г. Хабаровск
30 августа 2011 г. |
N 06АП-3165/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Комитета по финансам мэрии города Магадана: Шуфер Марина Анатольевна, представитель по доверенности от 01.08.2011 N 04-01/570;
от Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Магадана "Станция скорой медицинской помощи": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по финансам мэрии города Магадана, Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Магадана "Станция скорой медицинской помощи"
на решение от 20.06.2011
по делу N А37-462/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Магадана "Станция скорой медицинской помощи"
к Комитету по финансам мэрии города Магадана
об отмене предписания от 09.12.2010 N 04/03-874
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Магадана "Станция скорой медицинской помощи" (далее - МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи", Станция скорой медицинской помощи), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене предписания Комитета по финансам мэрии города Магадана (далее - Комитет по финансам) от 09.12.2010 N 04/03-874.
Решением суда первой инстанции от 20.06.2011 заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны недействительными:
- пункт 3 предписания Комитета по финансам мэрии города Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874 в части возложения на заявителя обязанности по проведению служебного расследования по необоснованному списанию материальных запасов, обусловленному увеличением срока действия зимних надбавок к нормам расхода топлива.
- пункт 4 предписания Комитета по финансам мэрии города Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874 в части обязания Станции скорой помощи просчитать сумму необоснованно списанных на расходы учреждения горюче-смазочных материалов по всем 14 автомобилям, в связи с увеличением срока действия зимних надбавок к нормам расхода топлива.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении остальных требований, Станция скорой помощи обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которой просит отменить судебный акт в части:
- пункта 3 о возложении на Станцию скорой помощи обязанности по проведению служебного расследования по необоснованному начислению заработной платы за первую половину месяца;
- пункта 5 по эпизоду пункта 2.3. мотивировочной части предписания. Станция скорой помощи считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, следовательно, решение суда в названной части подлежит отмене.
Комитет по финансам мэрии города Магадана, не согласившись в части с судебным актом, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Станции скорой помощи, и принять в этой части новый судебный акт, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Магадана "Станция скорой медицинской помощи", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета по финансам мэрии города Магадана поддержала доводы своей апелляционной жалобы, просила изменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Станции скорой помощи, и принять в этой части новый судебный акт. В удовлетворении апелляционной жалобы Станции скорой помощи просила отказать.
Суд апелляционной инстанции, в порядке положений статьи 268 АПК РФ, повторно рассматривает дела по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, а также проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемых частях, поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Комитета по финансам мэрии города Магадана, проверив обоснованность доводов апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемых частях и удовлетворения апелляционных жалоб.
Из материалов дела следует, что в период с 29.06.2010 по 28.07.2010 на основании решения и.о. руководителя Комитета по финансам мэрии города Магадана Гавриловой Л. М. от 28.06.2010 N 04-03/425, должностными лицами Комитета была проведена комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи", включающая в себя инвентаризацию денежных средств в кассе и медикаментов, проверку состояния бухгалтерского учета (учетной политики, ведения учетных регистров, оформление первичных документов) и достоверность бухгалтерской отчетности (сопоставимость показателей в регистрах и отчетности), проверку правильности применения бюджетной классификации, анализ использования денежных средств в кассе и на счетах в Управлении федерального казначейства по Магаданской области, проверку обоснованности и своевременности расчетов с подотчетными лицами, отражения в учете проезда в отпуск сотрудников, сохранности, правильности оприходования и списания материальных ресурсов, обоснованности произведенных расходов, расчетов по взаимным обязательствам за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, проверку выполнения мероприятий по результатам предыдущей ревизии в МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи".
