г. Саратов |
Дело N А57-1924/2011 |
"26" августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "23" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в заседании:
от Министерства Лесного хозяйства Саратовской области - Маликов А.В., действующий по доверенности N 01-01-28/67 от 18.01.2011;
от ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" (филиал "Саратовское районное нефтепроводное управление") - Ишанина О.В., действующая по доверенности N 05-05/029 от 25.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Лесного хозяйства Саратовской области
на решение арбитражного суда Саратовской области от "23" июня 2011 года по делу N А57-1924/2011, принятое судьей Федоровой Ю.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" (филиал "Саратовское районное нефтепроводное управление")
к Министерству Лесного хозяйства Саратовской области
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды N 2/л лесного участка от 03.02.2010 г..
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Приволжские магистральные нефтепроводы" филиал "Саратовское районное нефтепроводное управление" (далее ОАО "Приволжскнефтепровод", истец), к Министерству лесного хозяйства Саратовской области (далее ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, об урегулировании разногласий, возникших между открытым акционерным обществом "Приволжские магистральные нефтепроводы" и Министерством лесного хозяйства Саратовской области при заключении договора N 2/л аренды лесного участка от 03.02.2010 года и исключении из договора N 2/л аренды лесного участка от 03.02.2010 года в разделе III пункт 13 подпункта "м" "осуществить постановку арендуемых лесных участков на кадастровый учет до 01 января 2012 года".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 23 июня 2011 года исковые требования удовлетворены.
Министерство Лесного хозяйства Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" (филиал "Саратовское районное нефтепроводное управление") считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжениями Министерства лесного хозяйства Саратовской области от 19.01.2010 года N 5, 6, 7, 8, 9 ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" для осуществления использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других объектов в целях эксплуатации, реконструкции магистральных нефтепроводов, предоставлены в пользование на праве аренды сроком на 49 лет лесные участки (площадью 0,02 га, расположенный: Саратовская область, Ровенский район, Энгельсское лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 14, выдел 5; площадью 0,02 га, расположенный: Саратовская область, Ровенский район, Энгельсское лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 14, выдел 3, 6; площадью 0,07 га, расположенный: Саратовская область, Ровенский район, Энгельсское лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 15, выдел 6; площадью 0,05 га, расположенный: Саратовская область, Ровенский район, Энгельсское лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 4, выдел 1, 2, 3, 10; площадью 0,17 га, расположенный: Саратовская область, Ровенский район, Энгельсское лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 27, выдел 7, 10).
На основании указанных распоряжений 03.02.2010 года между Министерством лесного хозяйства Саратовской области (арендодатель) и ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" (арендатор) подписан договор N 2/л аренды лесных участков под использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других объектов в целях эксплуатации, реконструкции магистральных нефтепроводов.
В соответствии с пунктом 13 м раздела III, на арендатора возлагается обязанность по осуществлению постановки арендуемых лесных участков на кадастровый учет до 01.01.2012 года.
В соответствии с разделом VI договора, договор вступает в силу с момента государственной регистрации и действует в течение 49 лет.
Указанный договор подписан со стороны истца с протоколом разногласий, в соответствии с которым истец просил внести в договор следующие изменения в проект договора:
1 . абзац 7 пункта 4 раздела II договора изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок арендной платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, о чем арендодатель направляет арендатору уведомление о перерасчете заказным письмом с уведомлением.
2. из пункта 13 м раздела III исключить фразу: "осуществить постановку арендуемых лесных участков на кадастровый учет до 01 января 2012 года".
Министерство лесного хозяйства, подписывая договор N 2/л аренды лесных участков с протоколом разногласий, составленным арендатором, 29.06.2010 года направило в адрес арендатора для подписания протокол согласования разногласий. В соответствии с протоколом согласования, разногласия по исключению из пункта 13 м раздела III фразы: "осуществить постановку арендуемых лесных участков на кадастровый учет до 01 января 2012 года" не были согласованы.
С целью урегулирования разногласий 26.07.2010 года истец письмом за N 34-40/11948 обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Рослесхоз в письме от 13.08.2010 года N В4-10-47/5718 указал, что постановка лесного участка, предоставленного в пользование до 01.01.2012 года, на государственный учет не требуется.
01.09.2010 года, за исх. N 01-34-40/14196 истец повторно направил в адрес ответчика протокол разногласий к договору N 2/л аренды лесного участка от 03.02.2010 года с приложением протокола согласования разногласий и письмом Рослесхоза от 13.08.2010 года N В4-10-47/5718.
Ответчик возвратил вышеуказанный договор с протоколом разногласий и протоколом согласования разногласий и сообщил, что он не согласовал подпункт "м" пункта 13 раздела III с внесенными поправками.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с требованием об урегулирования разногласий, возникших при заключении договора на основании статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что до 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета и на арендаторов не возложена законодательная обязанность по постановке их на кадастровый учет.
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Как следует из пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируется процедура заключения договора в обязательном порядке.
Обязанность по заключению договора аренды возложена на сторон пунктом 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: магистральные нефтепроводы "Куйбышев-Лисничанск" и "Куйбышев-Тихорецк".
Пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Существенным условием для договора аренды является условие о предмете.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201 -ФЗ) до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
При рассмотрении спора судами установлено и сторонами не оспаривается, что лесные участки, являющиеся предметом договора аренды N 2/л от 03.02.2010 года, расположенные в Энгельсском лесничестве, Приволжском участковом лесничестве, внесены в государственный лесной реестр и, соответственно, являются ранее учтенными.
Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, указанными актами на арендатора не возложена обязанность по постановке на кадастровый учет арендуемых лесных участков.
Кроме того, Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 года N 48, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации от 31.01.2010 года N16769, утверждены Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка, которая также не предусматривает обязанности арендатора по постановке арендуемых лесных участков на кадастровый учет.
С учетом вышеизложенного, требования истца о заключении договора аренды N 2/л от 03.02.2010 года без указания в пункте 13м раздела III фразы: "осуществить постановку арендуемых лесных участков на кадастровый учет до 01 января 2012 года", основаны на нормах действующего законодательства и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство может предоставить лесной участок только после его постановки на кадастровый учет, противоречит положениям части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "23" июня 2011 года по делу N А57-1924/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Лесного хозяйства Саратовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1924/2011
Истец: ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы", ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" филиал "Саратовское районное нефтепроводное управление"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Саратовской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Саратовской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата"