы (счета) на общую сумму 44000 евро.
В ходе административного расследования обществом предоставлены вышеназванные CMR с соответствующими отметками грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, подтверждающими факт оказания услуг по перевозке груза. Оплата заказчиком за предоставленные услуги осуществлена в полном объеме на общую сумму 44000 евро, что подтверждается выписками банка, заявлениями на перевод и ведомостью банковского контроля. Указанные взаиморасчеты с "MAKSPED" d.o.o. отражены по данным бухгалтерского учета счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и на момент оказания услуг по вышеназванным CMR в суммовом эквиваленте превышают 5000 долларов США. ООО "Лоция-Юг" обязано было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах, не позднее 16.08.2010 года.
Согласно письму филиала N 2351 ВТБ 24 (ЗАО) в г. Краснодаре от 02.12.2010 N ф48-01-01-06/14777 и пояснениям генерального директора ООО "Лоция-Юг" справки о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялись, что является нарушением требования пункта 2.4 Положения N 258-П.
В протоколе от 30.03.2011 N 18-11/46 указано, что рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору экспедитором выставлены инвойсы (счета) на общую сумму 44000 евро.
В ходе административного расследования обществом предоставлены вышеназванные CMR с соответствующими отметками грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, подтверждающими факт оказания услуг по перевозке груза. Оплата заказчиком за предоставленные услуги осуществлена в полном объеме на общую сумму 44000 евро, что подтверждается выписками банка, заявлениями на перевод и ведомостью банковского контроля.
Указанные взаиморасчеты с "MAKSPED" d.o.o. отражены по данным бухгалтерского учета счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и на момент оказания услуг по вышеназванным CMR в суммовом эквиваленте превышают 5000 долларов США. ООО "Лоция-Юг" обязано было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах
. Согласно письму филиала N 2351 ВТБ 24 (ЗАО) в г. Краснодаре от 02.12.2010 N ф48-01-01-06/14777 и пояснениям генерального директора ООО "Лоция-Юг" справки о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялись, что является нарушением требования пункта 2.4 Положения N 258-П.
В протоколе от 30.03.2011 N 18-11/47 указано, что рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору экспедитором выставлены инвойсы (счета) на общую сумму 44000 евро.
В ходе административного расследования обществом предоставлена вышеназванная CMR с соответствующими отметками грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, подтверждающими факт оказания услуг по перевозке груза. Оплата заказчиком за предоставленные услуги осуществлена в полном объеме на общую сумму 44000 евро, что подтверждается выписками банка, заявлениями на перевод и ведомостью банковского контроля. Указанные взаиморасчеты с "MAKSPED" d.o.o. отражены по данным бухгалтерского учета счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и на момент оказания услуг по вышеназванным CMR в суммовом эквиваленте превышают 5000 долларов США. ООО "Лоция-Юг" обязано было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах не позднее 15.11.2010 года.
Согласно письму филиала N 2351 ВТБ 24 (ЗАО) в г. Краснодаре от 02.12.2010 N ф48-01-0106/14777 и пояснениям генерального директора ООО "Лоция-Юг" справка о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялись, что является нарушением требования пункта 2.4 Положения N 258-П.
В протоколе от 30.03.2011 N 18-11/48 указано, что рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору экспедитором выставлены инвойсы (счета) на общую сумму 44000 евро.
В ходе административного расследования обществом предоставлена вышеназванная CMR с соответствующими отметками грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, подтверждающими факт оказания услуг по перевозке груза. Оплата заказчиком за предоставленные услуги осуществлена в полном объеме на общую сумму 44000 евро, что подтверждается выписками банка, заявлениями на перевод и ведомостью банковского контроля. Указанные взаиморасчеты с "MAKSPED" d.o.o. отражены по данным бухгалтерского учета счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и на момент оказания услуг по вышеназванным CMR в суммовом эквиваленте превышают 5000 долларов США. ООО "Лоция-Юг" обязано было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах, не позднее 15.11.2010 года.
