"23" августа 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" августа 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Первухиной Л.Ф.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеевой Н.Н.
при участии:
от заявителя (ОАО "КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС"): Турусиной С.В., представителя по доверенности от 14.12.2010,
от заинтересованного лица (Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Морозовой Я.И., представителя по доверенности от 27.01.2011 N 17, от заинтересованного лица (ООО "Енисейбурвод"): Джиоевой И.В., представителя по доверенности от 05.05.2011 N 3,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" апреля 2011 года по делу N А33-18653/2010, принятое судьей Лесковым Р.В.
установил:
открытое акционерное общество "КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС" (ОГРН 1022402145347, ИНН 2463030140) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации города Красноярска от 29.12.2010 N 6205-недв "О внесении изменений в распоряжение администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543-недв".
Определением от 21 января 2011 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Енисейбурвод".
Определением от 09 февраля 2011 года для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация города Красноярска обратилась с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами: действующим гражданским законодательством не предусмотрено согласование установки частного сервитута с арендатором земельного участка, не предусмотрено право лица, требующего установления сервитута, обращаться с таким требованием к арендатору, в связи с чем пунктом 1 оспариваемого распоряжения установлено право беспрепятственного доступа на участок специализированным организациям и смежным землепользователям для проезда к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0100109:135; оспариваемое распоряжение подписано уполномоченным лицом.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержал изложенные в ней доводы.
Открытое акционерное общество "КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС" не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: кадастровых выписок от 29.06.2011 N 24ЗУ/11-92745, от 29.06.2011 N 24ЗУ/11-92761, заключения о расположении земельных участков от 02.08.2011 N 16/2011.
Представитель ООО "Енисейбурвод" возражал против заявленного ходатайства.
Руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство частично и приобщил к материалам дела кадастровые выписки от 29.06.2011 N 24ЗУ/11-92745, от 29.06.2011 N 24ЗУ/11-92761 земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100109:135 и 24:50:01 00 109:0080, как имеющие непосредственное отношение к предмету спора.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС" зарегистрировано за ОГРН 1022402145347.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серия 24 ГЯ N 004218 от 17.09.2004 заявитель является собственником в праве на 146\246 долей на нежилое здание, условный номер 24:50:000000:14651 :006, общей площадью 5357,60 кв.м., по адресу: г.Красноярск ул.Калинина, дом 73 "А" (лит.В11,Б-Б2)
14.10.2004 администрацией г. Красноярска издано распоряжение N 1543-недв, в соответствии с которым:
- утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, оценочная зона N 63, общей площадью 22030 кв.м., находящегося по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, занимаемого нежилыми зданиями,
- ОАО "КРАСНОЯРСКАВТОРАНССЕРВИС" предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок из земель поселений площадью 22030 кв.м. (в т.ч.1285 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей) в целях эксплуатации зданий на 10 лет.
Согласно данному распоряжению заявителю предписано обеспечить беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания.
22.07.2005 между заявителем и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договор аренды земельного участка N 2153, согласно которому (пункт 1.1) арендодатель (департамент) передает арендатору (заявитель) в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:01:00109:0080, в оценочной зоне 63, находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, в Октябрьском районе для эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 22030,00 кв.м. (в т.ч. 1285,00 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей). Срок аренды определен договором (п.2.1.) с 14.10.2004 по 13.10.2014.
30.06.2010 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (арендодатель) и ООО "Енисейбурвод" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 1011, согласно которому (пункт 1.1) арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135, находящийся по адрес: г. Красноярск, ул. Калинина, дом 73а, для использования в целях строительства технической базы (гаража для стоянки, и хранения дорожной техники) и инженерного обеспечения, площадью 10130 кв.м. Согласно пункту 2.1. договора срок аренды определен с 02.04.2010 по 01.04.2013. По акту от 02.04.2010 стороны осуществили прием-передачу земельного участка.
04.08.2010 комиссией, состоявшей из представителей Администрации Октябрьского района составлен акт обследования земельного участка площадью 10130 кв.м., с кадастровым номером 24:50:01001 09:135, расположенный по ул. Калинина, 73а, переданному на правах аренды - ООО "Енисейбурвод", на основании распоряжения администрации города Красноярска от 02.04.2010 N 383-ж.