По результатам проведения комплексной проверки, Комитетом было выявлено, что в проверяемом периоде МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи" вместо табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (код формы N 0504421) для учета использования рабочего времени и начисления заработной платы применяется табель учета рабочего времени, составленный по неутвержденной форме. Заработная плата за первую половину каждого месяца начисляется необоснованно, поскольку в учреждении не составляется табель учета рабочего времени за первую половину месяца. В частности, в мае 2008 была необоснованно, по мнению Комитета, начислена заработная плата за первую половину месяца на общую сумму 3 117 866,53 руб., в марте 2009 на общую сумму 2 219 983,30 руб. Имеют место случаи, когда заработная плата текущего месяца необоснованно начисляется и выплачивается работникам учреждения за фактически неотработанное время.
По результатам проверки 11.10.2010 составлен Акт проверки МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи" и выдано Предписание от 09.12.2010 N 04/03-874 по устранению выявленных нарушений. Указанное предписание получено заявителем 09.12.2010, о чем свидетельствует соответствующая отметка о получении, что Станцией скорой медицинской помощи не оспаривается.
Не согласившись с названным предписанием, Станция скорой медицинской помощи обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования части, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту, и нарушение этим актом прав и интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением, а также незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, совершения оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействий) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).
В то же время, названное положение не освобождает организацию от обязанностей, возложенных на нее ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что Станцией скорой медицинской помощи оспаривается Предписание Комитета по финансам мэрии города Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874 по устранению выявленных нарушений частично, а именно: п. 3 в части возложения на заявителя обязанности по проведению служебного расследования по необоснованному начислению заработной платы за первую половину месяца; по необоснованному расходованию и списанию материальных запасов, по необоснованному расходованию и списанию денежных средств по эпизоду с Белкиным А. А. в сумме 14 500 рублей, а также п. 4 и п. 5 резолютивной части предписания полностью.
Судом первой инстанции удовлетворены требования Станции скорой медицинской помощи в части:
- пункта 3 предписания Комитета по финансам мэрии города Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874 в части возложения на заявителя обязанности по проведению служебного расследования по необоснованному списанию материальных запасов, обусловленному увеличением срока действия зимних надбавок к нормам расхода топлива;
- пункта 4 предписания Комитета по финансам мэрии города Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874 в части обязания Станции скорой помощи просчитать сумму необоснованно списанных на расходы учреждения горюче-смазочных материалов по всем 14 автомобилям, в связи с увеличением срока действия зимних надбавок к нормам расхода топлива.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Удовлетворяя заявленные требования в части пункта 3 предписания Комитета по финансам мэрии города Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874 (в части возложения на заявителя обязанности по проведению служебного расследования по необоснованному списанию материальных запасов, обусловленному увеличением срока действия зимних надбавок к нормам расхода топлива), в части пункта 4 предписания Комитета по финансам мэрии города Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874 в части обязания Станции скорой помощи просчитать сумму необоснованно списанных на расходы учреждения горюче-смазочных материалов по всем 14 автомобилям, в связи с увеличением срока действия зимних надбавок к нормам расхода топлива, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что выводы ответчика о нарушении заявителем Приложения N 2 к указанным Методическим рекомендациям, выразившимся в необоснованном увеличении срока действия зимних надбавок к нормам расхода топлива с 01 октября по 15 мая, а также необоснованном руководстве постановлением губернатора Магаданской области от 03.06.1998 г. N 128 "О нормах расхода топлива и смазочных материалов для автомобильного транспорта учреждений здравоохранения Магаданской области", которое распространяется, по мнению Комитета, только на учреждения здравоохранения Магаданской области не соответствуют нормативным актам, регулирующим названные спорные правоотношения.
Судом установлено, что в соответствии с п. 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи", одной из основных функций скорой медицинской помощи является: осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.
Согласно информации ГУ "Колымское УГМС" (т. 2 л.д. 15) начиная с 01.10.2008 по 15.05.2009 температура воздуха в г. Магадане варьировалась от максимальной +7,6°С до минимальной -10,4°С, при средней температуре воздуха от -0,5°С до +1°С.
