г. Санкт-Петербург
29 августа 2011 г. |
Дело N А42-1252/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Сафроновой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11103/2011) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.05.2011 по делу N А42-1252/2011 (судья Спичак Т.Н.), принятое
по заявлению ООО "Спецметресурсы"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Серков В.С. - доверенность от 20.01.2011 N 14-27/2061
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецметресурсы" (ОГРН 1045190000767, место нахождения: 183014, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Достоевского, д. 12) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (место нахождения 183038, РОССИЯ, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д.4) о признании недействительным решения от 30.09.2010 N 14.067.
Решением суда от 03.05.2011 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование своей позиции налоговый орган указывает, что Общество завысило налоговые вычеты по операциям по реализации товаров на внутреннем рынке на сумму НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для управленческих расходов, размере 709 514 руб., так как неправомерно включила суммы НДС в состав вычетов прямым счетом без распределения "входного" НДС между операциями по реализации товаров на экспорт и на внутренний рынок.
ООО "Спецметресурсы", извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие указанного представителя.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску проведена выездная налоговая проверка ООО "Спецметресурсы" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проверки был составлен Акт выездной налоговой проверки от 03.09.2010 N 279 и вынесено решение от 30.09.2010 N 14067 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 26-38, том 1).
Согласно указанному решению ООО "Спецметресурсы" привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ за нарушение правил учета доходов и расходов в виде взыскания штрафа в размере 15 000 руб., доначислен налог на добавленную стоимость в размере 20 281 руб.
Основанием для доначисления послужили выводы налогового органа о завышении сумм налоговых вычетов в размере 255 733 руб. по счетам-фактурам, выставленным поставщиками в 2006 году, заявленных к вычету во 2-м квартале 2008 года.
Кроме того, инспекцией установлено, завышение налоговых вычетов за 2007-2008 годы в размере 709 514 руб. в результате отсутствия распределения НДС по управленческим расходам при реализации товаров, как на внутренний рынок, так и на экспорт.
ООО "Спецметресурсы" обжаловало указанное решение в Управление ФНС России по Мурманской области.
Решением УФНС по Мурманской области от 01.01.2011N 74 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (л.д. 40-44, том 1).
Не согласившись с актом налогового органа, ООО "Спецметресурсы" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, пришел к выводу, что Обществом по спорным эпизодам не допущено завышение сумм налоговых вычетов.
Апелляционная инстанция, выслушав представителя Инспекции, изучив материалы дела, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в части.
Как установлено в судебном заседании, ООО "Спецметресурсы" в проверяемом периоде осуществляло реализацию лома черных металлов на внутреннем рынке и на экспорт.
Согласно представленным для проведения проверки документам, суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров, реализованных в таможенном режиме экспорта, а также работ и услуг, непосредственно связанных с реализацией этих товаров, включены в сумму налогового вычета и отражены в разделе 5 "Расчет сумм налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена" в налоговой декларации по НДС по строке 010 прямым счетом в полном объеме.
Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), реализованных на внутреннем рынке, включены в сумму налогового вычетов и отражены в разделе 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п.2-4 ст. 164 НК РФ" по строке 340 налоговых деклараций по НДС прямым счетов в полном объеме.
Суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для управленческих расходов или коммерческих целей, используемых как в деятельности на внутреннем рынке, так при реализации на экспорт, также включены в сумму налогового вычета и отражены в разделе 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-4 ст. 164 НК РФ" по строке 340 налоговых деклараций по НДС прямым счетом в полном объеме.
В ходе проверки налоговая инспекция сделала вывод, что Общество завысило налоговые вычеты по операциям по реализации товаров на внутреннем рынке на сумму НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для управленческих расходов, размере 709 514 руб., так как неправомерно включила суммы НДС в состав вычетов прямым счетом без распределения "входного" НДС между операциями по реализации товаров на экспорт и на внутренний рынок.
Инспекцией в ходе проверки произведено распределение "входного" НДС по управленческим расходам (приобретение канцтоваров, оргтехники, услуг по обслуживанию оргтехники и программного обеспечения, офисной мебели и др.) в соответствии с методикой, изложенной в пункте 4 статьи 170 НК РФ.
Апелляционная инстанция, считает правомерными выводы налогового органа, с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; либо для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии со статьей 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт обложение товаров НДС по ставке 0% и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производится в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и соблюдения требований, установленных статьями 171 и 172 НК РФ.
