г. Челябинск
30 августа 2011 г. |
N 18АП-7735/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхисламовой А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации города Орска Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2011 по делу N А47-8625/2010 (судья Карев А.Ю.).
В заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" - Кандыба Е.В. (доверенность от 21.01.2011 N 1-253).
Открытое акционерное общество "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "Оренбургская ТГК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации города Орска Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления Администрации от 11.03.2010 N 1804-п "О внесении изменений в постановление главы города Орска N4827-п от 01.10.2009".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом администрации города Орска Оренбургской области (далее - Комитет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2011 (резолютивная часть от 30.05.2011) заявленные требования удовлетворены (т. 2 л. д. 42-46). Признано недействительным постановление Администрации от 11.03.2010 N 1804-п "О внесении изменений в постановление главы города Орска N 4827-п от 01.10.2009".
В апелляционной жалобе Комитет просил решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Из содержания и смысла оспариваемого постановления от 11.03.2010 N 1804-п "О внесении изменений в постановление главы города Орска N 4827-п от 01.10.2009" следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не осуществлялось, а лишь было уточнено уже имеющееся разрешенное использование. Заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный законодательством для обращения в суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Администрации и Комитета не явились.
С учетом мнения представителя ОАО Оренбургская ТГК" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Администрации и Комитета.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменное мнение по апелляционной жалобе, приобщенное судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Администрации от 23.06.1999 N 1027-р (в редакции распоряжения Администрации от 22.06.2006 N 2250-р, с учетом постановления главы города Орска от 06.08.2009 N 3608-п) ОАО "Оренбургская ТГК" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 56:43:0120015:64 площадью 668596,0 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Орское шоссе, д. 1 "А", для эксплуатации промплощадки Орской ТЭЦ-1 (т. 1 л. д. 12-13, 14-15, 16).
Постановлением главы города Орска Оренбургской области от 01.10.2009 N 4827-п "О предоставлении земельного участка в собственность ОАО "Оренбургская ТГК" было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и земельный участок был предоставлен в собственность за плату. Названым постановлением Комитету было поручено заключить договор купли-продажи земельного участка (т. 1 л. д. 10).
11 марта 2010 года постановлением Администрации N 1804-п "О внесении изменений в постановление главы города Орска N 4827-п от 01.10.2009" пункт 2 постановления главы города Орска от 01.10.2009 N 4827-п "О предоставлении земельного участка в собственность ОАО "Оренбургская ТГК" был изложен в новой редакции, а именно дополнен абзацем следующего содержания: "Разрешенное использование: для эксплуатации промплощадки Орской ТЭЦ-1 (9 группа видов разрешенного использования земельных участков)" (т. 1 л. д. 9).
Полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2010 по делу N А47-2037/2010 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:43:0120015:64 относится к 13-й группе видов разрешенного использования. При этом в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по указанному делу отмечено, что расчет кадастровой стоимости земельного участка произведен Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с применением удельного показателя кадастровой стоимости 1.21 руб./кв.м для 13-й группы видов разрешенного использования. В соответствии с п. 1 ст. 14 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Город Орск", утвержденных Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.10.2008 N 41-684, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, принимаемых в установленном порядке, и Администрация не правомочна устанавливать (изменять) вид разрешенного использования земельного участка при предоставлении его в собственность. Поскольку документального подтверждения того, что заявителю было известно о вынесенном Администрацией постановлении до 06.07.2010, в материалы дела не представлено, суд не усмотрел нарушения ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом требований ч. 4 ст. 200 АПК РФ следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
На основании п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в данном пункте не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктом 10 Правил кадастровой оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11.04.2008 N 157-п) перерасчет кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади, кадастровый учет которых был проведен в период с 01.01.2007 по 01.01.2008, осуществляется с использованием удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных данным постановлением.
Как следует из п. 436 приложения N 2 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области" к названному постановлению, средний удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 56:43:0120015 по 9 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) составляет 1032,47 руб./кв.м, по 10 виду (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружения и объекты) - 0 руб./кв.м, по 13 виду (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов) - 1,21 руб./кв.м.
Судебными актами по ранее рассмотренному делу N А47-2037/2010 установлено, что при внесении сведений о спорном земельном участке в государственный кадастр недвижимости 24.07.2007 его кадастровая стоимость была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости для 9 вида разрешенного использования земельных участков, равного 1032,47 руб./кв.м, впоследствии произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64 с применением на основании постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 141-п удельного показателя кадастровой стоимости для 13 вида разрешенного использования земельный участков, равного 1,21 руб./кв.м, что нашло отражение в актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.06.2008, 21.07.2009, утвержденных территориальным отделом N 5 управления Роснедвижимости. Доказательств, свидетельствующих об отнесении названного земельного участка не к 13, а к иному виду разрешенного использования земельных участков либо о том, что при определении кадастровой стоимости этого земельного участка территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости допущена ошибка, не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок, имеющий разрешенное использование "для эксплуатации промплощадки Орской ТЭЦ-1", на котором расположен энергетический производственно-технологический комплекс Орская ТЭЦ-1, подлежит отнесению к 13-й группе видов разрешенного использования. Законных оснований для внесения изменений в постановление главы города Орска от 01.10.2009 N 4827-п у органа местного самоуправления не имелось.
Статьей 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанная выше норма не предусматривает необходимость совпадения предмета заявленных требований для определения преюдициального характера судебного акта. При этом свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Под обстоятельствами, которые могут быть установленными, следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением установленного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-2037/2010 в силу ст. 69 АПК РФ не требуют дополнительного доказывания.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы направлены на пересмотр вступивших в законную силу решений суда по названному выше делу, который осуществляется в соответствии с разделом 6 АПК РФ (в порядке апелляционного и кассационного производства, производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам).
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что оспариваемым ненормативным правовым актом не менялся вид разрешенного использования земельного участка, а лишь было уточнено уже имеющееся разрешенное использование, опровергаются фактическими обстоятельствами дела и расцениваются апелляционным судом как способ преодоления обязательной силы вступившего в законную силу вышеназванного судебного акта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ не доказано соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Довод подателя апелляционной жалобы о нарушении заявителем срока на обращение в суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
В суде первой инстанции заявитель указал, что об оспариваемом постановлении Администрации ему впервые стало известно 06.07.2010 на предварительном судебном заседании по делу N А47-2037/2010, возбужденному по исковому заявлению ОАО "Оренбургская ТГК" к Администрации о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. Документального подтверждения того, что заявителю было известно о вынесенном Администрацией постановлении до 06.07.2010, суду первой инстанции представлено не было.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо Комитета от 17.02.2010 N 13/05-1253 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания указанного письма не следует, что Администрацией издано оспариваемое постановление, отсутствуют сведения о его реквизитах. Указанный ненормативный правовой акт не являлся приложением к письму Комитета от 17.02.2010 N 13/05-1253. При указанных обстоятельствах, оснований полагать, что из текста данного письма заявителю стало известно о принятом заинтересованным лицом постановлении, не имеется.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2011 по делу N А47-8625/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8625/2010
Истец: ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания"
Ответчик: Администрация города Орска Оренбургской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом города Орска
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7735/11