Пунктом 4.3 раздела 4 приложения отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования" (ОСТ 91500.07.0001-2002) приказа Министерства здравоохранения РФ N 313 от 14.10.2002 установлено, что температура воздуха в салоне должна быть в центре носилок не ниже +20°С, на поверхности пола, в центре салона не ниже + 15°С. В связи с чем, суд признал обоснованными доводы Станции скорой помощи о том, что обеспечение необходимого температурного режима в салоне автомобиля при указанных наружных температурах воздуха возможно только при систематическом прогреве двигателя автомобиля.
В соответствии с п. 40 приказа Минтранса РФ от 24.06.2003 г. N 153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте" расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.
Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. N АМ-23-р введены в действие методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
В соответствии с п. 1 названных Методических рекомендаций указанно, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
Согласно п. 6 раздела II Рекомендаций принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
В соответствии с приложением N 2 к названным Методическим рекомендациям срок действия зимних надбавок установлен с 15 октября по 30 апреля, предельная величина зимних надбавок не более 18%.
Здесь же предусмотрено, что указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений - приказом руководителя предприятия.
Региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений - по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России.
Судом установлено, что списание горюче-смазочных материалов автомобилей в МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" производится в соответствии с постановлением губернатора Магаданской области от 03.06.1998 N 128 "О нормах расхода топлива и смазочных материалов для автомобильного транспорта учреждений здравоохранения Магаданской области", в связи с отсутствием аналогичных норм, утвержденных для учреждений здравоохранения г. Магадана. Указанное постановление губернатора Магаданской области в настоящее время является действующим, следовательно, подлежит обязательному применению при эксплуатации автотранспорта всеми учреждениями здравоохранения как г. Магадана, так и Магаданской области в целом.
В частности, п.п. 2.3. п. 2 названного постановления для г. Магадана устанавливается период применения норм расхода топлива при перевозке больных в зимнее время с 01 октября по 15 мая.
Такое начало применения зимних норм расхода топлива позволяет соблюдать установленные для скорой медицинской помощи функции, и поддерживать соответствующий температурный режим в салоне автотранспортного средства скорой медицинской помощи.
Следовательно, применение зимних норм расхода топлива (включающих в себя, в том числе прогрев двигателя автомобиля) при эксплуатации автотранспорта учреждения законно и обоснованно.
Доказательств того, что действие постановления губернатора Магаданской области от 03.06.1998 N 128 "О нормах расхода топлива и смазочных материалов для автомобильного транспорта учреждений здравоохранения Магаданской области" не распространяется на муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения г. Магадана, а, следовательно, Станции скорой медицинской помощи руководствуется им необоснованно, Комитетом не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал требования Станции скорой медицинской помощи в указанной части подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Комитета по финансам мэрии города Магадана подлежат отклонению.
Отказывая Станции скорой помощи в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого предписания - п. 3 в части возложения на заявителя обязанности по проведению служебного расследования по необоснованному начислению заработной платы за первую половину месяца; по необоснованному расходованию и списанию денежных средств по эпизоду с Белкиным А. А. в сумме 14 500 рублей; - п. 4 в части восстановления в бухгалтерском учете сумм, излишне отнесенных на фактические расходы; - п. 5 о принятии мер по взысканию и возврату в бюджет города Магадана необоснованно выплаченных бюджетных средств, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Судом установлено, что по результатам проведения комплексной проверки, Комитетом было выявлено, что в проверяемом периоде МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи" вместо табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (код формы N 0504421) для учета использования рабочего времени и начисления заработной платы применяется табель учета рабочего времени, составленный по неутвержденной форме. Заработная плата за первую половину каждого месяца начисляется необоснованно, поскольку в учреждении не составляется табель учета рабочего времени за первую половину месяца. В частности, в мае 2008 была необоснованно начислена заработная плата за первую половину месяца на общую сумму 3 117 866,53 руб., в марте 2009 - на общую сумму 2 219 983,30 руб. Имеют место случаи, когда заработная плата текущего месяца необоснованно начисляется и выплачивается работникам учреждения за фактически неотработанное время.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В силу ч. 4 ст. 91 ТК РФ, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" данный Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Статья 9 указанного закона устанавливает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
Расчеты с работниками являются хозяйственной операцией, следовательно, в соответствии с ФЗ РФ "О бухгалтерском учете" должны оформляться первичными документами.
Судом установлено и не оспаривается Станцией скорой медицинской помощи, что в проверяемом периоде с 01.01.2008 по 31.12.2009 бухгалтерский учет в МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи" должен был осуществляться в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" (далее - Приказ N 148н), согласно которому данная Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета, в том числе, и в бюджетных учреждениях.
В соответствии с указанным приказом основанием для начисления заработной платы служат: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, другие документы.
Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также порядок их разработки и оформления могут быть разработаны организацией самостоятельно, но с учетом требований об обязательных реквизитах.
Приложением N 2 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, утверждены Унифицированные формы первичных учетных документов, в частности, форма 0504421 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы".
В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н табель применяется для учета использования рабочего времени и начисления заработной платы. Табель ведется ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений. Записи в табель и исключение из табеля работников должны производиться только на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу,
переводе, увольнении.
В конце месяца работником, ответственным за ведение табеля, определяется общее количество дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты) с записью их в соответствующие графы (35, 42, 43, 45, 47, 49, 51). Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет.
Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для проведения расчетов по соответствующим графам "Сумма" (41, 44, 46, 48, 50, 52), после утверждения табеля руководителем учреждения он используется для составления Расчетно-платежной ведомости.
Судом первой инстанции проанализированы представленные Станцией скорой помощи копии табелей учета рабочего времени за период с мая 2008 по март 2009 (т. 2 л.д. 17-52), и установлено, что указанные табели не соответствуют унифицированной форме, утвержденной Приказом N 148н, что является нарушением ч. 2 ст. 9 ФЗ РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Доводы Станции скорой медицинской помощи о том, что за первую половину месяца работникам учреждения выплачивается аванс в счет заработной платы за полный месяц, следовательно, составлять табель учета рабочего времени отдельно за первую половину месяца нет необходимости, суд обоснованно отклонены.
По смыслу ст. 136 ТК РФ аванс - это оплата труда за первую половину месяца. Иными словами, при расчете аванса должно учитываться фактически отработанное персоналом время.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 23.05.1957 N 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", которое действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время.
Следовательно, даже при выплате аванса работодатель должен вести своевременный учет рабочего времени, поскольку в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте по каким-то причинам (болезнь, отпуск за свой счет) размер аванса должен быть скорректирован в соответствии с фактически отработанным временем.
Таким образом, аванс должен начисляться работникам организации, в том числе исходя из данных табеля учета рабочего времени за первую половину месяца.
Содержащееся в Приказе N 148н положение о том, что табель учета рабочего времени закрывается ежемесячно, не освобождает заявителя от обязанности оформлять указанный первичный документ для осуществления расчетов с работниками, в том числе, и за первую половину месяца.
Следовательно, отсутствие первичных документов при начислении заработной платы за первую половину месяца является нарушением ФЗ РФ N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и трудового законодательства в целом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал выводы Комитета о том, что заявителем необоснованно начисляется заработная плата за первую половину месяца без составления табеля учета рабочего времени в первую половину месяца, отказав в указанной части Станции скорой медицинской помощи в удовлетворении заявленных требований.
По результатам проведения комплексной проверки, Комитетом установлены факты нарушения МБУЗ г. Магадана "Станция скорой медицинской помощи" в проверяемом периоде Решения Магаданской городской Думы от 30.12.2004 N 76-д "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования "Город Магадан", работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета".
В частности, выявлено, что имеют место случаи, когда работникам учреждения в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора оплачивается стоимость проезда не по фактическим расходам, а производится авансирование, указанная компенсация предоставляется работникам, отработавшим в организации, финансируемой из местного бюджета менее трех лет.
В частности, в соответствии с приказом МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" от 11.08.2008 N 97-к Белкину А. А., фельдшеру выездной бригады, предоставлен очередной отпуск за один год за период с 13.07.2007 по 13.07.2008, с последующим увольнением по собственному желанию, п. 3 ст. 77 ТК РФ, в связи с выездом на постоянное место жительства в ЦРС, с оплатой проезда до г. Москвы, основанием послужило личное заявление Белкина А. А..
Доводы учреждения о том, что Белкину А. А. была произведена оплата проезда к месту проведения отпуска, суд правомерно признал необоснованными, как противоречащими материалам дела.
Ссылки на представленный учреждением Приказ МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" от 30.12.2010 N 139-к, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку указанный приказ издан после вынесения ответчиком оспариваемого предписания, и на момент проведения проверки фактически отсутствовал.
Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно.
В соответствии со ст. 326 ТК РФ, работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
В соответствии с 6.2 Решения Магаданской городской Думы от 30.12.2004 N 76-д "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования "Город Магадан", работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета", работнику организации, финансируемой из местного бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа весом не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Гарантии, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются в случае, если работник отработал в организации, финансируемой из местного бюджета, не менее трех лет, и сохраняются в течение одного года со дня расторжения работником трудового договора в данной организации по основаниям, указанным в абз. 1 данного пункта.
Как следует из приказа МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" N 97-к Белкину А. А. был оплачен переезд к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Станцией скорой медицинской помощи, что данный сотрудник права на указанную гарантию не имел, поскольку отработал в МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" менее трех лет.
Судом также установлено и не оспаривается учреждением, что на момент проведения проверки Белкин А. А. в нарушение п. 155 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, не представил в бухгалтерию учреждения авансовый отчет о произведенных расходах.
Таким образом, Белкину А. А., проработавшему в МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" менее трех лет, необоснованно оплачен переезд к новому месту жительства в другую местность и произведено авансирование указанных расходов.
Судом установлено, что меры по взысканию дебиторской задолженности в сумме 14 500 руб. Станцией скорой помощи не принимались. В нарушение ст. 9 ФЗ РФ N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 155 Инструкции по бюджетному учету указанная задолженность была необоснованно списана на расходы учреждения в отсутствие документов, подтверждающих произведенные расходы.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание в указанной части законным и обоснованным, отказав Станции скорой медицинской помощи в этой части в удовлетворении заявленных требований.
В части выводов ответчика о необоснованном расходовании и списании материальных запасов, судом первой инстанции установлено следующее.
Как выявлено по результатам проведения проверки, Станция скорой медицинской помощи в нарушение п. 5 Методических рекомендаций за период с 01.05.2008 по 31.12.2009 необоснованно списывала на расходы учреждения дизельное топливо, используемое для нужд гаража, поскольку в МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" отсутствует приказ руководителя или
распоряжение мэрии г. Магадана об увеличении нормативного расхода топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности с обоснованием и учетом фактического количества единиц автотранспортных средств, используемых на этих работах.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитетом правомерно указано в оспариваемом предписании на необоснованное списание материальных запасов, поскольку учреждением не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность списания на расходы учреждения дизельного топлива, используемого для нужд гаража, в частности, приказа руководителя МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" или распоряжение мэрии г. Магадана об увеличении нормативного расхода топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Магадана "Станция скорой медицинской помощи" подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, и оценив, в порядке положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" о признании недействительным предписания Комитета по финансам мэрии г. Магадана от 09.12.2010 N 04/03-874.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены в обжалуемых частях решения суда первой инстанции и удовлетворения в этих частях апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 20.06.2011 по делу N А37-462/2011 в обжалуемых частях оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-462/2011
Истец: МБУЗ города Магадана "Станция скорой медицинской помощи", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи"
Ответчик: Комитет по финансам мэрии г. Магадана, Комитет по финансам мэрии города Магадана
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2888/12
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2888/2012
21.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6336/11
30.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3165/11