город Омск
30 августа 2011 г. |
Дело N А70-3428/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5522/2011) открытого акционерного общества "Тепло Тюмени", ОГРН 1097232036549, ИНН 7203243499 (далее - ОАО "Тепло Тюмени"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.02.2011 по делу N А70-3428/2011 (судья Безиков О.А.), принятое
по заявлению ОАО "Тепло Тюмени"
к административной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени (далее - административная комиссия ВАО г. Тюмени; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N ВАО532 от 07.04.2011,
при участии в судебном заседании:
от административной комиссии ВАО г. Омска - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от ОАО "Тепло Тюмени" - Лютик А.Р. по доверенности от 06.07.2011 N 207, действительной до 15.01.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ОАО "Тепло Тюмени" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к административной комиссии ВАО г. Тюмени о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N ВАО532 от 07.04.2011, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, приятого Тюменской областной Думой от 20.12.2007 (далее - Кодекс Тюменской области об административной ответственности), и подвергнуто штрафу в сумме 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.06.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции также указал на отсутствие процессуальных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
ОАО "Тепло Тюмени", не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное Обществом требование удовлетворить.
В апелляционной жалобе ОАО "Тепло Тюмени" не согласно с выводом суда о том, что заявителем не восстановлено нарушенное благоустройство после проведения земляных работ по адресу: г. Тюмени, ул. Гнаровской, 5/1.
Податель жалобы ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
Общество также указывает на отсутствие у него обязанности по восстановлению благоустройства, поскольку земляные работы проводились по поручению МАУ г. Тюмени "Комтех" на основании договора N 18/0111-А от 18.01.2011 на оказание услуг по выявлению и устранению повреждений на муниципальных сетях.
Административная комиссия ВАО г. Тюмени, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Тепло Тюмени" на основании рабочих чертежей ремонта тепловых сетей в районе д.5/1 по ул. Гнаровской, графика производства земляных работ, приказа о назначении работника, ответственного за производство земляных работ N 26 от 26.01.2011, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, доверенности N 15 от 28.01.2010 было выдано разрешение (ордер) на проведение земляных работ N 101 А от 03.03.2011, которым заявителю разрешен аварийный ремонт тепловых сетей в районе д.5/1, по ул. Гнаровской, грунт 2 кв.м.; бордюр 4 п.м.; асфальт 4 кв.м. (л.д. 37-39).
Этим же разрешением (ордером) на проведение земляных работ N 101 А от 03.03.2011 был установлен следующий график производства земляных работ: земляные работы и ремонт аварийного участка трубопровода 03.03.2011 - 09.03.2011; благоустройство территории в зимнем варианте 10.03.2011 - 14.03.2011; благоустройство территории до полного восстановления нарушенных элементов благоустройства 30.05.2011.
Срок проведения земляных работ разрешен 03.03.2011 - 09.03.2011. Срок восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ - 5 дней со дня окончания земляных работ.
Специализированный подрядчик, осуществляющий восстановление нарушенного благоустройства - собственными силами.
Срок восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ: в срок до 14.03.2011 (в зимнем варианте); в срок до 30.05.2011 (до полного восстановления всех нарушенных элементов благоустройства).
Срок действия разрешения: 03.03.2011 - 30.05.2011.
24.03.2011 начальником отдела ПЭА МУ "Служба заказчика по благоустройству, внешнему виду зданий, сооружений и обслуживанию населения ВАО г. Тюмени" Куцая Е.В. составлен протокол об административном правонарушении N 7 (л.д.25), в котором зафиксировано, что 23.03.2010 около 10 час. 20 мин. при объезде территории ВАО в районе д.5, корп.1 по ул. Гнаровской г. Тюмени обнаружено, что ОАО "Тепло Тюмени" не приняло меры к восстановлению нарушенного благоустройства после проведения земляных работ в зимнем варианте, чем допустило нарушение части 11 статьи 22 Правил благоустройства города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 (далее - Правила благоустройства города Тюмени от 26.06.2008 N 81).
24.03.2010 административная комиссия ВАО г. Омска, рассмотрев протокол об административном правонарушении, вынесла постановление N ВАО532 о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания по статье 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что вышеупомянутое постановление административного органа нарушает права и законные интересы ОАО "Тепло Тюмени", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
15.06.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, к которым в пределах Тюменской области относится Кодекс Тюменской области, Правила благоустройства города Тюмени от 26.06.2008 N 81.
В соответствии с частью 11 статьи 22 Правил благоустройства города Тюмени от 26.06.2008 N 81 факт надлежащего восстановления благоустройства фиксируется в акте приема работ. Акт приема работ по восстановлению благоустройства подписывают стороны, заключившие договор на восстановление объектов благоустройства.
В пункте 3.6 Порядка восстановления благоустройства, утвержденного Постановлением Администрацией г. Тюмени от 05.09.2008 N 118-пк, определено, что восстановление благоустройства нарушенного при проведении аварийных работ в зимний период производится в зимнем варианте (раскопка засыпается щебнем, песком или иным подобным материалом с выравниванием) в сроки, определенные абзацем первым настоящего пункта, и не позднее 10 дней со дня окончания зимнего периода производится полное восстановление всех нарушенных элементов благоустройства.
В силу подпункта "г" пункта 1.2 этого же акта зимний период - период времени с 15 октября по 15 апреля, который в зависимости от погодных условий может быть изменен муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Статьей 4.2. Кодекса Тюменской области об административной ответственности установлено, что нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах, установленных соответствующими органами местного самоуправления - влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, следующие обстоятельства:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из имеющихся в материалах настоящего дела разрешения (ордера) на проведение земляных работ N 101 А от 03.03.2011 следует, что заявителю на основании рабочих чертежей ремонта тепловых сетей в районе д.5/1 по ул. Гнаровской, графика производства земляных работ, приказа о назначении работника, ответственного за производство земляных работ N 26 от 26.01.2011, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, доверенности N 15 от 28.01.2010 был разрешен аварийный ремонт тепловых сетей в районе д.5/1, по ул. Гнаровской, грунт 2 кв.м.; бордюр 4 п.м.; асфальт 4 кв.м. (л.д. 37-39).
Этим же разрешением (ордером) на проведение земляных работ N 101 А от 03.03.2011 был установлен следующий график производства земляных работ: земляные работы и ремонт аварийного участка трубопровода 03.03.2011 - 09.03.2011; благоустройство территории в зимнем варианте 10.03.2011 - 14.03.2011; благоустройство территории до полного восстановления нарушенных элементов благоустройства 30.05.2011.
Срок проведения земляных работ разрешен 03.03.2011 - 09.03.2011. Срок восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ - 5 дней со дня окончания земляных работ.
Специализированный подрядчик, осуществляющий восстановление нарушенного благоустройства - собственными силами.
Срок восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ: в срок до 14.03.2011 (в зимнем варианте); в срок до 30.05.2011 (до полного восстановления всех нарушенных элементов благоустройства).
Срок действия разрешения: 03.03.2011 - 30.05.2011.
Таким образом, из указанного следует вывод о том, что Обществом благоустройство должно быть произведено в зимнем варианте в срок с 10.03.2011 по 14.03.2011, а благоустройство территории до полного восстановления нарушенных элементов благоустройства - в срок до 30.05.2011.
Между тем из протокола об административном правонарушении N 7 (л.д.25) следует, что 23.03.2010 около 10 час. 20 мин. при объезде территории ВАО в районе д.5, корп.1 по ул. Гнаровской г. Тюмени обнаружено, что ОАО "Тепло Тюмени" не приняло меры к восстановлению нарушенного благоустройства после проведения земляных работ в зимнем варианте, чем допустило нарушение части 11 статьи 22 Правил благоустройства города Тюмени от 26.06.2008 N 81, согласно которому факт надлежащего восстановления благоустройства фиксируется в акте приема работ. Акт приема работ по восстановлению благоустройства подписывают стороны, заключившие договор на восстановление объектов благоустройства.
Акт приема работ по восстановлению благоустройства в материалах настоящего дела отсутствует.
Согласно акту осмотра совершения административного правонарушения N 7 от 23.03.2011 благоустройство, нарушенное в ходе проведения земляных работ в связи с аварией на тепловых сетях, не восстановлено в зимнем варианте (л.д. 27).
Фотоматериалы, являющиеся приложениями к протоколу об административном правонарушении N 7 от 24.03.2011 и составленные в ходе осмотра, также свидетельствуют о том, что на месте производства земляных работ восстановление благоустройства в зимнем варианте не осуществлено.
Так, из фотоснимков (л.д. 29, 30) следует, что Обществом в нарушение пункта 3.6 Порядка восстановления благоустройства, утвержденного Постановлением Администрацией г. Тюмени от 05.09.2008 N 118-пк, не осуществлено восстановление благоустройства, нарушенное при проведении аварийных работ в зимний период. Место производства земляных работ не засыпано щебнем, песком или иным подобным материалом с выравниванием.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности по восстановлению благоустройства, поскольку земляные работы проводились по поручению МАУ г. Тюмени "Комтех" на основании договора N 18/0111-А от 18.01.2011 на оказание услуг по выявлению и устранению повреждений на муниципальных сетях подлежит отклонению, исходя из следующего.
Доказательства приведения указанного довода в суде первой инстанции материалы дела не содержат. Кроме того, любое условие договора, в том числе договора N 18/0111-А от 18.01.2011, противоречащее законодательству, в том числе Порядку восстановления благоустройства, утв. Постановлением Администрацией г. Тюмени от 05.09.2008 N 118-пк, не может приниматься во внимание при решении вопроса о правомерности привлечения к административной ответственности, поскольку договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, довод Общества об отсутствии у него обязанности по восстановлению благоустройства подлежит отклонению.
Довод подателя жалобы на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 05.03.2008 "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" начальник отдела муниципального учреждения "Служба заказчика по благоустройству, внешнему виду зданий, сооружений и обслуживанию населения" Восточного, Калининского, Ленинского, Центрального административных округов города Тюмени, наделен полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе по статье 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Из содержания имеющегося в материалах настоящего дела протокола об административном правонарушении N 7 от 24.03.2011 следует, что таковой составлен начальником отдела ПЭА МУ "Служба заказчика по благоустройству, внешнему виду зданий, сооружений и обслуживанию населения ВАО г. Тюмени" Куцая Е.В.
Таким образом, ссылка подателя жалобы на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, расценивается судом апелляционной инстанцией как несостоятельная.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных требований ОАО "Тепло Тюмени", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с чем, государственная пошлина, уплаченная Обществом за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.06.2011 по делу N А70-3428/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Тепло Тюмени" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., ошибочно уплаченную при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 17.06.2011 N 2404.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3428/2011
Истец: ОАО "Тепло Тюмени"
Ответчик: Административная комиссия Восточного административного округа Администрации г. Тюмени
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5522/11