В данном акте отражено:
- с южной стороны земельный участок граничит с земельным участком, занятым железнодорожными путями, находящимися в федеральной собственности, площадью 14596,0 кв.м., предоставленному ОАО "Российские железные дороги" распоряжением администрации города от 12.10.2007 N 2796-недв, сроком действия до 12.10.2017. Подъезд с данной стороны не возможен в связи с необходимостью пересечения железнодорожных путей, находящихся в федеральной собственности,
- с юго-западной стороны граничит с земельным участком по адресу: ул. Калинина, 77, занятым ГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть сибирского военного округа". Площадь участка составляет 90231 кв.м., предоставлен на основании п.З. Решения городского Совета народных депутатов от 20.04.1982 N 238 в бессрочное пользования. Участок находится в собственности РФ, целевое назначение - земли обороны РФ, используется для размещения военных складов, участок охраняется, проезд невозможен,
-с северной стороны граничит с земельным участком площадью 22 030 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:80, расположенный по ул. Калинина, 73а, передан на правах аренды ОАО "Красноярскавтотранссервис", на основании распоряжения администрации города Красноярска от 14.10.2004 N 1543-недв. Договор аренды земельного участка от 22.07.2005 N 2153, заключен на срок с 14.10.2004 по 13.10.2014. Имеется свободный не охраняемый проезд по данному участку с въездом на участок ООО "Енисейбурвод" в точках 48-49 согласно прилагаемому плану. Между точками 48-49 данной организацией установлен временный металлический забор,
-с северо-восточной стороны земельный участок граничит с участком, площадью 2398 кв.м., занимаемым нежилым зданием. Участок предоставлен Моисеевой О.В. в аренду на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 18.08.2005 N 1330-недв, договор аренды от 05.06.2006 N 1023, заключен на срок с 12.05.2004 по 17.08.2015. Территория застроена, обнесена кирпичным забором, проезд невозможен,
-с восточной стороны расположен земельный участок, площадью 64386 кв.м., находящийся в собственности ОАО "Грандэлектро" на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 28.07.2009 серия ЕЙ N 269382. Подъезд с данной стороны застроен строениями складов в капитальном исполнении. Проезд также не возможен.
23.08.2010 ООО "Енисейбурвод" обратился к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением в котором указало, что проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0100109:135, расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, дом 73а невозможен. Реализация права пользования данным участком возможно только путем проезда с северной стороны, т.е. через участок с кадастровым номером 24:50:0100109:0047, расположенный по тому же адресу, и принадлежащего на правах аренды ОАО "КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС". С учетом указанных обстоятельств ООО "Енисейбурвод" просил установить сервитут на земельный участок 24:50:0100109:0047 (последующий кадастровый номер 24:50:01 00 109:0080).
В августе-сентябре 2010 года заявителем осуществлено подписание договоров аренды (от 02.08.2010 и 15.09.2010) нежилых помещений, находящихся в нежилом здании условный номер 24:50:000000:14651:006, по адресу: г. Красноярск ул.Калинина, 73а предпринимателя Галченковой О.Г. в целях размещения пассажирского автотранспорта (автобусов).
08.10.2010 Администрацией г. Красноярска принято Распоряжение N 4941-недв "О внесении изменений в распоряжение администрации от 14.10.2004 г.. N 1543-недв". Согласно данному распоряжению в пункт 4 распоряжения от 14.10.2004 внесены следующие изменения: "вместо слов "беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания" включены слова: "беспрепятственный доступ на участок специализированным организациями и смежным землепользователям".
24.12.2010 ООО "Енисейбурвод" обратилось к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением, в котором просило внести изменения в распоряжение города от 08.10.2010 N 4941-недв. в части определения возможности проезда к участку с кадастровым номером 24:50:0100109:135.
29.12.2010 Администрацией г. Красноярска принято Распоряжение N 6205-недв "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004 N 1543-недв", согласно которому:
- признано утратившим силу распоряжение администрации города от 08.10.2010 N 4941- недв.;
- вносятся изменения в пункт 4 распоряжения администрации от 14.10.2004 N 1543-недв, согласно которым, слова: "беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям -владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания" заменены на слова: "беспрепятственный доступ на участок специализированным организациями и смежным землепользователям, проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135" (пункт 1).
Считая, что пунктом 1 Распоряжения Администрации г. Красноярска от 29.12.2010 N 6205-недв "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004 N 1543-недв" нарушен порядок установления частных сервитутов, определенный в Гражданском кодексе Российской Федерации и права общества, как землепользователя земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:0080, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявителем соблюден установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 распоряжения N 6205-недв от 29.12.2010 Администрации г.Красноярска.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами Ш и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: 14.10.2004 Администрацией г.Красноярска издано распоряжение N 1543 - недв, в соответствии с которым ОАО "КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС" предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, оценочная зона N 63, общей площадью 22030 кв.м., находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, занимаемого нежилыми зданиями (в т.ч.1285 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей) в целях эксплуатации зданий на 10 лет.
В пункте 4 данного распоряжения заявителю предписано обеспечить беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям - владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания (л.д. 36).
22.07.2005 между заявителем и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договор аренды земельного участка N 2153, согласно пункту 1.1 которого арендодатель (департамент) передает арендатору (заявитель) в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:01:00 109:0080, в оценочной зоне 63, находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 73а, в Октябрьском районе для эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 22030,00 кв.м. ( в т.ч. 1285,00 кв.м. - участок охранной зоны инженерных сетей). Срок аренды определен пунктом 2.1 договора с 14.10.2004 по 13.10.2014. Договор прошел процедуру государственной регистрации 19.10.2005, что следует из штампа регистрационного органа на договоре. По акту от 12.05.2004 земельный участок предоставлен в пользование заявителю. Согласно пункту 4.4.8. договора аренды арендатор принял на себя обязательство не препятствовать ремонту и обслуживанию инженерных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов (л.д. 46-51).
Таким образом, в силу статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель приобрел статус участника земельных отношений - арендатора, то есть лица, владеющего и пользующегося земельным участком по договору аренды, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска - статус арендодателя.
29.12.2010 Администрацией г. Красноярска принято Распоряжение N 6205-недв "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004 N1543-недв", в соответствии с пунктом 1 которого:
- вносятся изменения в пункт 4 распоряжения администрации от 14.10.2004 N 1543-недв, согласно которым, слова: "беспрепятственный доступ к инженерным сетям организациям -владельцам сетей для прокладки, ремонта и обслуживания" заменятся на слова: "беспрепятственный доступ на участок специализированным организациями и смежным землепользователям, проезд к земельному участку с кадастровым номером 24:50:01 00 109:135" (л.д.29).
В отзыве на заявление администрация г. Красноярска пояснила, что целью изменения пункта 1 распоряжения в новой редакции явилось установление права ограниченного пользования (сервитута) общества с ограниченной ответственностью "Енисейбурвод" земельным участком, предоставленным в аренду открытому акционерному обществу "КРАСНОЯРСКАВТОТРАНССЕРВИС" с кадастровым номером 24:50:0100109:0080.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации г. Красноярска N 6205-недв от 29.12.2010, суд первой инстанции исходил из того, что, изменив редакцию пункта 4 распоряжения N1543-недв от 14.10.2004 администрация г. Красноярска фактически установила обременения земельного участка, занимаемого заявителем на праве аренды, без учета положений статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий уже заключенного с заявителем договора аренды, поэтому указание в распоряжении от 29.12.2010 на новую редакцию пункта 4 распоряжения от 14.10.2004 N1543-недв нарушает права заявителя, как арендатора земельного участка, договор аренды которого не содержит данного условия.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Аренда земельного участка осуществляется только на основе договора, общие положения которого определены гражданским законодательством, особенности предоставления в аренду земельных участков установлены земельным законодательством. Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Арендодателями согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть только собственники земельных участков.
В силу статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельных участков подлежат государственной регистрации, за исключением договоров аренды и субаренды земельных участков, заключенных на срок до одного года.
Факт арендных отношений по поводу спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:0080 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и заявителем на момент вынесения распоряжения администрации г. Красноярска от 29.12.2010 N 6205-недв подтвержден вышеизложенными доказательствами.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации выделяется два вида сервитута: частный и публичный.
Согласно части 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно пункту 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Указанная норма может распространяться и на землевладельцев и на землепользователей, в частности, арендаторов.
В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Оспариваемое распоряжение администрации г. Красноярска не может быть отнесено к нормативно-правовым актам; в данном случае отсутствуют отношения по установлению публичного и частного сервитута.
В рассматриваемых правоотношениях Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выступает не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:0080.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Из системного толкования пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что арендодатель не вправе без согласия арендатора вносить изменения в договор аренды земельного участка, в том числе, в положения об обязанностях арендатора.
Договором N 2153 от 22.07.2005 аренды земельного участка предусмотрено право арендодателя изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке при указанных в пункте 6.4 условиях (л.д. 40). Применительно к пункту 4.4.8 договора N 2153 от 22.07.2005 таких прав арендодателя не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что пунктом 1 оспариваемого распоряжения N 6205-недв от 29.12.2010 администрация г. Красноярска фактически внесла изменения в договор N 2153 от 22.07.2005 аренды земельного участка (пункт 4.4.8, устанавливающий обязанности арендатора) без согласования с арендатором, что противоречит пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что действующим гражданским законодательством не предусмотрено согласование установки частного сервитута с арендатором земельного участка, не предусмотрено право лица, требующего установления сервитута, обращаться с таким требованием к арендатору, в связи с чем пунктом 1 оспариваемого распоряжения установлено право беспрепятственного доступа на участок специализированным организациям и смежным землепользователям для проезда к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0100109:135; оспариваемое распоряжение подписано уполномоченным лицом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и признал незаконным пункт 1 распоряжения Администрации г.Красноярска от 29.12.2010 N 6205-недв "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 14.10.2004 г.. N 1543-недв".
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" апреля 2011 года по делу N А33-18653/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18653/2010
Истец: ОАО Красноярскавтотранссервис
Ответчик: Администрация города Красноярска
Третье лицо: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ООО "Енисейбурвод"