Порядок применения вычета НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортных операций, установлен для всех без исключения видов товаров, работ или услуг. Этот порядок применяется как в отношении основных структурных составляющих, использованных для производства и реализации товаров: сырья, материалов, так и в отношении расходов общепроизводственного и общехозяйственного назначения (приобретение топлива, воды, энергии всех видов, транспортных расходов и т.д.). Общехозяйственные расходы могут иметь отношение как к реализации товаров на экспорт, так и к реализации товаров на внутреннем рынке, в связи с чем НДС, относящийся к общепроизводственным и общехозяйственным расходам, необходимо распределять между товарами, реализованными на экспорт и на внутреннем рынке.
Действующее налоговое законодательство не устанавливает правила распределения "входного" НДС, поэтому налогоплательщик с учетом особенностей своей деятельности должен самостоятельно разработать порядок раздельного учета входного НДС и методику его распределения между видами реализованной продукции для применения налогового вычета и зафиксировать данную методику в учетной политике организации. Основное условие, которое организация должна выполнить при разработке методики распределения "входного" НДС - это возможность исчисления оплаченной части НДС, приходящейся на товары (работы, услуги), фактически использованные при производстве и реализации экспортируемой продукции.
При этом учетная политика Общества не содержит указаний по распределению входного НДС по расходам общехозяйственного характера.
Таким образом, налоговым органом правомерно произведено распределение "входного" НДС по общехозяйственным расходам согласно методике изложенной в пункте 4 статьи 170 НК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 7 августа 2008 г. N 10031/08.
В удовлетворении требований по данному эпизоду следует отказать.
Как следует из решения оспариваемого решения, налоговый орган пришел к выводу, что Общество в нарушение пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 1 статьи 173 НК РФ неправомерно предъявило к вычету суммы НДС в размере 255 733 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО "Мосэкспо-Металл", не относящихся к проверяемому периоду.
Материалами дела установлено, что между ООО "Спецметресурсы" и ООО "Мосэкспо-Металл" были заключены договоры от 25.07.2006 N 18/224/06, от 26.07.2006 N 18/225/06 на поставку неразделанного лома черных металлов (л.д. 77, 107, том 1).
За поставленный лом ООО "Мосэкспо-Металл" в адрес ООО "Спецметресурсы" выставлены счета-фактуры на сумму всего 1676 473 руб., в том числе НДС 255 733 руб.:
от 17.11.2006 N 655/3 на сумму 185 601 руб., в том числе НДС 28 312 руб.;
от 17.11.2006 N 655/4 на сумму 3 712 руб., в том числе НДС 566 руб.;
от 17.11.2006 N 655/5 на сумму 1 458 000 руб., в том числе НДС 222 407 руб.;
от 17.11.2006 N 655/6 на сумму 29 160 руб., в том числе НДС 4 448 руб. (л.д. 81, 83, 85, 105, том 1).
Сумма НДС в размере 255 733 руб. по указанным счетам-фактурам предъявлена ООО "Спецметресурсы" к вычету во 2 квартале 2008 года и отражена в разделе 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ" по строке 340 налоговых деклараций по НДС за 2 квартал 2008 года.
В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Исходя из смысла названных норм, право налогоплательщика на вычет НДС обусловлено наличием счета-фактуры, фактом уплаты им суммы налога поставщикам товаров (работ, услуг) и принятием их на учет.
Из материалов дела видно, что названные условия закона Обществом соблюдены.
Нормы ст. 171, 173, 176 Кодекса не содержат ограничений и не запрещают налогоплательщику воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период, чем в налоговый период, в котором была произведена оплата поставщикам товаров.
Применение налоговых вычетов, на которые налогоплательщик имеет установленное законом право, в более позднем периоде не приводит к изменению налогового обязательства налогоплательщика за указанные налоговые периоды в совокупности и неуплате налога в бюджет.
Таким образом, Общество правомерно предъявило к вычету НДС в размере 255 733 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО "Мосэкспо-Металл", за 2 квартал 2008 года.
Апелляционная жалоба не содержит возражении, по указанному эпизоду.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно восстановил налогоплательщику срок на обращение в суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, является несостоятельным.
В соответствии с п. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражному суду предоставлено право восстановить пропущенный процессуальный срок, если суд признает причины пропуска уважительными и не истекли предусмотренные ст. 259 и 276 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления пропущенного процессуального срока.
Согласно п. 6 ст. 117 АПК РФ обжалованию подлежит только определение арбитражного суда об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока.
Таким образом, оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, является прерогативой суда.
В данном случае, суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя, восстановил пропущенный срок.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ не предусматривает возможности переоценки выводов суда, восстановившего пропущенный срок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.05.2011 по делу N А42-1252/2011 отменить в части признания недействительным решения Инспекции ФНС по г. Мурманску от 30.09.2010 N 14067 по эпизоду, связанному с неправомерным распределение "входного" НДС, что привело к завышению налоговых вычетов в размере 709 514 рублей.
В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1252/2011
Истец: ООО "Спецметресурсы"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, ИФНС России по г. Мурманску