город Омск
26 августа 2011 г. |
Дело N А46-4601/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5339/2011) Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2011 по делу N А46-4601/2011 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск"
к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска
о признании решения от 17.12.2010 N 065 005 10 ВД 0006503 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска - Кочетова Т.В. по доверенности N 004940 от 29.03.2011 сроком действия по 31.12.2011, личность удостоверена удостоверением;
от закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск" - Чечуков Н.Н. по доверенности N 17 от 11.01.2011 сроком действия по 31.12.2011, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
установил:
Закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Омск" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск", Общество, плательщик, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска, Учреждение) о признании решения от 17.12.2010 N 065 005 10 ВД 0006503 недействительным.
Решением от 03.06.2011 по делу N А46-4601/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные Обществом требования.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия у Общества недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и того, что неверное указание в платежных документах ИНН и КПП получателя платежей не приводит к не поступлению средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
По мнению подателя жалобы, Обществом не выполнены условия части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в соответствии с которыми обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда, поскольку ошибки в платежных документах в реквизитах ИНН, КПП и наименовании получателя страховых взносов привели к зачислению платежей на код бюджетной классификации, не принадлежащий бюджетам внебюджетных фондов.
В судебном заседании представитель ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" согласно положениям Федерального закона N 212-ФЗ является страхователем и плательщиком страховых взносов, которое обязано в своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
По платежным поручениям от 15.02.2010 за N N 434 (л.д. 15), 435 (л.д. 16), 436 (л.д. 17), 437 (л.д. 18), исходящим от страхователя, с его расчетного счета произведено списание 529 673 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за январь 2010 года.
В данных платежных документах ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" применительно к получателю (государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ГУ-ОПФ РФ по Омской области)) списанных на их основании денежных средств, в том числе указаны: идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - 5501066107 и код причины постановки его на учет (КПП) - 550101001, в то время как их значение в действительности иное: 5500000054 и 550301001 соответственно (л.д. 21-22).
01.03.2010 эти платежи зачислены Управлением Федерального казначейства по Омской области (УФК по Омской области) на счета ГУ - ОПФ РФ по Омской области.
В связи с несвоевременным поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за январь 2010 года в бюджет Пенсионного фонда Российской федерации ввиду неверного указания страховщиком ИНН и КПП получателя страховых взносов, ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска в адрес Общества выставило требование N 06500540024708 от 29.09.2010 (л.д. 12), которым плательщику в срок до 19.10.2010 предложено произвести уплату пеней в сумме 2 136 руб. 39 коп., начисленных за период с 16.02.2010 по 01.03.2010 на сумму страховых взносов, списанных по перечисленным выше платежным поручениям, но не зачисленным на счета их получателя (л.д. 24-31).
Названное требование было получено Обществом 01.10.2010.
В связи с неисполнением требования N 06500540024708 от 29.09.2010 в установленный срок 17.12.2010 ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска принято решение N 06500510ВД0006503 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (л.д. 13), на основании которого в банк выставлены инкассовые поручения NN 06500570023780, 06500570023782, 06500570023784, 06500570023787 (л.д. 37-38).
Решение N 06500510ВД0006503 от 17.12.2010 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках было направлено в адрес Общества 21.01.2011 (л.д. 14).
ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" обратилось с жалобой на решение заинтересованного лица в ГУ-ОПФ РФ по Омской области, которая решением от 03.03.2011N ОС-06-03-1196 была оставлена без удовлетворения (л.д. 43-46).
Полагая, что неверное указание в платежных документах значения ИНН и КПП получателя страховых взносов не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, следовательно, отсутствуют и основания для начисления пеней, ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 17.12.2010 N 065 005 10 ВД 0006503 ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска недействительным.
03.06.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В силу части 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Материалами дела подтверждается, что платежные поручения N N 434-437 на перечисление страховых взносов сформированы Обществом отдельно по перечисленным государственным внебюджетным фондам, предъявлены им в банк 15.02.2010, следовательно, требования приведенных выше законоположений заявителем соблюдены.
Пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статья 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Из системного анализа смысла и содержания вышеуказанных норм следует, что для установления факта неисполнения обязанности по уплате страховых взносов следует установить - поступили или нет денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что, платежные документы Общества от 15.02.2010 за N N 434-437, безусловно, направлены на перечисление по ним страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов на соответствующие счета Федерального казначейства. Так, в платежных поручениях указаны получатель денежных средств - ГУ-ОПФ РФ по Омской области, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению, и конкретный внебюджетный государственный фонд, в бюджет и на счет которого они подлежат зачислению.
При этом, несмотря на ошибочное указание в платежных документах значений ИНН и КПП, в том числе и получателя (их отсутствие или ошибочность в них), 529 673 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за январь 2010 года в полном объеме и своевременно поступили в исчисленной к уплате сумме в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующей счет Федерального казначейства.
Таким образом, неверно указанный в платежных поручениях на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИНН, а также КПП не свидетельствует о том, что обязанность по уплате страховых взносов страхователем исполнена не была, поэтому начисление пеней на сумму страховых взносов, списанных со счета заявителя по перечисленным выше платежным поручениям, является необоснованным.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска от 17.12.2010 N 065 005 10 ВД 0006503 противоречит вышеуказанным положениям Федерального закона N 212-ФЗ, возлагает на ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" ничем не обусловленную обязанность по уплате пеней, тем самым нарушая его права и законные интересы, что создает необходимую в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания этого решения недействительным.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил как несостоятельную ссылку заинтересованного лица на пункт 10, подпункт "а" пункта 13 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.08 N 92н, в которых предусмотрен порядок отнесения органом Федерального казначейства поступивших сумм к невыясненным поступлениям если в полях расчетного документа "ИНН" и "КПП" получателя не указаны значения ИНН и КПП или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя - администратора поступлений в бюджет.
По верному утверждению заявителя, указанный выше Порядок устанавливает правила учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, распространяющиеся на Федеральное казначейство и его территориальные органы, но не на плательщиков страховых взносов, в связи с чем пункт 10, подпункт "а" пункта 13 упомянутого Порядка в рассматриваемой ситуации применению не подлежат.
Таким образом, удовлетворив заявленные ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
В этой связи государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченная ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета как ошибочно уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2011 по делу N А46-4601/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска ошибочно уплаченную по платежному поручению N 23975 от 27.06.2011 государственную пошлину в размере 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4601/2011
Истец: ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска