г. Пермь
24 августа 2011 г. |
Дело N А50-4092/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гребенкиной Н.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливаевой Т.Г.,
при участии:
от заявителя - Мусихин Е.В., доверенность N 39 от 17.03.2011,
от ответчика - не явились,
от третьего лица - Санников Д.В., доверенность от 25.06.2010, Кабарухина Н.С., доверенность от 25.06.2010,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица товарищества собственников жилья "195-квартирный"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 июня 2011 года
по делу N А50-4092/2011,
вынесенное судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
третье лицо товарищество собственников жилья "195-квартирный" (ОГРН 1065900049313, ИНН 5908034839),
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности, возложении обязанности провести государственную регистрацию,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра, ответчик) от 28.01.2011 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на подвальные нежилые помещения общей площадью 82,2 кв. м, расположенные по адресу: город Пермь, ул. Закамская, 2в; обязании Управления Росреестра провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные нежилые помещения.
Определением суда от 13.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "195-квартирный" (далее - ТСЖ "195-квартирный") на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 42).
Решением суда от 08.06.2011 заявленные требования удовлетворены, отказ Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 28.01.2011 N 24/034/2010-963 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на подвальные нежилые помещения общей площадью 82,2 кв. м, расположенные по адресу: город Пермь, ул. Закамская, 2в, признан незаконным; на ответчика возложена обязанность провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на подвальные нежилые помещения общей площадью 82,2 кв. м, расположенные по адресу: город Пермь, ул. Закамская, 2в.
В апелляционной жалобе третье лицо ТСЖ "195-квартирный" просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. ТСЖ "195-квартирный" в апелляционной жалобе указывает, что суд сделал неверный вывод о наличии у муниципального образования права собственности на спорное помещение. Также ТСЖ "195-квартирный" считает, что поскольку в подвале находятся инженерные коммуникации, обслуживающие более одного жилого помещения дома, в соответствии с п.1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подвальные помещения являются общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирном доме. ТСЖ "195-квартирный" полагает, что суд необоснованно не привлек к участию в деле ООО "Пермская сетевая компания" - собственника транзитного трубопровода, расположенного в подвале дома. Кроме того, третье лицо указывает, что не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ТСЖ "195-квартирный" доводы апелляционной жалобы поддержало.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что спорные помещения согласно данным технического паспорта от 16.09.2008 имеют самостоятельное назначение и относятся к муниципальной собственности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление Росреестра представителей не направило. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указал, что поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене, поскольку спорные помещения являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Представитель ТСЖ "195-квартирный" в суде апелляционной инстанции заявил ходатайство о приобщении к материалам копий технического паспорта от 26.12.2007, соглашения от 10.05.2007 N 12 о передаче управления многоквартирными домами, свидетельства о государственной регистрации права от 17.07.2009. Рассмотрев ходатайство в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство на основании п.2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ТСЖ "195-квартирный" не обосновало невозможность представления указанных доказательств в суд первой инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Перми от 19.10.2004 N 3125 "Об утверждении в муниципальной собственности жилищного фонда с объектами инженерной инфраструктуры, принимаемого из федеральной собственности с баланса ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова", с учетом постановления администрации г. Перми от 02.06.2005 N 1204 "О внесении изменений в постановление администрации города от 19.10.2004 N 3125" жилые дома со встроенными жилыми помещениями и объектами инженерной инфраструктуры переданы из федеральной собственности с баланса федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод им. С.М. Кирова" в муниципальную собственность согласно приложениям 1,2,3,4,5 (л.д. 10-13).
В перечень жилых домов с нежилыми помещениями, переданных в муниципальную собственность, вошел, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 2в (л.д.13).
Нежилые помещения общей площадью 82,2 кв.м. по адресу г. Пермь, ул. Закамская, 2в включены в реестр муниципальной собственности г. Перми, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 14.11.2010 N СЭД-19-01-40-1487 (л.д.9).
02.12.2010 муниципальное образование город Пермь обратилось в Управление Росреестра с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на подвал, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 2в (л.д. 27).
Согласно расписке регистрирующего органа от 02.12.2010 (л.д.26) на государственную регистрацию представлены кадастровый паспорт от 25.08.2010, выданный Кировским районным филиалом ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" (л.д. 32-33), выписка из реестра муниципальной собственности от 14.11.2010 N СЭД-19-01-40-1487 (л.д.9), постановление администрации г. Перми от 19.10.2004 N 3125 (л.д. 10-12), постановление администрации города Перми от 08.02.2008 N64.
30.12.2010 государственная регистрация была приостановлена до 28.01.2011 на основании п. 1,2 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что согласно п.1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подвальные помещения, в которых имеются инженерные коммуникации, и обслуживающие более одного помещения в данном доме, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Регистрирующий орган также сообщил заявителю, что направил запрос в ТСЖ "195-квартирный" для выяснения вопроса о том, проходят ли инженерные коммуникации в данном нежилом помещении (л.д. 36).
В письме от 12.01.2011 N 1 на запрос регистрирующего органа ТСЖ "195-квартирный" сообщило о наличии в указанном подвальном помещении инженерных коммуникаций: трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения с отводящими стояками; а также о нахождении в данном подвальном помещении транзитного трубопровода отопления, принадлежащего ООО "Пермская сетевая компания" (л.д. 38).
28.01.2011 в письме N 24/034/2010-963 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение в подвале жилого дома площадью 82,2 кв.м. по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 2в, на основании абз. 3 и 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ссылаясь на обстоятельства, указанные в письме ТСЖ "195-квартирный" от 12.01.2011 N 1 (л.д. 7).
Не согласившись с отказом Управления Росреестра, выраженным в письме от 28.01.2011 N 24/034/2010-963, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что для государственной регистрации права муниципальной собственности представлены все предусмотренные законом необходимые для государственной регистрации документы.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решения или действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Вывод суда первой инстанции о том, что на государственную регистрацию представлены необходимые, предусмотренные законом документы является обоснованным ввиду следующего.
В качестве документа - основания государственной регистрации права муниципальной собственности регистрирующему органу представлено постановление администрации г. Перми от 19.10.2004 N 3125, принятое на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27.02.2004 N 861-р, распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области от 02.04.2004 N 133-р и решения Пермской городской Думы от 25.03.2003 N21 "Об утверждении положения о порядке приема имущества в муниципальную собственность г.Перми из других форм собственности".
Постановления администрации г. Перми от 19.10.2004 N 3125 и от 02.06.2005 N1204 на момент обращения Департамента с заявлением о государственной регистрации права не оспорены, являются действующими.
Представленные заявителем на государственную регистрацию документы не свидетельствовали о наличии спора о праве на указанное помещение, противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами на момент принятия ответчиком оспариваемого решения не установлено.
Из кадастрового паспорта от 25.08.2010 нежилого помещения площадью 82,2 кв.м. и информации из технического паспорта от 28.08.2010 N 27-6-415, содержащих сведения о технических характеристиках спорного помещения, следует, что помещение площадью 82,2 кв.м. индивидуализировано как самостоятельный объект, имеет самостоятельное назначение. Согласно экспликации из технического паспорта нежилое помещение состоит из 8 комнат: мастерская, лестничная клетка, кладовая, умывальная, туалет, коридор, мастерская, подсобное помещение.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания полагать, что Департаментом заявлено о государственной регистрации прав на помещение, относящееся к общему имуществу собственников помещений в жилом доме.
Оснований для оценки сведений, изложенных в письме ТСЖ "195-квартирный" от 12.01.2011 N 1, как препятствующих осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение, у регистрирующего органа не имелось.
Принимая во внимание, что для государственной регистрации представлены документы, из которых следовало, что спорные нежилые помещения не являются техническими, учтены и сформированы как самостоятельные помещения, не предназначенные для обслуживания жилого дома, нахождение в указанных помещениях инженерных коммуникаций не означает наличие оснований для вывода регистрирующего органа об отнесении спорных подвальных помещений к общему имуществу дома и для отказа ввиду этого в государственной регистрации права муниципальной собственности. Данный вывод суда подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.12.2010 N 1587-О-О, согласно которой помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка Управления Росреестра на то, что приватизация квартир в указанном доме началась в 1992 году, подлежит отклонению, поскольку не означает наличие оснований для отказа в государственной регистрации с учетом представленных на государственную регистрацию документов.
Принимая во внимание, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, являются достаточным для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации указанного права на нежилое помещение, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ "195-квартирный" о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в не привлечении к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Пермская сетевая компания", нельзя признать обоснованными.
Согласно п. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Поскольку к предмету рассмотрения по данному делу относилась законность действий регистрирующего органа, спор о праве на данное помещение судом не рассматривался, вопрос о наличии в спорном помещении инженерного оборудования, принадлежащего иному лицу, к предмету рассмотрения по настоящему делу не относился, постольку оснований для привлечения к участию в деле ООО "Пермская сетевая компания" в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора у суда первой инстанции не имелось, в связи с тем, что судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности указанного лица.
Доводы ТСЖ "195-квартирный" о том, что оно не было извещено о времени и месте судебного заседания в суде первой инстанции, опровергаются материалами дела.
В силу ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Материалами дела подтверждается, что суд первой инстанции направил ТСЖ "195-квартирный" по адресу: 614113, город Пермь, ул.Закамская, 2 "Б"-3 копию определения от 13.04.2011 о назначении дела к судебному разбирательству.
Уведомление о вручении корреспонденции содержит отметку о получении копии определения суда первой инстанции председателем ТСЖ "195-квартирный" Съединым А.А. 18.04.2011.
Данное обстоятельство ТСЖ "195-квартирный" не опровергнуто, доказательств иного суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Тот же адрес товарищества указан в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах ТСЖ "195-квартирный" считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания арбитражного суда первой инстанции (ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовых оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены (изменения) решения суда от 08.06.2011 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя. Поскольку требование суда апелляционной инстанции, изложенное в определении о принятии апелляционной жалобы от 15.07.2011, о предоставлении в суд подлинных платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы ТСЖ "195-квартирный" не исполнено, государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с ТСЖ "195-квартирный" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июня 2011 года по делу N А50-4092/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "195-квартирный" (ОГРН 1065900049313, ИНН 5908034839) в федеральный бюджет 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4092/2011
Истец: Департамент имущественных отношений администрации г. Перми
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК
Третье лицо: ТСЖ "195-квартирный"