Согласно письму филиала N 2351 ЗАО "ВТБ 24" в г. Краснодаре от 02.12.2010 N ф48-0101-06/14777 и пояснениям генерального директора ООО "Лоция-Юг" справка о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялась, что является нарушением требования пункта 2.4 Положения N 258-П.
В протоколе от 30.03.2011 N 18-11/4 указано, что рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору экспедитором выставлены инвойсы (счета) на общую сумму 44000 евро.
В ходе административного расследования обществом предоставлена вышеназванная CMR с соответствующими отметками грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, подтверждающими факт оказания услуг по перевозке груза. Оплата заказчиком за предоставленные услуги осуществлена в полном объеме на общую сумму 44000 евро, что подтверждается выписками банка, заявлениями на перевод и ведомостью банковского контроля. Указанные взаиморасчеты с "MAKSPED" d.o.o. отражены по данным бухгалтерского учета счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и на момент оказания услуг по вышеназванным CMR в суммовом эквиваленте превышают 5000 долларов США. ООО "Лоция-Юг" обязано было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах не позднее 17.01.2011 года.
Согласно письму филиала N 2351 ВТБ 24 (ЗАО) в г. Краснодаре от 02.12.2010 N ф48-01-01-06/14777 и пояснениям генерального директора ООО "Лоция-Юг" справка о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялась, что является нарушением требования пункта 2.4 Положения N 258-П.
По семи эпизодам выявленных нарушений административным органом в рамках одной проверки составлены 30.03.2011 семь протоколов об административных нарушениях которыми зафиксированы факты нарушения ООО "Лоция-Юг" требований части 6 статьи 15. 25 КоАП РФ.
В связи с чем 26.04.2011 административным органом вынесено семь постановлений N 18-11/43П, N 18-11/44П, N 18-11/45П, N 18-11/46П, N 18-11/47П, N 18-11/48П, N 18-11/49П, в соответствии с которыми ООО "Лоция-Юг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначено наказание по каждому выявленному эпизоду в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на то, что в действиях общества имеется вменяемый состав административного правонарушения, и факт его совершения подтвержден материалами дела.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и(или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Справка о подтверждающих документах установлена Центральным банком Российской Федерации в качестве формы учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, Указанием от 10 декабря 2007 г. N 1950-У, вступившим в законную силу 27.01.2008 г.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Таким образом, на общество вышеуказанными нормами возложены обязанности по представлению в банк паспорта сделки, как отчетности, так и подтверждающих документов.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П резидент предоставляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения N 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Исходя из смысла п.п.2.2 и 2.4 пункт 2.4 Положения N 258-П, для целей валютного контроля, имеет значение дата получения обществом оригиналов всех документов, позволяющих установить факт выполнения работ, оказания услуг, а также их стоимость.
В рассматриваемом случае справки о подтверждающих документах в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 19.03.2010 N 4/10 ООО "Лоция-Юг" в банк ПС не представлялась.
Довод заявителя, о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае, неисполнение установленных требований влечет негативные последствия для деятельности Центрального Банка Российской Федерации, поскольку представляемые ему сведения необходимы для качественной выработки валютной и внешнеэкономической политики и принятия решений на экономическую ситуацию в стране, на что обоснованно указано административным органом.
Информация, содержащаяся в представляемых уполномоченному банку документах, как агенту валютного контроля требуется для осуществления контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.
В рассматриваемой ситуации нарушение срока не представления документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, справку к ним, не могло не повлиять на надлежащее исполнение контрольных функций.
Суд учитывает то обстоятельство, что объективных причин, препятствующих исполнению своей обязанности, общество не представило, вину в совершенном правонарушении не признало, нарушение срока предоставления уполномоченному банку соответствующих документов является значительным.
С учетом фактических обстоятельств дела, оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Из чего судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, однако оно не предприняло все меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 АПК Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2011 года по делу N А12-7422/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Н.В. Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7422/2011
Истец: ООО "Лоция-Юг"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное Управление в Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5734/11